Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования:
В современном мире нормальный уровень самооценки дает возможность добиваться успеха во всех сферах жизни, в которых человек функционирует.
В частности, нормальная самооценка позволяет качественно устроить свою личную жизнь, выбрав достойного партнера, а также достичь определенного профессионального и карьерного роста. Кроме того, именно с людьми, имеющими нормальную самооценку гораздо проще общаться, а потому их коммуникативные возможности очень широки.
Однако многие современные люди имеют ряд проблем, связанных с самооценкой, которые обусловлены определенным типом родительского воспитания и родительскими установками, которые укоренились в сознании и подсознании с самого раннего детства.
Структура самооценки неоднородна и подразделяется на несколько уровней. Природа этого феномена получает в современном кросс-культурном и социальном пространстве особенное рассмотрение, так как повышается уровень исследований вопросов управления человеческими ресурсами в тех или иных сферах профессиональной деятельности человека.
В сравнении с концом ХХ века, в первой половине XXI века проведены исследования – как в зарубежной, так и в отечественной психологии – по проблеме диагностики и особенностей развития самооценки. На понимание данной психологической категории значительное продвижение оказали и культурные, социально-экономические особенности современного общества.
Высокий уровень развитости самооценки зарубежные авторы нередко рассматривают в непосредственной связи с достигнутым уровнем самоактуализации личности в личностных и профессиональных сферах жизнедеятельности, в то время как низкие показатели развитости этого качества личности связаны с социальной дезадаптацией и приверженностью к психическим, психоневротическим расстройствам.
На данный момент прослеживается снижение уровня профессионального благополучия, комфортности населения в профессиональной сфере, в снижении уровня эмоционального благополучия. Эффективные профилактические меры будут положительно сказываться на снижение подверженности невротизации личности только в том случае, если учитывают индивидуальные и профессиональные качества человека, следовательно, изучение самооценки и особенностей ее формирования в зависимости от профессиональной занятости в значительной степени повысит результативность работы психологии в данном направлении.
Формирование родительских установок осуществляется на различных уровнях, прежде всего, социальном и психологическом, однако их влияние на становление и развитие личности детей, подростков и молодежи настолько велико, что данному феномену необходимо уделять особенное внимание при проведении теоретических и эмпирических исследований, вне зависимости от социально-экономических и культурных условий, соответствующих каждому историческому периоду.
Несмотря на это, некоторые аспекты влияния родительских установок на жизнь человека изучены недостаточно, что становится серьезной научной проблемой и вызывает большое количество исследовательских споров и противоречий.
Цель исследования:
Изучение особенностей самооценки студентов 22–26 лет, воспитанных разными родительскими установками.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования. Изучить сущность понятия самооценки, а также подходы к изучению родительских установок и их виды.
2. Подобрать диагностический инструментарий для измерения уровня самооценки у студентов и родительских установок их родителей.
3. Определить уровень самооценки студентов, а также доминирующие родительские установки их родителей.
4. Исследовать взаимосвязи между уровнем самооценки студентов и родительскими установками их родителей.
5. Описать результаты эмпирического исследования уровня самооценки у студентов и родительских установок их родителей.
Объект исследования:
Студенты 5 курса в возрасте от 22 до 26 лет. 25 студентов в возрасте от 19 до 24 лет (3 юношей, 25 девушек) обучающихся на различных направлениях, а также 25 родителей (матерей) этих студентов. Студенты, которые приняли участие в исследовании, обучаются по следующим направлениям: психология – 28%; коррекционная педагогика – 30%; математика – 16%; физика – 26%. Средний возраст респондентов – 24,5 лет. Средний возраст родителей – 54,4 года.
Предмет исследования:
Особенности самооценки студентов 22–26 лет, воспитанных разными родительскими установками.
Гипотезы исследования:
1. Существует взаимосвязь между самооценкой студентов и родительскими установками их родителей.
2. У родителей студентов, которые имеют высокий уровень самооценки, в большей степени выражены такие родительские установки как развитие активности ребенка, стремление ускорить развитие ребенка и партнерские отношения.
Теоретическая и методологическая основа исследования:
Понятие «самооценка» в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Результаты изучения этой проблемы представлены в трудах таких авторов, как Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, Л.А.Рыбак, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Р. Бернс, 3. Фрейд, и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, И.А., Коноваленко, Г.В., Щербакова, В.В. Принципы изучения самооценки в современной психологической и социологической литературе: теоретический анализ и проблемы методологии исследования / И.А. Александрова, Г.В. Коноваленко, В.В. Щербакова // Сборник статей Балтийского федерального университета им. И. Канта. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2022. – С. 84–97.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник / Г.М. Андреева. – М.: Асток-Пресс, 1998. – 440 с.
3. Андриенко, О.А. К проблеме профессиональной самооценки современного педагога / О.А. Андриенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. № 3 (32). – С. 309–311.
4. Анисимов, О.С. Рефлексия и методология / О.С. Анисимов. – М.: Наука, 2008. – 340 с.
5. Архиреева, Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребёнка младшего школьного возраста. Дисс. на соиск. уч .ст. к.психолог.н. / Т.В. Архиреева. – М., 1990. – 170 с.
6. Бороздина, Л.В., Молчанова, О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова. – М.: Проект–Ф, 2019. – 204 с.
7. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т.В. Галкина. – М.: Институт психологии РАН, 2017. – 398 с.
8. Горбунова, Н.В., Трошихина, Е.Г. Особенности родительских установок женщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста / Н.В. Горбунова, Е.Г. Трошихина // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2010. Сер. 12. Вып. 2. – С. 48–54.
9. Горохова, Е.Ю., Овчарова, Р.В. Особенности личностных качеств педагогов / Е.Ю. Горохова, Р.В. Овчарова // Вестник Курганского государственного университета. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnostnyh-kachestv-pedagogov (дата обращения: 10.02.2023).
10. Доронина, Р.Д. Теоретические основы изучения самооценки в психологической литературе: виды самооценки, их краткая характеристика / Р.Д. Доронина // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей. – М., 2019. – С. 42–48.
11. Еличева, В.В., Илларионова, И.В. Теоретические подходы к изучению самооценки / В.В. Еличева, И.В. Илларионова // Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект. – 2020. – С. 119–122.
12. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – М.: Рипол–Классик, 2014. – 103 с.
13. Илларионова, И.В., Абрамова, В.С. Теоретические подходы к пониманию самооценки как психического процесса / И.В. Илларионова, В.С. Абрамова // Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект. – 2020. – С. 109–112.
14. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
15. Козиевская, Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.психолог.н. / Е.В. Козиевская. – М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1998. – 58 с.
16. Козубовский, В.М. Самооценка личности. Общая психология: личность: Учеб пособие / В.М Козубовский. – Минск: Амалфея, 2014. – 506 с.
17. Костицын, Н.Л. Родительские установки как фактор личностного самоопределенияв ранней юности: на примере старшеклассников с ограниченными физическими возможностями. Дисс. на соиск. уч. ст. к.психолог.н. / Н.Л. Костицын. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2003. – 182 с.
18. Крайлюк, А.И. Родительские установки: теоретические аспекты / А.И. Крайлюк // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskie-ustanovki-teoreticheskie-aspekty (дата обращения: 10.02.2023).
19. Лекарева, В.Д., Михайлова, А.Г. Исследование нравственной самооценки личности / В.Д. Лекарева, А.Г. Михайлова // Материалы научной конференции «Осознание Культуры – залог обновления общества. Перспективы развития современного общества» / Сост. В.В. Головин. – М., 2020. – С. 206–208.
20. Методика PARI. Тест-опросник изучения родительских установок Е.С. Шеффера и Р.К. Белла // Психология счастливой жизни. – 2020. – URL: https://psycabi.net/testy/599-metodika-pari-test-oprosnik-izucheniya-roditelskikh-ustanovok (дата обращения: 10.02.2023).
21. Молчанова, О.Н. Психология самооценки: учебное пособие / О.Н. Молчанова. – М., 2020. – 236 с.
22. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен. Учебное пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
23. Садкова, А.В. Психологические особенности профессиональной самооценки личности и условия ее совершенствования: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.психолог.н. / А.В. Садкова. – М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 1998. – 44 с.
24. Салменкова, М.В., Скобеева, А.А. Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности / М.В. Салменекова, А.А. Скобеева // Инновационная наука. – 2018. – № 12. – С. 197–199.
25. Тест Мэрилин Соренсон на определение самооценки // Ваш психолог. – 2019. – URL: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/2776-test-merilin-sorensen-opredelenie-samooczenki (дата обращения: 12.02.2023).
26. Туровская, Н.Г., Фомиченко, А.И. Исследование родительских установок в семьях, воспитывающих детей с детским церебральным параличом / Н.Г. Туровская, А.И. Фомиченко // Молодой ученый. – 2022. – № 33 (428). – URL: https://moluch.ru/archive/428/94469/ (дата обращения: 11.02.2023).
27. Ульябаева, Г.Ш., Шакирова, Д.М. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки / Г.Ш. Ульябаева, Д.М. Шакирова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 5-1 (33). – С. 389–392.
28. Чумакова, Т.Н., Рыбчановский, О.А. Самооценка в зрелом возрасте / Т.Н. Чумакова, О.А. Рыбчановский // Общество – наука – инновации: сб. ст. – М., 2019. – С. 79–83.
29. Юрьева, Л.Н. Факторы, определяющие профессиональный успех / Л.Н. Юрьева // Medbe. – 2021. – URL: https://medbe.ru/materials/meditsinskaya-psikhologiya/faktory-opredelyayushchie-professionalnyy-uspekh/ (дата обращения: 10.02.2023).
30. Янченко, И.В. Положительная профессиональная Я-концепция как фактор успеха в будущей карьере выпускника вуза / И.В. Янченко. // Материалы III международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования». — Пермь: Меркурий, 2013. – С. 129–132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3320/ (дата обращения: 12.02.2023).