Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Таможенная декларация на товары является обязательной процедурой и документом, признанным во всем мире для использования во внешнеэкономической деятельности. Товары требуют таможенного декларирования, когда они помещаются под любую из семнадцати таможенных процедур. Декларация удостоверяет совершение участником внешнеэкономической деятельности сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации и ЕАЭС.
Инструкции по заполнению и заполнению формы декларации определены решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 «Об Инструкции по заполнению таможенных деклараций и форм таможенных деклараций».
Существует четыре вида таможенных деклараций: грузовая, транзитная, пассажирская и транспортная.
В современном глобальном мире трансграничная торговля является важным аспектом международной экономики. Таможенная декларация является важным компонентом процесса трансграничной торговли, поскольку она предоставляет важную информацию об импортируемых или экспортируемых товарах, включая их происхождение, стоимость и классификацию. Таможенное декларирование важно по нескольким причинам:
1. Сбор таможенных пошлин и налогов: информация, представленная в таможенной декларации, используется для расчета таможенных пошлин и налогов, уплачиваемых с импортируемых или экспортируемых товаров.
2. Защита прав интеллектуальной собственности: таможенная декларация помогает защитить права интеллектуальной собственности, предоставляя информацию о происхождении и подлинности товаров. Эта информация может быть использована для предотвращения импорта или экспорта контрафактных товаров.
3. Соответствие международным стандартам: таможенная декларация является важным инструментом для обеспечения соблюдения международных торговых соглашений, таможенных кодексов и других правил, регулирующих трансграничную торговлю.
4. Содействие торговле: таможенная декларация помогает облегчить торговлю, предоставляя точную и актуальную информацию об импортируемых или экспортируемых товарах. Эта информация может использоваться таможенными органами для эффективной и быстрой обработки таможенных деклараций, снижения барьеров в торговле и расширения трансграничных торговых потоков.
Цель курсовой работы заключается в изучении таможенного декларирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить понятие таможенной декларирования;
-рассмотреть функции, порядок и методы таможенного декларирования;
-охарактеризовать проблемы таможенного декларирования;
-проанализировать перспективы и приоритетные направления развития таможенного декларирования.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся по поводу таможенного декларирования.
Предмет исследования – действующие процедуры таможенного декларирования.
Структура курсовой работы определена ее целью и задачами, и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО
ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
1.1 Сущность таможенного декларирования и его особенности
Особенностью современного этапа экономического развития является быстрый рост объемов международных экономических контактов, дальнейшее развитие мирового разделения труда, углубление экономической взаимозависимости государств, что обусловлено прежде всего быстрым ростом производственных сил и научно-техническим прогрессом. Конечным результатом такого процесса должно стать свободное перемещение товаров, услуг, предметов интеллектуальной собственности, капиталов, рабочей силы через территории разных государств и постепенное исчезновение торговых барьеров между ними. В данную систему постепенно интегрируется и российская экономика.
Каждое государство пытается контролировать процессы перемещения товаров через свои границы с целью защиты экономических интересов и обеспечения национальной безопасности. Для обеспечения эффективного контроля необходимо наличие конкретного механизма его осуществления, включающего объекты и субъекты этого регулирования и определенные правовые нормы, регулирующие отношения в этой сфере.
Под субъектом контроля понимают соответствующие институты государства, а объектом выступают правовые отношения, возникающие в связи с перемещением через таможенную границу товаров и других предметов, а регулирование осуществляется на основе нормативно правовых актов.
Таможенная политика страны выполняет функцию обеспечения эффективного таможенного контроля и оформления товаров и других предметов. Вместе с тем она в своей структуре содержит много составляющих. Следовательно, таможенную политику можно определить как совокупность принципов, приемов и мер, которые использует государство для организации таможенного дела, инструментов влияния на внешнюю торговлю с целью обеспечения национальной безопасности и собственных экономических интересов. Таким образом, таможенная политика – это система принципов и методов реализации деятельности государства через свои институты, в сфере обеспечения экономических интересов и безопасности, а также организации контроля за ее исполнением путем осуществления таможенного контроля и таможенного оформления.
Акт предоставления таможенному органу информации о товарах, а также выбранной таможенной процедуре и любых других сведений, необходимых для выпуска товаров, называется таможенной декларацией.
Таможенная декларация может быть заполнена в письменной или электронной форме декларантом или таможенным представителем, действующим от имени декларанта. Согласно статье 186 Таможенного кодекса ЕАЭС декларантами могут быть иностранные физические лица, физические лица государства-члена ЕАЭС, таможенные перевозчики, а также экспедиторы - физические лица государства-члена ЕАЭС. Комиссия ЕАЭС определяет порядок и формы заполнения таможенных деклараций.
История таможенного декларирования восходит к древним цивилизациям, когда на товары, продаваемые между странами, взимались налоги и пошлины. По мере роста и расширения торговли между странами росла и потребность в формальных процессах таможенного декларирования.
В 17 веке Британская империя создала первую современную систему таможенного декларирования для регулирования и сбора налогов на импорт и экспорт. Система требовала от продавцов заполнения подробных форм декларации с указанием товаров, которые они импортировали или экспортировали.
В 19-м и 20-м веках, с ростом международной торговли и глобализации, системы таможенного декларирования стали более стандартизированными и автоматизированными. Появление электронных коммуникаций и компьютерных систем в конце 20-го и начале 21-го веков позволило таможенным органам быстрее и эффективнее обрабатывать декларации и производить таможенную проверку товаров.
Сегодня таможенное декларирование является важной частью международной торговли, при этом таможенные органы во многих странах полагаются на электронные системы для более быстрой и эффективной обработки деклараций товаров. Целью таможенного декларирования является облегчение потока законной торговли, а также обеспечение надлежащей уплаты налогов и пошлин .
Концепция таможенной декларации заключается в предоставлении точной и подробной информации о товарах, ввозимых или вывозимых из одной страны в другую, чтобы таможенные органы могли оценить соответствующие налоги, пошлины и правила .
Таможенная декларация является обязательной как в США, так и в Европейском союзе (ЕС) для товаров, импортируемых или экспортируемых между странами. Как в США, так и в ЕС действуют аналогичные процессы подачи таможенной декларации, включая следующие этапы:
1. Подготовка декларации: импортер или экспортер должен подготовить подробную декларацию, предоставив информацию об импортируемых или экспортируемых товарах, включая код HS (Harmony System), стоимость и страну происхождения.
2. Подача декларации: декларация должна быть подана в соответствующие таможенные органы в бумажной или электронной форме, в зависимости от страны.
3. Уплата налогов и пошлин: если налоги и пошлины причитаются, они должны быть уплачены до того, как товары будут допущены для ввоза в страну.
4. Досмотр товаров: таможенные органы могут досматривать товары, чтобы проверить правильность декларации и убедиться, что товары не подпадают под какие-либо ограничения или запреты.
В США процесс таможенного декларирования находится в ведении Таможенно-пограничной службы США (CBP), которая отвечает за сбор налогов и пошлин, соблюдение правил торговли и защиту границ страны. CBP использует систему автоматизированной коммерческой среды (ACE) для обработки деклараций и таможенной очистки товаров в электронном виде.
В ЕС процесс таможенного декларирования координируется Европейской комиссией, при этом каждое государство-член несет ответственность за соблюдение правил и сбор налогов и пошлин. ЕС создал Систему контроля импорта (ICS) и Систему контроля экспорта (ECS), чтобы упростить процесс декларирования и снизить риск ошибок.
Процессы таможенного декларирования как в США, так и в ЕС предназначены для обеспечения эффективного потока законной торговли, а также для защиты их границ и соблюдения торговых правил. Подача точной и полной таможенной декларации необходима, чтобы избежать задержек, штрафов или других санкций .
Особенности таможенного декларирования обычно включают:
1. Идентификация товаров: описание типа и количества импортируемых или экспортируемых товаров, включая код для каждой позиции.
2. Оценка товаров: стоимость каждого предмета, включая используемую валюту, для определения суммы причитающихся налогов и пошлин.
3. Страна происхождения: информация о стране происхождения товара, включая производителя, экспортера и импортера.
4. Информация о транспорте: сведения о способе транспортировки, например, морском, воздушном или наземном, а также имена и адреса перевозчика и грузополучателя.
5. Заявление о цели: заявление о цели импорта или экспорта, например, для коммерческого использования, личного использования или транзита.
6. Соответствие нормативным требованиям: декларация о соответствии нормативным требованиям, в том числе правилам техники безопасности, торговым соглашениям и законам об охране окружающей среды.
7. Подтверждающая документация: любые необходимые подтверждающие документы, такие как счета-фактуры, коносаменты или лицензии.
Точная и полная таможенная декларация необходима для эффективной и действенной таможенной проверки и для защиты интересов как импортеров, так и экспортеров. Неправильная декларация может привести к штрафам или даже конфискации товаров.
1.2 Задачи, функции и методы таможенного декларирования
Задачи таможенного декларирования включают:
1. Проверка: таможенные органы проверят точность декларации и удостоверяются, что товары не подпадают под какие-либо ограничения или запреты.
2. Выпуск: если все в порядке, таможенные органы выпустят товар для ввоза или вывоза .
3. Мониторинг и правоприменение: таможенные органы контролируют соблюдение таможенных правил и применять любые нарушения, включая конфискацию товаров и штрафы за несоблюдение.
4. Ведение учета: импортер или экспортер должен вести учет таможенной декларации и любых связанных с ней транзакций в течение определенного периода времени, как того требуют таможенные органы.
Таможенное декларирование является важным этапом в процессе ввоза или вывоза товаров, так как обеспечивает соблюдение таможенных правил и защищает интересы как импортеров, так и экспортеров. Точная и полная таможенная декларация имеет решающее значение для обеспечения эффективного и беспрепятственного таможенного оформления, избегая задержек, штрафов и других санкций.
Основными функциями таможенного декларирования являются:
1. Сбор доходов: таможенная декларация используется для расчета и сбора налогов, пошлин и сборов, причитающихся с импортируемых или экспортируемых товаров, в качестве средства получения доходов для бюджета.
2. Обеспечение соблюдения правил торговли: таможенная декларация используется для обеспечения соблюдения правил торговли, включая правила безопасности и защиты, торговые соглашения и законы об охране окружающей среды, для защиты здоровья и безопасности граждан, окружающей среды и экономики.
3. Безопасность: таможенное декларирование используется для выявления грузов с высокой степенью риска, для повышения безопасности границ и предотвращения потока незаконных и запрещенных товаров, таких как наркотики, оружие или контрафактная продукция .
4. Сбор и анализ данных: таможенная декларация используется для сбора и анализа данных о структуре торговли, включая тип, стоимость и происхождение товаров, для поддержки торговой политики и экономического планирования.
5. Управление цепочкой поставок: таможенное декларирование используется для управления потоком товаров через международные границы, обеспечивая проверку товаров для ввоза и транзита, снижая риск задержек и сбоев в цепочке поставок.
6. Содействие торговле: Таможенное декларирование используется для упрощения и рационализации торгового процесса, сокращения времени и стоимости таможенного оформления и повышения конкурентоспособности бизнеса на мировом рынке.
Функции таможенного декларирования служат множеству целей, включая защиту национальных интересов, содействие экономическому росту и облегчение международной торговли. Подача точной и полной таможенной декларации необходима для эффективного и действенного таможенного оформления и для защиты интересов как импортеров, так и экспортеров .
Методы таможенного декларирования могут различаться в зависимости от страны, но обычно включают следующее:
1. Декларация на бумажном носителе: форма декларации заполняется и подается в таможенные органы лично или по почте. Этот метод сегодня используется реже из-за длительного времени обработки и риска ошибок.
2. Электронная декларация: электронная форма декларации подается в таможенные органы через компьютер или мобильное устройство с использованием веб-платформы или программного приложения. Этот метод быстрее и эффективнее, снижает риск ошибок и задержек.
3. Автоматизированное декларирование: автоматизированная система декларирования используется для обработки декларации и таможенной очистки товаров без необходимости ручного вмешательства. Этот метод использует электронный обмен данными между импортером, экспортером и таможенными органами, что сокращает время и стоимость таможенного оформления.
4. Обработка перед прибытием: таможенная декларация подается до прибытия товаров, что позволяет таможенным органам обрабатывать декларацию заранее и допускать товары для ввоза по прибытии.
5. Упрощенная декларация: упрощенная форма декларации используется для грузов с низким уровнем риска и низкой стоимостью, что позволяет ускорить и упростить процесс декларирования.
Каждый метод таможенного декларирования имеет свои преимущества и недостатки, и выбор метода может зависеть от таких факторов, как тип и стоимость товаров, торговые соглашения между странами, а также время обработки и затраты. В целом предпочтение отдается электронным и автоматизированным методам из-за их эффективности и скорости, в то время как бумажные и упрощенные методы используются для поставок с низким уровнем риска и низкой стоимостью.
Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному оформлению, за исключением отдельных случаев, например, судно заграничного плавания, которое заходит в открытый для международных водных перевозок порт для пополнения запасов воды, топлива, продовольствия, проведение срочных ремонтных работ на срок до двух суток, таможенному оформлению не подлежит, но находится под таможенным контролем до его отправления, но загружаемые на это судно товары подлежат таможенному оформлению на общих основаниях.
Транспортные средства, продукты и предметы подлежат обязательному декларированию. Декларирование осуществляется путем заявления в установленной форме точных данных и цели перемещения через таможенную границу РФ товаров, имущества и других предметов и о самих товарах, имуществе и других предметах, а также любых сведений, необходимых для таможенного контроля и таможенного оформления. При осуществлении внешнеэкономических операций предприятие, которое перемещает товары через таможенную границу Союза, может самостоятельно без каких-либо ограничений декларировать эти товары таможенным органам Союза.
При выборе способа декларирования предприятие оценивает свои потенциальные возможности и определяет готовность своих сотрудников к проведению процедуры декларирования товаров.
Целью осуществления таможенного оформления является:
1. Обеспечение таможенного контроля, осуществляемого для соблюдения государственными органами, предприятиями и их должностными лицами, а также гражданами порядка перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров и других предметов.
2. Применение средств государственного регулирования перемещением через таможенную границу Союза товаров и других предметов, основной целью которых является взыскание в бюджет налогов при перемещении товаров через таможенную границу Союза, а также защиту национального рынка от некачественных импортных товаров и обеспечение поддержки национального производителя путем предоставления ему возможности конкурировать с иностранными субъектами предпринимательской деятельности.
Таким образом, целью таможенного оформления является удостоверение сведений, полученных при таможенном контроле товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, и оформление результатов такого контроля, а также статистического учета ввоза на таможенную территорию ЕАЭС, вывоза за ее пределы и транзита через ее территорию товаров и транспортных средств.
Таможенное оформление осуществляется должностными лицами таможни для обеспечения таможенного контроля и с применением средств государственного регулирования ввоза или вывоза товаров и других предметов. При этом существует исключительное право на проведение таможенного оформления только должностным лицам таможенных органов, действующих в пределах своей компетенции.
Комплекс мероприятий системы таможенного оформления можно классифицировать на три группы:
1) таможенное оформление - это свидетельство сведений, полученных при осуществлении таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Сведения о таких товарах предоставляются перемещающими их лицами или уполномоченными декларантами. Сведения указываются в таможенных декларациях или заявятся устно должностным лицам таможенного органа;
2) юридическое оформление результатов таможенного контроля осуществляется должностными лицами таможенного органа путем проставления оттисков штампов и печатей, принадлежащих личному таможенному обеспечению, на листах таможенной декларации и наложением средств таможенной идентификации на грузовые отсеки транспортных средств, контейнеры, помещения;
3) ведение статистического учета ввоза на таможенную территорию ЕАЭС, вывоз за ее пределы и транзита через ее территорию товаров и транспортных средств.
В любой стране действия таможенных органов в ту или иную сторону оказывают существенное влияние на ситуацию на границе.
Так, следствием внедрения в ЕАЭС системы «зеленого коридора», то есть упрощенной процедуры прохождения таможенного контроля и таможенного оформления, стало снятие многих проблем в зоне таможенного контроля.
И, напротив, усложнение системы использования налоговых векселей при импорте товаров в ЕАЭС повлияло не столько на увеличение количества таможенных документов и увеличение срока таможенного оформления грузов, сколько на сокращение объемов ввоза товаров.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 08.02.2023).
2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.02.2023).
3. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.02.2023).
4. Решение Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 г. № 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 08.02.2023).
5. Распоряжение ФТС России от 04.06.2018 №113-р "Об эксперименте по разделению совершения таможенных операций по принятию ЭДТ и таможенных операций, предшествующих подаче ДТ" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 08.02.2023).
Научная и учебная литература
6. Алехина О.В., Игнатьева Г.В., Смирнова И.А, Тарасова Н.Л. Цифровые технологии в таможенном деле // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3 (72). С. 9-15.
7. Арский А.А. Ценообразование во внешней торговле // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2018. № 3. С. 42-46.
8. Афонин П.Н. Таможенные услуги центра электронного декларирования: проблема подготовки кадров / П. Н. Афонин, С. Н. Гамидуллаев, А. И. Краснова // Ученые записки Санкт- Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2018. - № 2(66). - С. 20-23.
9. Бабакина А.С. Электронное таможенное декларирование: технологии и перспективы развития / А. С. Бабакина // Научный альманах. - 2018. - № 6-1(44). - С. 53-57.
10. Баклан И.С. Диспетчеризация как инновационный процесс в деятельности таможенных органов / И. С. Баклан // Modern Science. - 2019. - № 5-1. - С. 72-75.
11. Басенко А.М., Таранов П.В. Роль зарубежного опыта применения технологии блокчейн в упрощении таможенного оформления: сокращение таможенной документации / Материалы межрегиональной науч.-практич. конф. профессорско-преподавательского состава, студентов и молодых ученых "Теория и практика коммерческого посредничества в сфере обращения", 5 апреля 2019г. / Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ). - Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс Рост. гос. экон. ун-та (РИНХ), 2019. - 123 с.
12. Башарова Э.И. Модель таможенного процесса "декларирования и выпуска товаров" / Э. И. Башарова, Е. Н. Васина, М. П. Веселова // NovaUm. Ru. - 2019. - № 19. - С. 38-49.
13. Борисова Е.М. К вопросу совершенствования информационного обеспечения электронного декларирования таможенной службы Российской Федерации / Е. М. Борисова, З. В. Мазун // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2018. - № 4(68). - С. 32-36.
14. Земскова И.А. Трансформация качества государственных услуг под влиянием цифровизации государственных органов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3 (72). С. 23-28.
15. Зыков А.А. Таможенная стоимость и ее проблемы в современном таможенном деле // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2016. - № 4 (19). - С. 25-30.
16. Козырин А. Н. Временный вывоз в таможенном законодательстве ЕАЭС: таможенная процедура и ее налоговые последствия// Журн. Право: журнал высшей школы экономики. Москва, 2016. С. 130-148.
17. Козырин А.Н. Временный ввоз в таможенном законодательстве ЕАЭС: таможенная процедура и ее налоговые последствия // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 1. С. 130-148.
18. Курчавова Д. А. Правовое регулирование таможенной процедуры временного вывоза: сборник / под общей редакцией В. В. Бехер, Н. Н. Лайченковой. 2016. С. 373-376.
19. Макарова И. Г., Положенцева А. Д. Особенности применения таможенной процедуры временного вывоза в Таможенном союзе // Журн. Интеллектуальный потенциал ХХI: Ступени познания. Новосибирск, 2016. С. 167171.
20. Порошин Ю.Б. Повышение эффективности и качества внешнеэкономической и таможенной деятельности / Ю.Б. Порошин, Ш.Р. Ягубов, И.С. Ермилов, А.А. Кожарин. Саратов: Наука, 2014.
21. Порошин Ю.Б., Кожарин А.А. Таможенный процесс и его организация // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. Т. 6. № 11А. С. 134-142.
22. Райкова А. Ю. Международно-правовые аспекты таможенной процедуры временного ввоза // Журн. Современное право. Москва, 2014. С. 10-15 .
23. Смирнова И. А. К вопросу о применении таможенной процедуры временного ввоза // Журн. Актуальные проблемы права и экономики. Саратов, 2016. С. 84 12.89.
24. Таможенная стоимость. итог. // Право для бизнеса. 2019. URL: http://law4.biz/2019/01/14/tamozhennaya-stoimost-itog (дата обращения: 08.02.2023).
25. Худжатов М.Б. Применение таможенных инструментов стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственном машиностроении России // Маркетинг и логистика. 2018. № 1 (15). С. 58-70.
26. Худжатов М.Б., Адамова О.В. Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций. В сборнике: Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 176- 184.
27. Ягубов Ш.Р., Ермилов И.С. Модернизация таможенных органов с целью повышения качества их деятельности // Таможенное дело: Направления эффективного развития: сб. науч. тр. Саратов, 2018. С. 138-146.