Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что проведение уроков английского языка в средней школе, согласно ФГОС, должно основываться на принципах формирования и развития множества различных компетенций, которые необходимы школьникам для более успешного усвоения различных аспектов английского языка.
В этой связи каждый педагог должен подбирать соответствующие методы, инструменты, средства и формы обучения, которые будут удовлетворять этим требованиям.
В соответствии с этим, целесообразно применять на уроках английского языка художественные тексты, использование которых позволяет включать выраженный лингвокультурный компонент в изучение английского языка, знакомиться с национальной культурой стран, население которых говорит на этом языке, а параллельно изучать лексику, грамматику и фонетику.
Такой комплексный подход считается самым эффективным и позволяющим быстро формировать и развивать различные компетенции у учащихся 7–9-х классов, в том числе коммуникативную.
При этом художественная литература в жанре фэнтези характеризуется специфическим языковым и лингвокультурным наполнением, что позволяет использовать произведения данного жанра в практической работе учителей английского языка.
Степень изученности проблемы. Вопрос об эффективном обучении школьников английскому языку довольно подробно изучен в научной литературе. Однако на сегодняшний день обнаружено недостаточно исследований, посвященных дидактическому потенциалу англоязычной литературной сказки для формирования различных компетенций на уроках английского языка в средней школе.
Цель исследования – провести анализ дидактического потенциала англоязычной литературной сказки в системе школьного обучения на материале книг К.С. Льюиса «Хроники «Нарнии».
Объект исследования – англоязычная литературная сказка.
Предмет исследования – дидактический потенциал англоязычной литературной сказки в системе школьного обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть формирование и развитие жанра фэнтези.
2. Определить лингвостилистические особенности жанра фэнтези.
3. Охарактеризовать своеобразие художественного метода К.С. Льюиса.
4. Лингвостилистический анализ цикла из семи повестей К.С. Льюиса «Хроники Нарнии».
5. Изучить психологические основы использования аутентичных текстов на уроках английского языка в средней школе.
6. Описать методические основы использования аутентичных текстов на уроках английского языка в средней школе.
7. Проанализировать возможности использования материала цикла из семи повестей К.С. Льюиса «Хроники Нарнии» для обучения грамматическим категориям неличных форм глагола в средней школе.
8. Определить возможности использования материала цикла из семи повестей К.С. Льюиса «Хроники Нарнии» для обучения говорению в рамках проведения ролевых игр и инсценировок на уроках английского языка в средней школе.
9. Рассмотреть возможности использования материала цикла из семи повестей К.С. Льюиса «Хроники Нарнии» для обучения чтению на уроках английского языка в средней школе.
Материал исследования: цикл повестей К.С. Льюиса «Хроники Нарнии».
Гипотеза исследования: тексты повестей К.С. Льюиса «Хроники Нарнии» могут эффективно использоваться для формирования различных компетенций учащихся средней школы на уроках английского языка.
Методы исследования: анализ научной и художественной литературы, описательный, сравнительный, исторический, хронологический, обобщение, классификация, сравнительный, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы, посвященной использованию литературных текстов, написанных в жанре фэнтези, для обучения школьников на уроках английского языка в средней школе. Собранный теоретический материал позволит продолжить и расширить исследование в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена исследованием возможности использования материала цикла из семи повестей К.С. Льюиса «Хроники Нарнии» для формирования различных компетенций учащихся средней школы на уроках английского языка. Выявленные возможности могут стать основой для формирования методических рекомендаций для учителей английского языка, которые работают в 7–9-х классах.
Научная новизна исследования основана на формировании алгоритма педагогической работы по применению литературного материала для формирования различных компетенций у учащихся 7–9-х классов на уроках английского языка.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.
В первой главе, «Теоретическая часть», рассматриваются такие вопросы как: формирование и развитие жанра фэнтези, лингвостилистические особенности жанра фэнтези, своеобразие художественного метода К.С. Льюиса, психологические основы использования аутентичных текстов на уроках английского языка в средней школе, а также проводится лингвостилистический анализ цикла из семи повестей К.С. Льюиса «Хроники Нарнии».
Вторая глава, «Практическая часть», посвящена возможностям использования материала цикла из семи повестей К.С. Льюиса «Хроники Нарнии» для обучения грамматическим категориям неличных форм глагола, говорению в рамках проведения ролевых игр и инсценировок, чтению в средней школе.
Также в главе рассматриваются способы работы с текстом из семи повестей К.С. Льюиса цикла «Хроники Нарнии» для развития лексической компетенции учащихся на уроках английского языка в средней школе.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Формирование и развитие жанра фэнтези
Фантастические мотивы, как считают исследователи, являются основой художественности как философско-культурной категории. Фактически каждое художественное произведение основано на некоем фантастическом начале .
В самых ранних художественных текстах формировался определенный миф, который развивался в литературном сюжете. Это были описания богов и волшебных существ. Миф выступал в качестве основной формы мышления древних людей.
На следующей ступени развития литературного творчества стали появляться сказки, которые обычно были результатом коллективного художественного сознания и основывались на различных вымыслах и волшебных сюжетах, которые никак не могли произойти в реальном мире .
Третьим источником формирования фантастического художественного жанра выступала религия, основной целью которой являлось наделение различных богов сверхъестественными способностями.
Фантастика как литературный жанр появилась только в конце XIX века, когда мир был охвачен научно-техническим прогрессом. В этот исторический период стала активно распространяться так называемая научная фантастика, которая частично была основана на существующих в реальности открытиях, а частично – на выдумке и утрировании этих открытий .
Однако сам термин «научная фантастика» появился только в конце 20-х годов XX века в рамках исследования творчества таких писателей как Ж. Верн, Э. По и т.д.
При этом уже в 60-е годы XX века обществу стало недостаточно научной фантастики. Многие писатели постепенно уходили от тем научных открытий и техногенных чудес во внутренний мир человека, описывали необычайные события в жизни людей, наделяя художественные тексты неким психологизмом и иным осмыслением волшебных явлений, чем это происходило ранее .
Таким образом, из фантастики был выделен некий субжанр, который впоследствии был обозначен как «фэнтези» и представлял собой внедрение писателя во «внутренний космос» человека, изучение жизненного пути, становления личности, экзистенциальных проблем.
В 1950 выходит роман Рэя Бредбери «Марсианские хроники», который так же сыграл существенную роль в становлении жанра научной фэнтези. В романе присутствует элементы фэнтези – древнегреческая мифология с ощущением присутствия магии, а так же научно-фантастический антураж — межпланетные полеты и сражения. Так же автор затрагивает типичную для фэнтези проблематику борьбы добра со злом и поиска смысла бытия .
В 1960-е годы происходит всплеск интереса к научному фэнтези, что совпадает возникновением «Новой волны» в фантастике. Концепция научной фэнтези вполне соответствовала постмодернистской парадигме всеобщего «стирания границ», это выразилось в том, что фантасты уже не ставили границ между рациональным и иррациональным .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александровская, Ю.В., Самуилова, Г.В., Широкова, Е.Н. Художественное своеобразие художественной прозы Клайва Стейплза Льюиса: теория и методология исследования / Ю.В. Александровская, Г.В. Самуилова, Е.Н. Широкова // Сборник статей Воронежского государственного университета. Вып. 4. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2022. – С. 80–97.
2. Афонина, Ю.Н. Двоемирие в повествовательной структуре «Хроник Нарнии» К.С. Льюиса / Ю.Н. Афонина // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvoemirie-v-povestvovatelnoy-strukture-hronik-narnii-k-s-lyuisa (дата обращения: 15.02.2023).
3. Белоусова, Е.А. Окказиональное слово в произведениях современной научной фантастики. Автореф. дисс. на соиск. уч .ст. к.филол.н. / Е.А. Белоусова. – Майкоп, 2002. – 20 с.
4. Беренкова, В.М. Жанр фэнтези как объект лингвистического исследования / В.М. Беренкова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-fentezi-kak-obekt-lingvisticheskogo-issledovaniya (дата обращения: 15.02.2023).
5. Гоголева, С.А. Другие миры: традиции и типология жанра фэнтези / С.А. Гоголева // Природные ресурсы Арктики Субарктики. – 2006. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/drugie-miry-traditsii-i-tipologiya-zhanra-fentezi (дата обращения: 15.02.2023).
6. Годжа, Д.В. Жанровое своеобразие «Хроник Нарнии» К.С. Льюиса / Д.В. Годжа // Известия Белорусского государственного университета. – 2019. – № 16 (522). – С. 19–26.
7. Давыдова, А.В. Роль аутентичных материалов в изучении английского языка на среднем этапе обучения / А.В. Давыдова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2016. – URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2016/07/22/rol-autentichnyh-materialov-v (дата обращения: 15.02.2023).
8. Ефимова, Л.Н. Эволюция прозы К.С. Льюиса: проблематика, герой, жанровые особенности. Монография / Л.Н. Ефимова. – М.: Перо, 2012. – 180 с.
9. Ефимова, Л.Н. Эволюция прозы К.С. Льюиса: проблематика, герой, жанровые особенности. Дисс. на соиск. уч. ст. к.филолог.н. / Л.Н. Ефимова. – М.: Московский государственный областной университет, 2010. – 208 с.
10. Ефимова, Л.Н., Шехирева, Н.А. Современные исследования философско-религиозной и художественной прозы английского писателя Клайва Стейплза Льюиса / Л.Н. Ефимова, Н.А. Шехирева // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-issledovaniya-filosofsko-religioznoy-i-hudozhestvennoy-prozy-angliyskogo-pisatelya-klayva-steyplza-lyuisa (дата обращения: 15.02.2023).
11. Иванова, К.А. Репрезентация библейских концептов в цикле сказок К.С. Льюиса «Хроники Нарнии» / К.А. Иванова // Молодой ученый. – 2016. – № 19 (123). – URL: https://moluch.ru/archive/123/33795/ (дата обращения: 15.02.2023).
12. Кошелев, С.Л. Философская фантастика в современной английской литературе (романы Дж.Р.Р. Толкина, У. Голдинга и К.Уилсона 50-60-х гг.). Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. / С.Л. Кошелев. – М.: МГПИ, 1983. – 28 с.
13. Куренкова, И.М., Шаманова, А.А., Филимонова, Е.П. Современные аспекты исследования творчества Клайва Стейплза Льюиса: лингвостилистический и культурологический аспект / И.М. Куренкова, А.А. Шаманова, Е.П. Филимонова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного литературоведения». – Рязань: Рязанский государственный университет, 2021. – С. 39–50.
14. Лебедев, И.В. Жанр фэнтези и авантюрно-приключенческая литература / И.В. Лебедев // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. – 2014. – № 3. – С. 14–20.
15. Луговая, Е.А. Топоним виртуального пространства как культурно-историческая категория (на материале эпопеи Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин Колец»). Дисс. на соиск. уч. ст. к.филолог.н. / Е.А. Луговая. – Ставрополь, 2006. – 189 с.
16. Марьянова, А.П., Чурикова, Г.Н., Самохвалова, И.М. Психолого-педагогическая характеристика учащихся средней ступени обучения в современной школе: теория, методология и практические аспекты исследования / А.П. Марьянова, Г.Н. Чурикова, И.М. Самохвалова // Вестник Ивановского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 108–126.
17. Мкртчян, Т.Ю., Пустоветова, А.О. Особенности жанра фэнтези / Т.Ю. Мкртчян, А.О. Пустоветова // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/64388 (дата обращения: 15.02.2023).
18. Намакаева, З.З., Яшина, М.Е. Обучение устной иноязычной речи на основе аутентичных материалов в старших классах общеобразовательной школы / З.З. Намакаева, М.Е. Яшина // Молодой ученый. – 2019. – № 14 (252). – URL: https://moluch.ru/archive/252/57771/ (дата обращения: 15.02.2023).
19. Палешева, Е.А. Аутентичные тексты как средство познавательного интереса учащихся при обучении чтению на уроках английского языка в старших классах средней школы / Е.А. Палешева // Концепт. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/autentichnye-teksty-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-uchaschihsya-pri-obuchenii-chteniyu-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v (дата обращения: 16.02.2023).
20. Пачколин, В.А. Становление научного фэнтези как жанра фантастической литературы / В.А. Пачколин // Молодой ученый. – 2017. – № 44 (178). – URL: https://moluch.ru/archive/178/46024/ (дата обращения: 14.02.2023).
21. Пирогова, М.И., Сотникова, Р.В., Челендяева, А.П. Возможности применения аутентичных текстов для формирования социокультурной и коммуникативной компетенций учащихся средней школы: теория и методика / М.И. Пирогова, Р.В. Сотникова, А.П. Челендяева // Известия Курского государственного университета. – 2021. – № 10 (78). – С. 25–37.
22. Сенькина, А.В. Специфика жанра фэнтези / А.В. Сенькина // Материалы V международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2013. – URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013009360 (дата обращения: 14.02.2023).
23. Толкачева, В.С. Фэнтези: жанр или литературное направление? / В.С. Толкачева // Известия волгоградского государственного педагогического университета. Проблемы изучения зарубежной литературы. – 2010. – № 10. – С. 169–172.
24. Downing, D. Into The Wardrobe: C.S. Lewis and the Narnia Chronicles / D. Downing, San Francisco, CA: John Wiley & Sons, 2005. 326 р.
25. Lewis, C.S. The Chronicles Of Narnia / C.S. Lewis // Предание.ру. – 2020. – URL: https://predanie.ru/book/218225-the-lion-the-witch-and-the-wardrobe/ (дата обращения: 15.02.2023).