Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время, в современной России проблема патриотизма, его значимости и необходимости в формировании российской государственности считается одной из наиболее дискуссионных тем, которую широко обсуждают в обществе.
Патриотизм является важной составляющей в воспитании младших классов, значимость которого необходима в формировании личности ребенка, необходимость проведения целевых работ в школах закреплена в нормативных документах: Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» от 12.29.2012 №273 ФЗ, «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утверждённой распоряжением Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р, Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) всех уровней общего образования.
Понятие «патриотизм» включает переживания личностью чувств, связанных с положительным отношением к своей Родине, осознанием своего долга перед ней и стремлением к его осуществлению. Другими словами патриотизм – это любовь к своему Отечеству, и готовность к сознательным поступкам во благо Родины. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Ближе к старшим классам возникает необходимость в более полном просвещении учащихся, в частности мужского пола из-за скорого воинского призыва. Данное условие изменяет подход к патриотическому воспитанию, сводя к начальным знаниям о воинской подготовке, устройстве армии и полевым выездам от лица школы. Таким образом, социальный запрос на патриотическое воспитание подрастающего поколения в современной России велик, однако далеко не все педагоги готовы к осуществлению эффективному просвещению учащихся общеобразовательных учреждений.
Несмотря на это, педагогическим коллективом школ ведётся активная работа по приобщению обучающихся к социально-значимой деятельности: проводятся круглые столы с целью приобретения и обобщения практического опыта в воспитательной деятельности, открытые родительские собрания, внеклассные и общешкольные мероприятия. Обучающиеся среднего и старшего школьного звена являются активными участниками конкурсов патриотической тематики: дети принимают участие в фестивалях военно-патриотической песни, конкурсах чтецов, являются участниками творческих проектов и социально-ориентированных акций. Кроме того, педагоги школ также принимают участие в городских и районных конкурсах патриотической направленности.
Цель исследования: анализ и изучение теоретических и методологических аспектов патриотического воспитания.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• определить понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в сфере образования;
• проанализировать нормативно-правовую базу патриотического воспитания школьников;
• рассмотреть основные направления патриотического воспитания в школе;
• изучить формы работы педагога в процессе патриотического воспитания.
Объект исследования — патриотическое воспитание.
Предмет исследования: направления и формы работы в процессе патриотического воспитания.
Методы исследования: анализ существующей базы научно-методической литературы по исследуемой теме, обобщение и синтез полученной информации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы для работы с подрастающим поколением.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Патриотическое воспитание как научная категория
1.1 Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в сфере образования
Рассмотрим сущность понятия «патриотизм».
Патриотизм является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и стабильности, которые особенно мощно и неудержимо проявляются на переломных этапах развития, во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний.
Из литературы мы узнаем, что понятие «патриотизм» связано с осознанием высших нравственных ценностей народа и преданности им. Он имеет базой духовные традиции предшествующих поколений, опирается на вековую историю России и малой Родины .
Слово «патриотизм» происходит от греческого - отечество. В словаре В. И. Даля оно трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб... Патриотизм - любовь к отчизне...» .
Многие авторы рассматривают его как осознание себя гражданином России, как чувство гордости за свой край, свой народ и его историю, как осознание ответственности каждого за всеобщее благополучие, осознание этнической принадлежности. Традиционно, в современной науке существует ряд мнений по вопросу о сущности патриотизма. Философы - Н. И. Матюшкин, М. В. Митин, П. М. Рогачев - определяют патриотизм как высшее нравственное чувство, такие ученые-педагоги, как Н. И. Болдырев, Н. К. Г ончаров, И. П. Тугаев, относят патриотизм к политическим принципам. Вместе с тем, большинство педагогов (Н. П. Егоров, Л. Р. Болотина, А. К. Быков, Т. А. Ильина, Т. Н. Мальковская, И. С. Марьенко, Р. А. Полуянова, Ю. П. Сокольников) все же считает патриотизм сложным нравственным качеством .
Как мы видим, сложность рассматриваемого явления и обуславливает существующий плюрализм мнений. Исходя из этого, необходимо максимально уточнить сущность и содержание патриотизма, так как результативность патриотического воспитания зависит от точного определения начальных понятий и положений.
Философский словарь дает нам следующее толкование понятия «патриотизм»: «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». Большой энциклопедический словарь определяет «патриотизм» как «любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства» .
И. Ф. Харламов считает патриотизм взаимосвязанной совокупностью нравственных чувств и поведенческих черт, присоединяя к этому любовь к Отечеству, активный труд на его благо, следование трудовым традициям и умножение их, бережное отношение к памятникам истории и обычаям своего края, привязанность и любовь к тем местам, где родился, желание укреплять честь и достоинство Отечества, готовность и умение защищать его, а также воинскую храбрость, мужество и самоотдачу, дружбу различных народностей, отсутствие расовой и национальной неприязни, уважительное отношение к обычаям и культуре других стран и народностей, стремление сотрудничать с ними .
Патриотизм, как формируемое в патриотическом воспитании комплексное и интегрированное личностное качество, включает в себя ряд компонентов:
• патриотическое сознание;
• патриотически ориентированное мировоззрение;
• национальное самосознание;
• патриотические знания;
• патриотические убеждения;
• патриотические установки;
• патриотические ценностные ориентации;
• патриотические позиции;
• патриотические идеалы;
• патриотические чувства;
• верность Отечеству;
• социально-позитивные отношения (к Родине, к истории, настоящему и будущему страны, народным традициям; к окружающей социальной и природной среде; к выполнению своего конституционного долга);
• социально-позитивное (патриотическое) поведение личности; социально-позитивную (патриотическую) деятельность;
• готовность к выполнению гражданского и конституционного долга как проявление феномена служения Отечеству .
Исходя из этого считаем, что патриотизм школьника рассматривается как чувство, отражающее отношение личности (субъекта) к Родине (объекту), ориентацию на служение ее интересам, уважение к истории, традициям, ценностям культуры, участие в социально-значимой деятельности, структурными компонентами которого являются наличие у младшего школьника и подростка патриотических знаний, позитивное устойчивое отношение к Родине, мотивы патриотического поведения, обусловливающие проявление действенного патриотизма .
Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный процесс формирования уважения и любви к своей стране, к ее традициям, истории, культуре. Патриотическое воспитание всегда являлось одной из главных задач школы.
Говоря про трактовку патриотизма в современном российском обществе, следует отметить, что в данное время формируется тенденция легального определения термина патриотизм в законодательстве. Данное утверждение подтверждается фактом внесения в Государственную Думу Российской Федерации законопроекта № 315234–7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации».
В нем под патриотизмом понимается нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 68–71
2. Белоногова, Л. Н. Интерактивная экскурсия как форма воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения / Л. Н. Белоногова [и др.]. - Текст : непосредственный // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2017. - № 1. - С. 222-227
3. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – Москва : Айрис Пресс : Айрис дидактика, 2006.
4. Бурлакова, И. И. Патриотическое воспитание: от теории к практике : методическое пособие / И. И. Бурлакова. - Москва : Перспектива, 2015. - 174 с.
5. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - Москва : ЭКСМО, 2018. - 896 с.
6. Журавская, Т. В. Патриотическое воспитание : Нормативные правовые документы / Т. В. Журавская. – 2-е изд., перераб. – Москва : ТЦ Сфера, 2006
7. Куликова, Г. Г. Современные подходы к патриотическому воспитанию студентов: исследования, опыт, проблемы / Г. Г. Куликова. - Текст : непосредственный // Инновации в образовании. - 2008. - № 8. - С. 127-133
8. Микрюков, В. Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1–11 классы / В. Ю. Микрюков. – Москва : ВАКО, 2009
9. Мусс, Г. Н. Теория и практика патриотического воспитания : учебное пособие / Г. Н. Мусс. - Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2015
10. Мухамедова Г.Х. Современные принципы военно-патриотического воспитания: учеб. пособие. Ульяновск: УГПУ им. И.Н. Ульянова, 2014
11. Мясникова Д.В. Концепция сфер гражданско-патриотического воспитания // В сборнике: 21 век: фундаментальная наука и технологии. Материалы XXIIмеждународной научно-практической конференции . 2020. С. 63-67
12. Пашкович, И. А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий / И. А. Пашкевич. – Волгоград : Учитель, 2006.
13. Приходько, В. И. Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В. И. Приходько // Молодежь и общество. – 2011. – № 2. – С. 53–57
14. Томилин, С.Н. О Концепции государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза/ С.Н. Томилина. // Человек и образование.– 2015. - № 2. – с. 5
15. Философский словарь / под редакцией И. Т. Фролова. - Москва : Республика, 2001. - 483 с.
16. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - Москва : Гардарики, 1999. - 520 с.
17. Хачатурова, К. Р. Развитие творческого потенциала старших подростков средствами предметов естественнонаучного цикла : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : защищена : 26.05.2017 / Хачатурова Карине Робертовна. – Великий Новгород, 2017
18. Чистякова, Н. Н. Формирование у бакалавров педагогики (направление подготовки - начальное образование) готовности к воспитанию патриотизма младших школьников / Н. Н. Чистякова, Г. Н. Лашкова. - Текст : непосредственный // Крымский научный вестник. - 2016. - №3 - С. 136-147
19. Шемшурина, А. И. Патриотическое воспитание школьников. Кн. для учителя : учеб.-метод. пособие / А. И. Шемшурина. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
20. Шипов, К. Воспитание на исторических событиях / К. Шипов // Патриот Отечества. – 2013. – № 11. – С. 34–36.
21. Шутова, Л. И. Профессиональные ценности как условие формирования патриотизма у будущих специалистов народного хорового пения / Л. И. Шутова // Педагогическое образование и наука. – 2014. – № 2. – С. 73–75