Фрагмент для ознакомления
2
Введение.
Анализируя форму государства в Российской Федерации, важно подчеркнуть, что государством и обществом был сделан выбор в пользу федеративного устройства страны, который не стал конечной целью, а выступил способом осуществления наивысшего результативного управления государством. На основании этого главная роль федерации заключается в создании условий для поддержания и обеспечения социально-экономического роста.
Конституции РФ 1993г. закрепляет федеративное устройство страны, однако отдельные проблемные аспекты федерализма до сих пор не разрешены. Прежде всего, это касается формы и структуры содержания федеративных государственных отношений, направленных на поддержание территориальной целостности наших границ.
Важно подчеркнуть, что федерализм имеет много уникальных черт. Сложно говорить о наличии аналогов ему в современном мире или в истории, так как его сущность не ограничивается национально-государственным устройством и территориальном принципами. В ходе исторического развития нашей страны имел место опыт копирования практики развитых государств (Германия, США и др.), однако, к положительному результату все это не привело. Это объясняется тем, что опыт иных стран в корне не согласуется с российской действительностью, кроме того наша страна преследует свои национальные интересы. Искривления, которые содержат конституционные нормы, касающиеся федеративного устройства РФ, объясняются сложной структурой и богатым историческим прошлым нашей страны.
В тоже время, принцип федерализма позволяет РФ войти в общую структуру международных отношений и международной правовой системы. Российский федерализм имеет отличия от всех остальных по размеру, качествам и ему присуща своя социально-политическая, национальная, историческая, экономическая и идеологическая исключительность. На данный момент ряд исследователей отмечают, что в нашей стране осуществляется переход от строгой централизованной экономической системы к системе рыночных отношений, и в ходе данного перехода появляется потребность большого количества специфических типов, а также способов указанного движения.
Но большинство современников смотрят на Россию как на «застрявшую» на пути от авторитарно-тоталитарного периода к либеральному будущему. Многие исследователей, сконцентрированные на формах государства, говорят о переходном характере нынешней российской государственности. Для данного периода характерны свои особенности. Прежде всего, отмечается высокий уровень дезорганизации, признание общей слабости страны и ее ценности, несоответствие правовой сферы под влиянием новых принципов. Кроме того, существенные недостатки наблюдаются в сфере рыночной экономики и частного бизнеса, негатива добавляет рост коррупции, организованной преступности и многое другое.
Поэтому современное состояние российской государственности не дает полной уверенности в том, что на данный момент существующая форма государства является полностью оптимальной и не имеет никаких проблемных аспектов. Возможно, именно с этим связано принятие конкретных решений, которые направлены в сторону развития в нашей стране унитарной формы государственности. Прежде всего, наметилась явная тенденция, связанная с увлечением позиции власти президента. Все это порождает целый ряд вопросов, которые активно начинают обсуждаться в обществе. Особенно волнует многих современный курс российской государственности и его влияние на федерализм в целом.
1. Понятие и структура формы государства.
В содержание термина «форма государства» многими исследователями вкладывается различный смысл. Чаще всего, данное понятие используют для того, чтобы выделить его из всей массы явлений, которые свойственны государственности, а те признаки, которые ее характеризуют, отражают важнейшие аспекты и взаимодействие, направленные на создание единой конкретной целостности.
С точки зрения государства, ее форма, выступает важнейшим правовым институтом (комплексом институтов), которая имеет тесную взаимосвязь с конституционным правом, в котором структурированные положения построены на внутренней согласованности и направлены на практическое регулирование правовых форм и явлений.
Если рассматривать понятие «форма государства» с позиции ее института, то здесь существует целый ряд подходов. Так, в частности ряд исследователей, под «формой государства» предлагают рассматривать явление, которое функционировать как в соответствии с существующими конституционными положениями, так и без их непосредственного влияния, кроме того допускается и их взаимная противоречивость.
В государствоведении, под «формой государства» понимают существование специфического комплексного института, обладающего характерными отличительными признаками в каждой стране, при этом не важно, даже если всем его признакам присваивается одинаковое название. Например, президентские республики в Кении и США называются одинаково, но, по сути, эти формы государственности различны и имеют свои особенности, также как федерализм Индии не похож на федерализм Канады или таиладская парламентарная монархия совершенно не идентична английской. В государствоведении каждое отличие имеет принципиальное значение.
Понятие «форма государства» состоит из четырех структурных элементов: 1) формы правления; 2) политической динамики; 3) государственного (политического) режима; 4) формы государственного устройства, которые сочетались в различной комбинации (от одного до всех четырех элементов). Но на сегодняшний день отечественным научным обществом использует структура, состоящая из трех элементов. Под формой государства принимают структуру, сочетающую форму правления (систему формирует парламент, правительство, глава государства), государственное устройство (автономное, унитарное, федеративное) и политический режим (система использования государственной власти).
С точки зрения элементного подхода форма государства выполняет важную практическую роль и поэтому используется в обучающих программах. С помощью данного подхода, в научных исследованиях огромное значение уделяется единству элементов, участвующих в создании формы государства и которые на практике образуют лишь механическое сочетание и не способствуют целостному системному единству, обусловленного внутренними взаимосвязями, взаимоотношениями с окружающей социокультурной, социальной, национальной и другими средами.
Для того, чтобы дать характеристику конкретной форме государства необходимо установить все элементы, которые входят в ее структуру. Однако трактование некоторых форм государства сводиться лишь к терминам из общей философии, что не совсем верно, поскольку за последние 10 лет ряд конституций не только упоминают о той или иной форме правления или государственного устройства но и представляют обобщенный вариант определения «формы государства (например, конституции (Сальвадора (1983г.), Турции (1982г.), Никарагуа (1987г.)).
В сущности, все вышеуказанные термины понятия «формы государства», в основном, встречаются лишь в заглавиях основных законов страны - конституций. В основном эти главы состоят из положений, в которых рассматривается государственное устройство и форма правления и еще меньше положений о государственном режиме. Но все же, иногда положения включают и важные нормы, например, в них может идти речь о признаках республики, как социального правового государства или о принципе национальной солидарности и уважения, о правах человека (Конституция Турции 1982 г.), но понятие «форма государства» как института в них нет.
Нужно признать тот факт, что использование понятия «форма государства» в конституциях подтверждает необходимость использования данного термина не только на основе принципа соединения элементов структуры в единое целое, но и в качестве специфического института, своеобразной структуры.
С точки зрения другого, системного подхода, «форму государства» нужно рассматривать на основе элементов и в соответствии с их признаками и в полной взаимосвязи, как одно единое целое. Взаимосвязь между этими элементами способна к формированию новообразования и поэтому имеет принципиально огромное значение в данной совокупности элементов. Осуществить данный процесс обычным сочетанием простых элементов невозможно, поскольку для того, чтобы создать что-то новое качество в существующей форме государства необходимо тесная взаимосвязь между всеми элементами системы.
На основании всего вышесказанного можно предположить, что с одной стороны три ключевых элемента образуют форму государства, а с другой стороны функционирование всех трех элементов невозможно без существования государства. Взаимосвязанная система всех трех элементов, куда входят: высший орган государства - форма правления,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы.
1. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 114.
2. Тихомиров Л. А. Критика демократии. М., 1997. С. 548.
3. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 110.
4. Ильин И. А. О грядущей России. Джорданвилл, 1991. С. 52.
5. Корельский В.М., Перевалов В.Д. “ Теория государства и права”, М: Норма, 2000, с.191
6. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права»/ Уч. пособие. М: Юрист, 1999. С. 78
7. Умнова И.А. Конституционные основы современного Российского федерализма.
8. Ашаева Д. Государство и государственность: российская альтернатива//Власть 1999г. №1
9. Соловьев А. И. Политология. Учеб. М: Горное изд-во , 2001
10. Чиркин В.Е. Государствоведение. Учеб. М. Юрист 1999 г.
11. Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994, с. 119
12. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
13. Конституция Российской Федерации от 01.07.2020 г.
14. Наумов С.Ю. Общая теория государства и права. Учеб. М., 2018.
15. Демин А.В. «Мягкое право»: практика применения в контексте российского и международного права. Учеб., 2018 г.
16. Яковлев В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования. Учеб. М.: Статут, 2012 г.