Фрагмент для ознакомления
2
Сектор малых и средних предприятий (МСП) является одной из ключевых составляющих экономического развития любого государства. Многие показатели включают уровень конкуренции, новые технологии, эффективность производства, сформированность среднего класса.
Однако, как наиболее драматично проявляется в нынешней ситуации с коронавирусом, они наиболее подвержены воздействию факторов внешней среды и уязвимы для непредсказуемых событий не только в экономике, но и практически во всех сферах жизни.
По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), на начало 2022 года в Российской Федерации зарегистрировано более 5,8 млн субъектов МСП.
На малых и средних предприятиях работает более 14,6 млн человек, что составляет около 25% всех занятых в экономике, и около 25% всего оборота продукции и услуг, производимых предприятиями страны в целом.
В категории «Индивидуальный предприниматель» корректно представлены 62,8 % МСП, 37,2 % — юридические лица, из них 32,7 % — микро, 4,2 % — малые и 0,3 % — средние предприятия. Торговля была признана основным видом деятельности (около 40%), а второй по важности сферой было предоставление и предоставление услуг (около 35%).
Сегодня в условиях санкций, введенных многими зарубежными странами, и последствий вспышки коронавируса сектор малого и среднего бизнеса испытывает определенные трудности и барьеры для ведения бизнеса. Все это определяет необходимость оказания им мер поддержки как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровне.
Объектом исследования является сфера малого и среднего предпринимательства.
Предметом данной итоговой работы по аккредитации является система поддержки малого и среднего предпринимательства Томской области и города Томска.
Целью данной работы является анализ существующей системы органов государственной власти и местного самоуправления в сфере развития и поддержки МСП, мер по поддержке МСП в Томской области и г. Томске и выработка рекомендаций. для их улучшения.
Для достижения этой цели в ходе нашей работы нам необходимо решить следующие задачи:
1. Оценить роль и положение сектора МСП в экономике России, особенно в Томской области.
2. Изучить методы поддержки МСП в Томской области на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и их трансформацию в условиях распространения коронавирусной инфекции и введения санкций в отношении Российской Федерации.
К основным методам написания данной работы относятся анализ научно-методической литературы, нормативных актов, сравнительный анализ, методы обобщения и классификации.
Базой исследования являются официальные документы органов законодательной и распорядительной власти, данные Росстата, статьи научной электронной библиотеки eLIBRARY, интернет-ресурсы, статистические и аналитические данные РБК и других аналитических центров.
Книга состоит из введения, основного содержания двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы поддержки малого и среднего предпринимательства
1.1 Понятие и признаки МСП
Во всем мире МСП являются важным субъектом национальных экономических систем. Представители МСП выполняют множество важных социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, развитие конкуренции в экономике, участие в формировании бюджетов всех уровней, стимулирование инноваций.
Чтобы более подробно рассмотреть сущность и значение МСП для национальной экономики, необходимо прежде всего рассмотреть, что сегодня означает термин «предпринимательство» и какие характеристики, и функции ему присущи.
Следует отметить, что помимо юридически закрепленных понятий в регулятивном праве многие исследователи предлагают собственные концепции предпринимательства.
Например, заслуженный деятель науки РФ [13] А. Н. Асаул сформулировал предпринимательство таким образом: «Оно предназначено для получения конкурентного преимущества за счет разрушения рынка. Предпринимательству присущи такие качества, как инновационность, приводящая к нарушению рыночного равновесия, которое бизнес использует в своей деятельности». В этой интерпретации интересно свойство «нарушения рыночного равновесия», встречающееся и в работах известного экономиста Йозефа Шумпетера.
Сам Шумпетер считает, что предпринимательство — это особый дар, человеческая черта, не зависящая от классовой или социальной принадлежности, где технический прогресс достигается благодаря предпринимательской деятельности и где создается избыточная стоимость, которая, как говорят, производится [15]. Устойчивое состояние «взламывается» и экономика получает стимулы к развитию.
На наш взгляд, наиболее сбалансированным определением «предпринимательской деятельности» является формулировка, встречающаяся в Гражданском кодексе Российской Федерации. Таким образом, согласно данному нормативному акту под предпринимательством понимается систематическая прибыль от владения имуществом, реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг лицом, зарегистрированным в порядке, установленном законодательством. самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск с целью повышения В Гражданском кодексе также четко указано, что МСП представляют собой особый и самостоятельный вид предпринимательской деятельности, на который распространяется действие Основных положений о предпринимательстве [1].
Из приведенного выше определения мы можем извлечь специфические характеристики «предпринимательства» как вида деятельности.
Признаки предпринимательства:
1) Независимость. Он состоит из двух элементов:
а) Институциональная независимость - принятие самостоятельных решений в ходе предпринимательской деятельности.
б) Собственность Независимость - наличие отдельного имущества для осуществления предпринимателем своей деятельности.
2) опасный характер деятельности - возможность невыполнения запланированных положительных результатов, возникновения убытков и т.п.;
3) Систематизация - осуществление предпринимательской деятельности за определенный период времени.
4) Узаконенный характер - Для осуществления предпринимательской деятельности необходимо получение государственной регистрации. Ведение бизнеса без регистрации считается преступлением.
5) Сосредоточьтесь на системных преимуществах. При этом важно отметить, что получение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.
После описания основных понятий и характеристик, характеризующих предпринимательство, необходимо выделить основные характеристики МСП как особого вида предпринимательской деятельности.
На территории Российской Федерации основными положениями в сфере МСП являются Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии МСП в Российской Федерации» [2].
Закон охватывает многие аспекты деятельности МСП, от определений и критериев отнесения предприятий к МСП до инфраструктуры для поддержки МСП в Российской Федерации. Согласно этому закону малыми и средними предприятиями являются хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, фермерские (фермерские) хозяйства и квалифицированные индивидуальные предприниматели.
1) Для юридических лиц - общая доля участия Российской Федерации в уставном капитале не должна превышать 25%, а общая доля участия иностранных юридических лиц - 49%.
2) Среднесписочная численность работников в предыдущем календарном году не должна превышать 100 человек, в том числе субъектов малого и микропредприятия - 15 человек. Чтобы классифицировать компанию как компанию среднего размера, она должна соблюдать диапазон от 101 до 250 сотрудников.
3) Выручка от реализации продукции или услуг без учета НДС не должна превышать 120 млн рублей. Для малых предприятий, малых - 800 млн руб., средних - 2 млрд руб. [2].
Поэтому основными показателями, помогающими относить субъекты к конкретным категориям, являются среднесписочная численность работников
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. Закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. От 26 июня 2018 г.)// «Консультант Плюс»: справ. правовая система. – Электрон. дан. – М., 2022. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ecba25c5ee75edc02f685823ed10abe2b0d7b887/
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (с изм. И доп.) //Консультант Плюс: справ. правовая система. – Электрон. дан. – М., 2022. – URL: http://www.consultant.ru.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Томской области [Электронный ресурс]: Областной закон от 5 декабря 2008 года № 249-ОЗ (с изм. и доп.) – Гарант: информационно-правовой портал. – Электрон. дан – М., 2022. – URL: https://www.garant.ru
4. Малый и средний бизнес в регионах России: тренды, драйверы и антикризисная политика/ Национальный доклад / Баринова В. А., Гладкий А.С., Демидова К. В., Земцов С.П., Михайлов А. А., Петросян Л. Г., Петряева А. В., Семенова Р. И., Клал Ш., Царева Ю. В., Федотов И. В. – М.: РАНХиГС, АИРР, 2022. – 67 с. – URL: https://iregions.org/images/books/National_report_2021_final_version.pdf
5. Оценка бизнесом текущего положения компаний и влияния санкций [Электронный ресурс]: результаты мониторинга Института экономики им. П. А. Столыпина. / URL: https://stolypin.institute/
6. Оценка бизнесом финансовых мер поддержки в условиях распространения Covid-19. Аналитика Российского союза промышленников и предпринимателей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rspp.ru/activity/analytics/-otsenkabiznesomfinansovykh-mer-podderzhki-v-usloviyakh-rasprostraneniya-covid-19/
7. Оценка эффективности мер поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]// исследование Общероссийского народного фронта. – URL: https://opora.ru/news/onf-provel-pervyy-monitoring-po-effektivnosti-mer-podderzhki-malogo-isrednego-biznesa.html
8. Поддержка МСП в контексте COVID-19 [Электронный ресурс]: дайджест Департамента международного и регионального сотрудничества СП РФ. – URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SME.pdf
9. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта / М. П. Антонова, В. А. Баринова, В. В. Громов, С.П. Земцов, А.Н. Красносельских, Н.С. Милоголов, А. А. Потапова, Ю. В. Царева. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. — 88 с.
10. Росстат сообщил о росте неформальной занятости в России [Электронный ресурс]: статья РБК. – URL: https://www.rbc.ru/economics/05/09/2019/5d6e74fb9a794709eeba4f8c
11. Статистика по государственной регистрации ЮЛ и ИП в целом по Российской Федерации [Электронный ресурс]: сайт Федеральной налоговой службы РФ. – URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/
12. Статическая информация: малые, средние и уязвимые [Электронный ресурс]: статический обзор Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). – URL: https://www.oecd.org/sdd/business stats/statistical-insights-small-medium- andvulnerable.html
13. Дегтярева А. С. Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях// Астраханский государственный университет. 2017.- С. 40–45. - Доступ из науч. Электрон. Б-ки «eLIBRARY.RU» URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32549994.
14. Санкции против России (2022) [Электронный ресурс]: URL: ru.Wikipedia.org
15. Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2016. 304 с.
16. Чапек В. Н., Атаев М.К., Елоев Ю.Т. Малое предпринимательство в России: организация, экономика, управление: Учебное пособие. М.: Феникс, 2016. 380 с.
17. Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учебник. / СПб.: «Питер», 2019. - 304 с.
18. Ресурсный центр малого предпринимательства: Статистика МСП [Электронный ресурс] // Ресурсный центр малого предпринимательства. 2018. URL: http://rcsme.ru/ru/statistics