Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на создание благоприятных условий для развития детей с учетом их возраста и индивидуальных особенностей развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта взаимоотношений. с другими детьми, а также со взрослыми и внешним миром.
Для реализации требований ФГОС каждый педагог ищет новые пути, отвечающие целям и требованиям дошкольного образования. Использование различных средств обучения дает возможность заинтересовать и увлечь ребенка. Многие воспитатели детских садов в современных условиях ищут новые пути и формы организации воспитательной деятельности.
Исследованиями по формированию эмоционально-целостного отношения к окружающему миру занимались Н.А. Рыжова, О.А. Соломенникова, Н.Ф. Виноградова, Л.А. Венгер и другие.
В современном дошкольном образовании воспитатели пользуются свободой творчества. Педагоги исследуют, создают, делятся своим педагогическим опытом, используют в своей практике различные средства при работе с дошкольниками.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить следующие противоречия: – между признанием развивающего потенциала лэпбука и поверхностной представленностью данного средства в практике дошкольной организации.
Проблема исследования: является ли лэпбук эффективным средством развития представлений о неживой природе детей среднего дошкольного возраста.
Объект: развитие представлений о неживой природе у детей 4-5 лет.
Предмет: лэпбук как средство развития представлений о неживой природе у детей 4-5 лет.
Цель: теоретическое обоснование влияния лэпбука на развития представлений о неживой природе у детей 4-5 лет.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности работы воспитателя по развитию представлений о неживой природе у детей 4-5 лет.
3. Изучить особенности работы воспитателя с лэпбуком.
4. Описать опыт работы воспитателя ФИО по развитию представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста с использованием лэпбука.
Методы исследования: метод теоритического анализа и синтеза.
Теоретическую основу исследования составили работы таких ученых, как: Выготский Л. С., Поддьяков Н.Н., Саморукова П.Г., Венгер Л.А., Веракса Н.Е., Гончарова Е.В., Николаева С.Н.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические основы по формированию у детей 4-5 лет представлений о неживой природе
1.1 Сущность понятия «лэпбук» и его содержательная характеристика
Понятие лэпбук (lapbook) относительно новое, в переводе с английского означает «наколенная книжка» или «книжка на коленях». Формат папки должен быть таким, чтобы при необходимости ее можно было держать на коленях, в ней было удобно читать и просматривать содержимое.
Лэпбук или интерактивная тематическая папка — самодельная бумажная книжка с кармашками, окошками, дверцами, подвижными частями, в которой собраны материалы по определенной теме. Ребенок может складывать, вынимать, передвигать картинки по своему усмотрению. При этом лэпбук — это не просто поделка. Воспитательная функция «лэпбука» заключается в том, что он составляется совместно с детьми и их родителями (законными представителями) [1].
Это позволяет учитывать их пожелания при проектировании. Книжка должна быть красочной и эстетично оформленной, все составляющие должны быть понятными и удобными для самостоятельного использования ребенком.
Работа с «лэпбуком» — отличный способ закрепить с детьми определенную тему, позволяет понять содержание, а также провести исследовательскую работу, в ходе которой ребенок участвует в исследовании, анализе и сортировке информации. Создание «лэпбуков» — один из видов совместной деятельности взрослого и ребенка, к которой могут быть привлечены родители.
Лэпбук помогает ребенку систематизировать информацию по изучаемому предмету, лучше понимать и запоминать материал. Дети учатся собирать информацию и использовать ее. Это эффективный способ повторить и закрепить пройденный материал. Такая тематическая папка способствует систематизации материала по изучаемой теме в рамках комплексного тематического планирования, способствует организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми [3].
Лэпбук обеспечивает игровую, творческую, исследовательскую и познавательную активность детей дошкольного возраста. Процесс создания лэпбука один из вариантов видов совместной деятельности взрослого и ребенка. Лэпбуки помогают эффективно и быстро усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Работа с лэпбуком отвечает основным критериям организации партнерской деятельности взрослого и ребенка, о которых вспоминает Н.А. Коротков:
- включение взрослого в деятельность наравне с детьми;
- добровольное участие ребенка в деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное передвижение и общение детей во время занятий (при условии хорошей организации рабочего пространства);
- свободное время по окончании деятельности с учетом индивидуальных особенностей ребенка (каждый работает в своем темпе) [7].
Лэпбук отвечает всем требованиям среды разработки темы:
- педагогическая целесообразность игрушек и оборудования, что соответствует задачам всестороннего развития личности ребенка;
- психологическая и физическая безопасность игрового материала; создание оптимально насыщенной (без чрезмерного изобилия или недостатка), целостной, трансформирующей и многофункциональной среды с использованием оборудования и игрушек;
- с учетом возрастных возможностей детей, особенностей их психического, физического и социального развития.
Лэпбук имеет следующие характеристики:
- информативный;
- наличие лэпбука позволяет осуществлять все виды деятельности детей в учебной и внеучебной деятельности;
- полифункциональность - можно использовать при работе в группах, подгруппах и, конечно же, при индивидуальной работе;
- трансформируемость - книжка позволяет менять пространство в зависимости от учебной ситуации, в том числе меняющихся возможностей и интересов детей;
- вариативность - масштабируемость учебных материалов в папке, обеспечивающая свободный выбор детьми, замену новыми материалами, стимулирующими активность детей на занятиях. В лэпбуке есть варианты использования каждой его части;
- насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить много разнообразной информации по определенной теме. Необязательно подбирать разные дидактические материалы, использовать их
Фрагмент для ознакомления
3
1.Андрюшина, Н.Н. Лэпбук как нетрадиционная форма работы с детьми на логопункте дошкольной образовательной организации. Азбука детства/ Н.Н. Андрюшина. – Самара: ООО «НТЦ». – 2017. – С. 84- 86.
2.Блохина Е.П. Лэпбук - наколенная книга / Е.П. Блохина, Т.В. Лиханова // Обруч. - 2015. - № 4. - С. 15-17.
3.Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2008. –103
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.
5. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д.А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI международной научной конференции. - 2015. - № 4. - С.162-164.
6. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. - 184 с.
7.Казаручик Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников (старший дошкольный возраст) / Г.Н. Казаручик. - Мозырь: Белый ветер, 2007. - 70 с.
8.Лукашук О.С. Лэпбук новая форма организации образовательной деятельности. / О.С. Лукашук. - 2016. - №1. - С. 12-13.
9.Мазовко М.И. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в игровой деятельности / М.И. Мазовко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сборник научных статей. - Минск: Изд-во БГПУ, 2012. - 112 с.
10.Молодова А.П. Игровые экологические занятия с детьми / А.П. Молодова. - Минск: Амалфея, 2015. - 88 с.
11. Монастыренко И.П. Лэпбук - форма работы по развитию речи детей
12.Николаева, С.Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. / С.Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 1996.
13.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / С.Н. Николаева – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
14.Петрикевич А.А. Веселые игры по ознакомлению с природой / А.А. Петрикевич. - Минск: Жасскон, 2012. - 40 с.
15. Петрикевич А.А. Экологическая мозаика / А.А. Петрикевич. - Минск: Жасскон, 2012. - 40 с.
16.Саморукова, П.Г. Систематизация знаний детей о природе / П.Г. Саморукова // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4.
17.Стреха Е.А. Познаём мир природы: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Е.А. Стреха. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010. - 24 с.
18. Стреха Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Стреха. - Минск: Нар. асвета, 2012. - 64 с.