Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Здоровье населения, прежде всего, зависит от собственного отношения к нему каждого человека, от выбора образа жизни, который формируется в школьном возрасте. Основными причинами, отрицательно влияющими на здоровье учащихся, являются нарушение режима труда и отдыха, нерациональное питание, психологические и эмоциональные нагрузки, формирование вредных привычек [6, с 13]. В результате к выпускному классу учащиеся имеют болезни органов зрения, системы пищеварения, дыхания, нервной системы и опорно-двигательного аппарата [7, с. 28].
Здоровье человека – общее полноценное состояние развития и самочувствия человека в норме. Несмотря на мнение, что полностью здорового человека сейчас не найти, тем не менее, существуют определенные факторы и условия, что оказывают влияние на здоровье. Поэтому так важно каждому из нас бережно относиться к своему физическому, психическому здоровью. И развивать данную тему необходимо как на уровне семьи, так и на уровне общества, социальных институтов.
Соматическое здоровье представляет собой работу органов и систем организма в норме. Здоровье на физическом плане – это развитое и тренированное человеческое тело. Здоровье на психическом уровне означает функционирование психики и сознания в норме. Нравственное здоровье предполагает наличие моральных и нравственных норм, усвоенных и применяемых человеком. Итак, критерия человеческого здоровья зависят от:
- полноценного развития человека на уровне физиологии, генетики;
- отсутствия болезней, мутаций;
- отсутствия дефектов, отклонений на физике, психическом уровне.
Сложно переоценить значение физкультуры и спорта в жизни каждого человека и для государства в целом. Эти занятия лежат в основе хорошего самочувствия и работоспособности граждан, помогают адекватно реагировать на стрессовые изменения факторов внешней среды. Что доказывает эффективность регулярных физических упражнений. Для этого в эпоху трансформации в обществе формируются здоровые привычки, новые ценности.
Современников везде подстерегают стрессы: дома – банальные бытовые конфликты, на работе – сложности профессионального характера. Растут тревога и напряжение, ведут к эмоциональным перегрузкам – в итоге появляются сложности с нервами, сердцем и сосудами. Многие «заедают стресс» - что приводит к лишнему весу, ожирению, нарушению обмена веществ. В быту появилось столько техники, что человечество обленилось и страдает от гиподинамии.
Научно-технический прогресс идет дальше - здоровье людей зависит от интенсивности занятий физкультурой и спортом. Иммунный щит организма не справляется с воздействиями достижений науки.
Два года пандемии сделали незаменимой интернет-торговлю: как раньше жили без четкой логистики и бесплатной экспресс-доставки. Снижение физических нагрузок влечет за собой серьезные проблемы со здоровьем, которым свойственно накапливаться. Поэтому, чтобы сохранить и укрепить иммунитет, человеку важно регулярно двигаться и вести активный образ жизни с раннего возраста. Только физические упражнения помогут достичь гармоничного состояния организма - поэтому настолько важна роль физкультуры в формировании здорового образа жизни.
Физкультура и спорт становятся спусковыми триггерами в современной культуре, способствуют росту духовности и нравственных качеств приверженцев, хотя прослеживается тенденция задвигать аспекты на второй план, считая второстепенными. Современные реалии таковы, что на первый план выходят построение карьеры и получение достойного заработка: то и другое зависит от уровня интеллектуальных затрат. В результате организм перегружается и необходима разрядка, которую дают спорт и другие виды физической активности. В тренде спортивность, подтянутость и прекрасный внешний вид.
Целью данной работы является рассмотрение физической культуры как средства формирования здорового образа жизни младших школьников.
Задачи:
- определить понятие «здоровый образ жизни», его содержание и критерии;
- рассмотреть здоровый образ жизни в современном образовательном пространстве;
- проанализировать вопрос формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания ;
- описать вопрос физической культуры и оптимизации режима двигательной активности как важнейшего компонента здорового образа жизни.
Объект исследования – здоровый образ жизни. Предмет исследования – физическая культура как элемент формирования ЗОЖ у младших школьников.
Глава 1 Проблема формирования потребности в ЗОЖ в современной научной литературе
1.1 Понятие «здоровый образ жизни», его содержание и критерии
Регулярные физические нагрузки создают физиологические механизмы, которые расширяют границы возможностей самого организма, его способность адаптироваться, что дает возможность в разные периоды разворачивание приспособительных физиологических процессов [1, с. 2].
Известный спортивный физиолог, специалист по адаптации А.В. Коробков дифференцировал несколько таких фаз: начальная, переходная, устойчивая, дезадаптация и повторная адаптация. Под готовностью адаптироваться понимается морфофункциональное состояние организма, благодаря чему обеспечивается успешная адаптация к новым условиям существования. Чтобы организм был готов к адаптации и эффективно реализовывал ее, важны факторы, которые укрепляют общее состояние организма, стимулируют его неспецифическую резистентность:
1) правильное питание
2) адекватный режим
3) адаптирующие средства медикаментозного характера
4) физическая нагрузка
5) закаливание [2, с. 303].
Огромна роль двигательной функции в возрастном развитии личности. Растущий организм благодаря физическому воспитанию растет, совершенствуется, укрепляется здоровье, формируются духовные качества личности. Но важно и правильно организовать двигательные упражнения, осуществлять их коммуникацию с умственным, нравственным, трудовым и эстетическим воспитанием.
На рисунке 1 мы показали задачи двигательных упражнений. Важность данных задач связана с тем, что, несмотря на то, что органы и системы развиваются быстро, их работа еще не является совершенной, еще не выражены защитные свойства организма [8, с. 79]. Важно способствовать правильному и своевременному развитию костной системы, связок и суставов, позвоночника, свода стопы, укреплять все группы мышц, развивать и укреплять сердечно-сосудистую систему, укреплять дыхательную систему [11, с. 35].
Рисунок 1 – Задачи двигательных упражнений
На рисунке 2 мы показали основные средства физического воспитания как одной из двигательных функций [5, с. 209]
Рисунок 2 – Основные средства физического воспитания
К способам усиления двигательной интенсивности относятся физкультура и спорт. В процессе занятий укрепляется здоровье, снижается утомление организма, нивелируются перегрузки психики. Кроме того, по мере усиления динамики происходит становление личности конкретного человека и самоутверждение: постепенно формируется новый образ жизни, появляется повод определиться по ценностям. Важно заинтересованное участие самих граждан – приверженцы здорового образа жизни сохраняют интерес к жизни и
бодрость на много лет, возраст здесь не помеха.
Качество здоровья человека зависит от: образа жизни на 50–55%, наследственность отражена на 20–23%, экология и окружающая среда влияют на 20–25% и здравоохранение – на 8–12%. Так как здоровье больше других факторов воздействует на образ жизни - значит, можно на это повлиять и практиковать ЗОЖ, что позволит функционировать в социуме и профессии. Для скорейшего приспособления и мобилизации резервного потенциала организма уделить пристальное внимание способам жизнедеятельности.
Главным компонентом ЗОЖ стала физическая культура, с утренней зарядки до физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые проводятся с инструктором лечебной физкультуры либо самостоятельно. Наши граждане изобретательны - любят активничать, перечислим варианты: с онлайн-тренировок в Зум, занятий фитнесом и посещения тренажерного зала. Стали популярны шведская ходьба, гимнастика цигун, йога и пилатес. Также частые заезды на велосипедах, крутые виражи на скейте или сноуборде. Популярно пребывание в плавательных бассейнах и аквапарках. Много любителей водных видов спорта, начиная со сплава по рекам на байдарках.
Формирование здорового образа жизни начинается с культуры личности, четкого соблюдения правильного распорядка дня, жизнь без вредных привычек и злоупотреблений. Далее следуют систематические физические упражнения, не менее 30 минут в день, рациональное питание и мероприятия по закаливанию организма. Важна установка на скорейшую адаптацию в обществе. Вышеперечисленное помогает достичь необходимого уровня мобилизации иммунных сил организма, поддержать бодрость и прекрасное самочувствие. Что благотворно сказывается на увеличении продолжительности жизни [3, с. 87].
Развитые физически люди привлекают внимание окружающих. Это одинаково касается и мужчин, и женщин: отличаются стройной фигурой, легкой походкой, сияющими глазами и здоровым цветом кожи. Людям, ведущим здоровый образ жизни, гораздо проще лидировать в коллективе и дома: они полны энтузиазма, интереса к жизни и созидательной энергии. Кроме того, сотрудники, которые не ходят на больничные листы, быстро попадают в поле зрения руководителей. Прогрессивные начальники премируют активистов, заинтересовывают материально. Дальновидный ход в разы усиливает мотивацию к здоровому образу жизни у остальных.
Шире внедрять совместные вылазки и мероприятия на открытом воздухе: игры в волейбол, футбол, проведение тематических викторин либо командных конкурсов с обязательным вручением призов и почетных грамот. Людям требуется признание, на него реагируют. Вследствие регулярных тренировок и полезных привычек нарастает физический потенциал, что влечет за собой повышение жизненного тонуса, расширение возможностей и укрепление защиты организма против инфекций и вирусов. Регулярные тренировки, занятия физкультурой и спортом ускоряют мыслительные процессы и способность генерировать блестящие идеи.
1.2 Здоровый образ жизни в современном образовательном пространстве
На сегодняшний день одно из приоритетных направлений политики государства в области образования – сохранить и укрепить здоровье учащихся.
Показателями здоровья обучающихся являются:
1) физическое здоровье, которое позволяет справиться с учебной нагрузкой, дает возможность преодолеть усталость;
2) социальное здоровье, характеризующееся коммуникативными способностями обучающихся, их общительностью, способностью вступать в диалог как со сверстниками, так и с педагогами;
3) эмоциональное здоровье, характеризующееся степенью позитивного отношения к учебному процессу и окружающему его сообществу;
4) интеллектуальное здоровье, позволяющее учащимся проявлять хорошие умственные способности;
5) нравственное здоровье, способность осознавать и признавать основные общечеловеческие ценности [15, с. 44].
Успешность реализации здоровьесбережения в ходе образовательной деятельности, также находится в прямой зависимости от уровня плодотворного взаимодействия педагогов с обучающимися их родителями. Все большее значение отводится разнообразным формам работы с родителями: родительским объединениям, собраниям, на которых проводятся информационные беседы со специалистами и игровые практикумы, тренинги. Все это помогает развить валеологическую культуру родителей и понимание ими места и роли физического воспитания в процессе укрепления здоровья учащихся.
Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре компонента:
1. создание информационной и пропагандистской системы для повышения уровня знаний об отрицательном воздействии факторов риска на здоровье, возможности его сокращения. только через текущую повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые так или иначе влияют на поведение и, как следствие, на образ жизни человека.
2. второе важное направление формирования здорового образа жизни – это так называемое «санитарное просвещение». Это комплексная образовательная, учебная и образовательная деятельность, направленная на повышение осведомленности о здоровье и его защите, укрепление навыков укрепления здоровья, создание мотивации для здорового образа жизни как для отдельных лиц, так и для общества в целом.
3. Меры по предотвращению или сокращению употребления табака, употребления алкоголя и наркотиков.
4. Побуждение к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом [13, с. 114].
Обязательной составной частью формирования ЗОЖ является диагностика образа жизни на основе самооценки и исследования отношения, учащихся к проблемам здорового образа жизни. На основе полученных данных должны разрабатываться и реализоваться учебные и организационные мероприятия по коррекции негативных факторов риска и формирования необходимых установок, знаний и навыков реализации ЗОЖ.
Но желаемое поведение не всегда осуществляется в повседневной жизни. Тревогу вызывает то, что школьники не относят к угрозам здоровья конфликты и длительное времяпровождение за компьютером.
Первоначальные знания о вопросах реализации здорового образа жизни, связанных с психологическими вопросами здоровья (гармонизация взаимоотношений период подросткового возраста), учетом физиологических особенностей организма (личная гигиена и пр.) учащиеся получают в пятом классе [22, с. 7].
В шестом классе учащиеся изучают основы рационального питания и продолжают изучать психологические вопросы здоровья.
В седьмом классе – получают представление о режиме дня. В восьмом классе учащиеся знакомятся с основами репродуктивного здоровья подростка, а также изучают особенности организации двигательного режима, как фактора укрепляющего здоровье. наконец, в девятом классе учащиеся на основе систематизации ранее полученных знаний изучают теоретические вопросы здорового образа жизни, знакомятся с понятием физического, духовного и социального здоровья, углубленно изучают вопросы психического здоровья и эмоционального благополучия [10, с. 62].
Изучение тем «Физическое совершенствование», «основы закаливания», «гигиена питания», «гигиенический режим труда и отдыха», «борьба с вредными привычками», «основы взаимоотношений с людьми» возможно с использованием различных форм обучения: индивидуально-групповой, классно-урочной, экскурсий, консультаций.
Во все времена главной задачей предмета «Физическая культура», учитывая, что данная дисциплина преподается в течение всего периода обучения, можно назвать сохранение и укрепление здоровья учащихся. Стремление за спортивными результатами отодвинуты на задний план и приоритетом сегодня можно назвать физическое воспитание общеразвивающего и здоровьеукрепляющего направления.
Планирование и проведение физкультурно-спортивных занятий требует учитывать основные методические принципы, позволяющие сохранить здоровье учащихся и защитить его от негативных факторов образовательной среды, воспитать и сформировать положительную мотивацию у учащихся к сохранению собственного здоровья. Развитие двигательной активности, в этой связи, выступает важнейшим направлением работы со всеми обучающимися. Для решения данной задачи необходимо сочетать и в оптимальном соотношении планировать и организовывать учебную и внеучебную физкультурно-спортивную деятельность обучающихся. При организации и проведении занятий необходимо учитывать состояние здоровья, физическую, а также психологическую составляющую личности, настроение и желание каждого индивида. В ходе проведения занятий можно использовать разнообразные формы работы, как групповые, так и фронтальные, и индивидуальные. Лучше всего для каждого обучающегося составить комплекс упражнений, опираясь на индивидуальные особенности каждого учащегося. Основополагающими составляющими в организации и проведении занятий должны быть обеспечение техники безопасности и соблюдение гигиенических требований к занятиям физической культурой.
Комплексное использование здоровьесберегающих образовательных технологий позволяет сочетать как физическую, так и умственную деятельность, опираясь на специфику физиологического и психологического развития учащихся. Обучающимся необходимо понять задачи, которые стоят перед ними в ходе занятия, а также усвоить и проанализировать полученную информацию.
Целенаправленное, педагогически обоснованное использование здоровьесберегающих технологий базируется на широком использовании различных психолого-педагогических технологий, программ и методов и ставит перед собой вполне определенные цели: развивать потребность личности придерживаться здорового образа жизни, пропагандировать здоровый образ жизни и формировать положительную мотивацию у учащихся к сохранению собственного здоровью.
Эффективное применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, возможно при соблюдении следующих составляющих ее реализации:
1. Ставить перед учащимися цель:
− создать для каждого обучающегося ситуации комфорта и успеха;
− предоставить учащимся возможность заниматься различными видами спортивной деятельности, что будет способствовать ориентации в спортивной деятельности, формировании базового фундамента, определении технических и функциональных возможностей, развитии склонностей и интересов.
2. Обучать средствам достижения обозначенных целей:
- формировать теоретические знания необходимые при занятиях физической культурой и спортом [12, с. 19].
3. Обучить практическим вариантам реализации двигательных умений и навыков в разнообразных условиях:
− перейти от форм обучения, связанных с повторением и копированием двигательных действий, к активному освоению их возможных вариаций, что определит продвижение обучающихся к самостоятельному познавательному построению и выполнению заданий.
4. Обучить основам оценки и анализа выполненной деятельности:
− сформировать физически развитую и успешную личность, способную провести анализ и корректировку выполняемой работы, что позволит адаптироваться в современном мире.
Технологии, направленные на сохранение здоровья учащихся, можно классифицировать по методам и формам проведения работ:
1. Технологии физкультурно-оздоровительной направленности. Эта группа методик, которые обеспечивают развитие основных физических качеств человека, что, в свою очередь, позволяет повысить физическую подготовленность и уровень физических кондиций личности;
2. Медико-гигиенические. Технологии этого направления подразумевают контроль и соблюдение мер по соблюдению педагогами и персонала образовательного учреждения регламентированных законодательством гигиенических требований;
3. Технологии, направленные на безопасность жизнедеятельности. Данные технологии осуществляются благодаря работе специалистов по охране труда и защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Анисимова М. В., Физическая культура - территория образования, воспитания, здоровья и спорта // Физическая культура в школе. — 2017. — № 8. — С. 2-5
2) Артюнина, Г. П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни / Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. - М.: Академический проект, 2021.
3) Гольцов Р. М., Казначеев В. А. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни// УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ – 2022. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Петрозаводск, 2022. С. 87-92
4) Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова - 2020. С. 16-20
5) Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 2019.
6) Ким Ю. О., Семененко И. Г., Куликова Н. В., Яковлева Л. А., Аникина Е. Ю. Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни подростков//СИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК. 2020. № 1. С. 13-15
7) Калмыков Н. Н., Рехтина Н. В. Проблемы и перспективы развития системы здравоохранения в Российской Федерации. М., 2018. С. 28-35
8) Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры:Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: 4-й филиал Воениздата, 2020.
9) Милехина И.А. Спортивная деятельность и отношение к своему здоровью у россиян // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования: сб. мат-лов III Всерос. с международ. уч. науч.-практ. конф. – 2021. – С. 62-65.
10) Милехин А.В., Милехина И.А. Физическая культура как средство снижения негативного воздействия на человека // Бенцманские чтения. Развитие управления качеством продукции и конкурентоспособностью предприятий в условиях цифровых трансформаций экономики: мат-лы VIII междунар. науч.-практ. конф. – 2020. – С. 151-156.
11) Мореловцева М., Здоровые привычки: как их формировать // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2020. — № 6. — С. 35-40
12) Пашкова Н. В., Особенности построения процесса физкультурного образования для учащихся начальной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2021. — № 6. — С. 19-21
13) Пухова Я. С., Степанов А. В., Тихомиров П. А. Особенности формирования здорового образа жизни// Материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Южно-Сахалинск, 2019. С. 114-117
14) Репка В. Ю., Котченко Ю. В. Формирование основ здорового образа жизни в процессе физического воспитания младших школьников// ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. РЕКРЕАЦИЯ. СПОРТ. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Отв. редактор В.П. Строшков. Севастополь, 2022. С. 434-441
15) Сбитный С. Н., Формирование культуры здоровья младших школьников в образовательном процессе средствами физкультурно-оздоровительной деятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2022. — № 1. — С. 44.
16) Стародубцева О.М. Теоретические подходы к проблеме управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в образовательных организациях// ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА. Межвузовский сборник научно-методических работ. Санкт-Петербург, 2021. С. 79-85
17) Туревский И. М., Реализация модели проблемного обучения младших школьников в процессе проведения уроков физической культуры // Образование и общество. — 2018. — № 1/2. — С. 45-52
18) Физическая культура, спорт и здоровье в современном мире : материалы межрегиональной научно-практической конференции (Рязань, 21-22 марта 2019 г.) : сборник статей. — Москва : РУСАЙНС, 2021. — 240 с.
19) Фролова О. Е. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у младших школьников//Научные достижения: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам XIV Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 29 ноября 2019 г.). [Электронный ресурс]. – Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2019. С. 55-60
20) Хомутов В. Ю., Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры у младших школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2021. — № 3. — С. 66
21) Шиленко О. В., Развитие координационных способностей у младших школьников на занятиях физической культурой // Теория и практика физической культуры. — 2022. — № 2. — С. 99
22) Якушев Д. С., Оценка уровня физических качеств младших школьников в соответствии с требованиями комплекса ГТО // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2020. — № 2. — С. 7.