Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время в деловом мире растет интерес к моделям жизненного цикла. Эта тенденция связана с постоянно меняющейся рыночной средой, быстрым развитием технологий, ужесточением конкуренции.
В этой связи руководители предприятий несут ответственность за разработку бизнес-стратегии, которая в значительной степени способствует пониманию модели жизненного цикла организации.
Как отмечают исследователи, жизненный цикл организаций в наше время довольно мал, около 12 лет, и поиск путей его увеличения представляется важной задачей как для владельца и членов организации, так и для общества в целом.
Чтобы разработать меры, необходимые для продления жизненного цикла организации, необходимо знать и четко определять характеристики различных этапов.
Однако споры среди теоретиков менеджмента по этому вопросу далеки от завершения. Таким образом, разные авторы предлагают от 3 до 10 этапов жизненного цикла.
Эта тема чрезвычайно актуальна для российских ученых и практиков бизнеса, поскольку ее изучение открывает множество возможностей для повышения эффективности предпринимательской деятельности и повышения инвестиционной привлекательности организации.
Тем не менее, вопросы проявления стадий жизненного цикла в условиях развития рыночной экономики остаются недостаточно изученными, кроме того, существуют некоторые различия в определении направлений совершенствования управления организациями в зависимости от стадий их жизненного цикла.
Основная проблема в данном случае заключается в сложности сочетания подходов, разработанных мировой экономической мыслью, с традициями отечественной научной школы и сложностями развития современной экономической реальности.
Объектом исследования данной работы является АО «Ангстрем».
Предметом исследования стадии жизненного цикла организации.
Цель данной работы состоит в изучение теоретических основ жизненного цикла организации и рассмотрение их на практическом примере.
Исходя из поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
-рассмотреть понятие жизненного цикла организации;
-изучить стадии жизненного цикла организации;
-разобрать стратегию управления, применяемые на различных стадиях жизненного цикла;
-дать организационно - экономическую характеристику АО «Ангстрем»;
-выполнить анализ жизненного цикла АО «Ангстрем»;
-внести предложения по повышению эффективности функционирования АО «Ангстрем» на стадии возрождения.
Методологической основой работы являются аналитические, абстрактно-логические, статистические методы исследования, горизонтальный анализ, вертикальный анализ.
При выполнении данной работы были использованы материалы различных пособий, учебных пособий по маркетингу и разработке управленческих решений, результаты маркетинговых исследований, статьи в периодической печати.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1.Теоретические аспекты жизненного цикла организации
1.1.Понятие жизненного цикла организации
Понятие "жизненный цикл" применимо к широкой области знаний. Он рассматривается в таких науках, как биология, астрономия, системная инженерия, разработка программного обеспечения, экономика и так далее.
Таблица 1.1.
Понятия жизненного цикла в различных областях знаний [6, с. 116].
Жизненный цикл
В биологии Естественная смена всех поколений, характерная для любого типа живых организмов
В астрономии Последовательность изменений состояния звезды, которым она подвергается в течение ее жизни
В системной инженерии Процесс, охватывающий различные состояния системы, начиная с момента возникновения необходимости в такой системе и заканчивая её полным выводом из эксплуатации
В программной инженерии Период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания программного продукта и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации
Таким образом, суммируя приведенные выше определения, можно сделать вывод, что жизненный цикл - это определенная и естественная последовательность изменений состояния конкретного объекта, которые он претерпевает в течение своей жизни.
В экономике теория жизненного цикла возникла на экваторе XIX века и началась с изучения циклов в экономике. Первоначально были изучены длинные волны. В 1847 году Х. Кларк предположил существование истинных причин экономического кризиса.
Карл Маркс в 60-х годах XIX века представил разработанную им теорию циклических кризисов. Эта теория, в частности, обозначила определенную взаимосвязь между НТП и прибылью. Жизненный цикл подвержен развитию из-за кризисов перепроизводства.
Ван Гелдерен, используя многочисленные статистические данные, разработал "теорию волнового движения при капитализме". Он утверждает, что открытие новых рынков и внедрение новых технологий приводят к росту, что перенасыщение товарами ведет к стагнации и что спрос и производство снижаются.
В истории мировой экономической науки концепция длинных волн закрепилась в работах Н.Д. Кондратьева. На основании результатов своего исследования Кондратьев получил продолжительность одного большого цикла, которая составила 4560 лет. Начало восходящей фазы характеризуется изменениями в капиталистическом обществе, причиной которых могут быть НТП и инновации. Характерно, что большинство революций и войн приходится именно на восходящие фазы. Кондратьев приходит к выводу, что периодические припадки случаются каждые 710 лет. В фазе подъема длинной волны стадия роста периодического цикла больше, а стадия спада меньше.
Кроме того, одно из известных определений понятия жизненного цикла связано с жизненным циклом существования продукта: создание, выход на рынок, рост продаж, Достижение максимума спроса, падение спроса, свертывание производства.
Помимо организации, Концепция жизненного цикла применима и к другим формам управления. Таким образом, в контексте жизненного цикла обычно рассматриваются концепции жизненного цикла отраслей, населения, сотрудников, товаров, обучения, знаний и т. д. (табл.1.2).
Таблица 1.2
Понятие жизненного цикла в экономике [20, с. 196].
Жизненный цикл в экономике
Изделия Период функционирования изделия (продукции), начиная от его проектирования и изготовления, и заканчивая утилизацией
Строительство Период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения
HR Различные стадии, через которые проходит работник, взаимодействуя с компанией-работодателем
Управление проектами Последовательность фаз проекта, задаваемая исходя из потребностей управления проектом
Помимо концепций жизненного цикла, представленных в таблице, особое место в экономике занимает теория «жизненного цикла организации» (ЖЗО). На основе работ таких известных деятелей науки, как И. К. Адизес, Л. Э. Грейнер, С. Х. Хэнкс, Г. В. Широкова, Миллер, Фризен и др., сформулируем авторское определение понятия «жизненный цикл организации». Жизненный цикл организации - это процесс прохождения организацией различных этапов своего существования, в соответствии с которым происходят определенные изменения во внутренних параметрах самой организации.
Существует определенное сходство и зависимость жизненного цикла (ЖЦ) продукта от жизненного цикла организации. Эта тема внимательно изучается учеными и маркетологами. Как и организация ЖЦ, продукт ЖЦ имеет четыре последовательные фазы развития: стадия формирования, стадия роста, стадия зрелости, стадия упадка [16, С. 179].
Что такое стадия ЖЦО?
В работах Хэнкса вы можете найти ответ на этот вопрос. Хэнкс описывает стадию жизненного цикла организации как «конфигурацию ряда организационных переменных, связанных с организационным контекстом и структурой» [1, с. 117].
Сегодня многие концепции ЖЦО имеют определенную аналогию с жизненным циклом живого биологического организма. Все живые существа от рождения до смерти проходят определенные стадии с присущим им уровнем развития. Организация, находящаяся на определенном этапе своей жизни, как биологический организм, руководствуется определенными стратегиями нормального развития и прогресса. Модели жизненного цикла позволяют выявить проблемы, возникающие на этих этапах разработки, и найти способы их решения.
Таким образом, концепция жизненного цикла - то естественная последовательность изменений состояния объекта. Кроме того, эта концепция была применена в различных областях знаний. В экономике особое место занимает теория жизненного цикла организации, которая рассматривает организацию как совокупность параметров и переменных, которые изменяются в зависимости от перехода организации на соответствующую стадию жизненного цикла.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1.Абдулина В.Э. Жизненный цикл организации и его практическое применение на основе анализа коммерческой организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2021. - № 3. - С. 112-119
2. Адизес И. К. Управление жизненным циклом корпораций - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019 - 512 с.
3.Берг, Д. Б. Модели жизненного цикла: учеб. пособие. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 74 с.
4.Ветошкина Д.С. Жизненный цикл организации: сравнительный анализ теорий жизненного цикла // Международный студенческий научный вестник. - 2021. - № 6. - С. 55-59
5.Глухова Е. В. Концепция жизненных циклов: необходимо ли ее понимание и применение финансистами на российском рынке? / Корпоративные финансы. - 2020. - №. 4. - С. 111-117.
6.Демчук, О.Н. Теория организации - М.: Флинта, 2019. - 264 с.
7.Дмитриевская, В. А. Роль и значение жизненных циклов предприятия // Молодой ученый. - 2020. - № 13 (117). - С. 406-408.
8.Зайнуллина, Ю. Р. Особенности жизненного цикла организации крупных российских корпораций // Молодой ученый. - 2019. - № 11 (115). - С. 744-746.
9. Иванов Д.Е. Жизненные стадии и циклы организации. - М.: Парта, 2020 - 75 с.
10. Кисель, А. И. Сравнительный анализ основных моделей жизненных циклов организаций // Молодой ученый. - 2020. - № 4 (294). - С. 130-133.
11.Козлова, А. В. Жизненный цикл организации // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2021 г.). - Т. 2. - Москва : РИОР, 2021. - С. 113-117.
12.Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. - М.: Вильямс. - 2020. - 496 c.
13.Кумагина Е.А., Неймарк Е.А. Модели жизненного цикла и технологии проектирования программного обеспечения: учебно-методические пособие. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2019. - 41 с.
14.Кушелевич Е.И. Модели жизненных циклов организаций. - М.: Экономистъ, 2020. - 304 с.
15. Лавизина О.В. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система. // Социс. - 2022 - № 12 - С. 37- 42
16.Лаптев, Ю.Н. Теория организаций: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 311 c.
17.Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. - М.: Университет Университет, 2020. - 520 с.
18.Орчаков О.А. Теория организации. - М.: МИЭМП, 2021. - 33 с
19.Поветьев К.В. Жизненный цикл организации // Материалы Международной научно-практической конференции. - 2022. - С. 288-295.
20.Ружанская, Л.С. Теория организации: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2020 - 200 с.
21.Самочкин В. Н. Фазы жизненного цикла изделий и планирование гибкого развития предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2020 - № 5 - С. 3-9.
22.Титов П. М. Общая теоретическая экономика - Екатеринбург: Калан, 2021 - 256 с.
23.Шестопалов, А.Е. Экономическая теория организаций: Учебное пособие- М.: ИНФРА-М, 2021. - 303 c.
24.Широкова, Г. В. Особенности формирования жизненных циклов российских компаний // Российский журнал менеджмента. - 2020 - № 3 - С. 3-26.
25.Широкова, Г.В. Характеристики стадий жизненного цикла российских компаний, созданных «с нуля» // Российский журнал менеджмента. - 2021 - № 4 - С. 3-20.