Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях хозяйствования основу проектного подхода в управлении составляет понимание проекта как управляемого изменения начального состояния организации, связанного с затратой времени и средств.
Научный подход, который впервые затронул тему современного проектного управления, был предложен представителями французской теории соглашений (theorie des conventions) . Основными положениями теории, которая лежит в основе современного проектного менеджмента и определяет проект как сознательный выбор людей в пользу локальных взаимодействий, являются:
- во-первых - это тезис о существовании множества вариантов организации взаимодействий или соглашений;
- во-вторых - это признание того, что каждый человек при желании способна действовать в зависимости от ситуации по «правилами игры», которые отвечают каждому из настоящих соглашений.
Такой совокупностью правил, которые добровольно избираются людьми для своих взаимодействий, является «проект».
Методы проектного менеджмента сегодня широко применяются для решения задач как в области стратегического, так и оперативного управления. Объективно актуальным является проектный подход в управлении предприятиями в сфере гостеприимства и туризма.
Основной задачей проектного менеджмента в этой сфере предпринимательской деятельности является разработка и внедрение широкого спектра услуг гостеприимства и туризма. В последние годы актуальность развития отрасли гостеприимства и туризма в Российской Федерации значительно возросла. Это обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить:
- проведение чемпионата мира - 2018 и других международных спортивных соревнований в различных городах РФ;
- наличие четко выраженной тенденции к росту спроса на услуги внутреннего гостеприимства и туризма у российских граждан;
- недостаточный уровень развития инфраструктуры отрасли гостеприимства и туризма в РФ, и в связи с этим обострение потребности в ее развитии и др.
Поэтому, тема курсовой работы: «Управление проектом в сфере гостиничного бизнеса и туризма» является актуальной и имеет практическое значение для развития отрасли гостеприимства и туризма.
Целью курсовой работы является развитие теоретических и практических основ управления проектами в сфере гостеприимства и туризма.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1) обобщение теоретических основ проектного менеджмента в сфере гостеприимства и туризма;
2) анализ деятельности предприятия гостеприимства и туризма;
3) разработка предложений по реализации проекта рекламной кампании мини-отеля в условиях мегаполиса.
Объектом исследования является процесс управления проектами в сфере гостеприимства и туризма.
Предметом исследования выбрана система управления проектами предприятия гостеприимства.
В процессе выполнения курсовой работы использованы учебные, научные и статистические публикации, посвященные управлению проектами в сфере гостеприимства и туризма.
1. Теоретические основы управления проектами в сфере
гостиничного бизнеса и туризма
1.1. Сущность и признаки проектов
Термин «проект» (лат. projectus) переводится как «устремленный вперед». Исходя из этого, рассмотрение проекта как объекта управления, предполагает возможность его развития.
В свою очередь, в государственных стандартах проект определяется как комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые направлены на создание уникального продукта в условиях временных и ресурсных ограничений .
Таким образом, выделим признаки проекта:
- уникальность целей и работ проекта;
- последовательность процессов;
- координированное выполнение работ;
- направленность на достижение конечных целей;
- ограниченность по времени и ресурсам.
По своей сущности, проект - это формат управленческой деятельности человека или организации, которая может быть определен как проект лишь в том случае, если:
- она имеет комплексный характер;
- следует четкой логике перехода от одного вида работы к другому;
- достижение целей этой деятельности связано с последовательным и параллельным выполнением работ;
- осуществляется в условиях ограничений по времени, финансовым, материальным и трудовым ресурсам,
- ее продолжительность и стоимость зависит от уровня организации всего комплекса работ;
- для определения ее эффективности используется анализ показателей всего комплекса работ [2, с. 53].
Проект, как объект управленческой деятельности, характеризуется:
- во-первых, как пакет управленческой документации, чертежей и расчетов;
- во-вторых, как совокупность согласованных во времени мероприятий, направленных на достижение конкретной цели;
- в-третьих, как уникальный набор скоординированных работ заданного содержания с определенными начальной и конечной датами, стоимостью и графиками реализации.
Отличие проекта от других видов производственной деятельности заключается в том, что проект является одноразовой, а не циклической деятельностью. Например, производственные циклы не являются проектами, но к ним может быть применена методология проектного управления. Это подтверждает современная практика, в рамках которой, проектный подход часто применяется и к процессам, ориентированным на беспрерывную хозяйственную деятельность. Например, проекты увеличения производства до определенного объема. Или выполнение определенных заказов, которые имеют договорные сроки поставки [5, с. 124].
Таким образом, проект - это уникальная деятельность. Вместе с тем, степень уникальности может сильно меняться от одного проекта к другому. Так, если предприятие строит элитное жилье, то на 20-м по счету типовом коттедже, степень уникальности данного проекта убывает с каждым следующим коттеджем и неуклонно стремится к нулю. Это происходит потому, что, базовые элементы этого дома идентичны элементам предыдущих девятнадцати.
С другой стороны, если предприятие разрабатывает программный продукт или новую технологию, оно, безусловно, решает каждый раз уникальную задачу. Т.е. осуществляет то, чем никогда ранее не занималось. И поскольку подобный опыт у сотрудников предприятия отсутствует, то достижение успешного результата находится под большим вопросом. Поэтому инновационные проекты всегда сопровождаются большим риском.
Разработка проектов тесно связана с созданием разного рода программ.
В случаях создания сложных объектов, методология проектного менеджмента предусматривает использование программ. Как правило, программа представляет собой комплекс проектов. Эти проекты скоординированы между собой по ресурсам, срокам и исполнителям, и нацелены на достижение сложных целей.
Формально различия между программами и проектами заключаются в следующем:
- программы могут реализовываться до тех пор, пока не будет принято решение об их завершении, а проекты же четко ограничены по времени;
- программы могут расширяться и развиваться по мере возникновения новых заданий, проекты закрываются по достижению целей;
- программы, как правило, нацелены на достижение нескольких результатов, а проекты имеют целью достижение конкретного результата [3, с. 128].
Каждый проект ограничен по времени и имеет свой жизненный цикл, который состоит из следующих типовых стадий:
- инициация проекта;
- планирование проекта;
- реализация проекта;
- контроль проекта;
- завершение проекта.
Таким образом, проект следует рассматривать с одной стороны, как задачу с определенными входными данными и необходимыми результатами, целями, которые обуславливают способ ее решения. С другой стороны - как особым образом организованный комплекс работ, направленных на решение этой задачи, которая имеет определенные ограничения по времени, финансам, персоналу.
1.2. Методы управления проектами
Управление проектами - это процесс выполнения основных управленческих функций с учетом специфических требований, которые предъявляются проекту. Чтобы выполнить эти требования, необходимо найти оптимальное решение по координации целей, сроков, зат
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы развития сферы услуг: сборник научных трудов. Выпуск IX / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Б. Титова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ. - 2015.
2. Балашов, А.И. Управление проектами: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.И. Балашов, Е.М. Рогова, М.В. Тихонова и др. - Люберцы: Юрайт. - 2016. - 383 c.
3. Бараненко, С.П. Управление проектами: Учебно-методический комплекс / С.П. Бараненко. - М.: АП Наука и образование. - 2014. - 244 c.
4. Верзух, Эрик Управление проектами: ускоренный курс по программе MBA / Эрик Верзух. - М.: Вильямс. - 2015. - 480 c.
5. Гонтарева, И.В. Управление проектами / И.В. Гонтарева, Р.М. Нижегородцев, Д.А. Новиков. - М.: КД Либроком. - 2014. - 384 c.
6. ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» - [Электронный ресурс] — // http:// www.ryazangov.ru / (Дата обращения: 18. .04.2018).
7. Валеева Е.О., «Сфера услуг в современной экономике», Спб: СПбГЭУ, 2016 – 114 с.
8. Кумахов Р. Теория согласований и анализ предприятия // Вопросы экономики. 1997. № 10. С. 87 - [Электронный ресурс] — // http://society.polbu.ru/ (Дата обращения: 18. .04.2018).
9. Песоцкая Е.В., Петров А.Н., Русецкая О.В., Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Менеджмент в 2 Ч. / Учебник. 2-е изд. испр. и доп. - Сер.58 Бакалавр. Академический курс. - М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2016. – 645 с.
10. Управление организацией сферы услуг: учебное пособие. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 63 с.
11. Чернов Г.Е., Чернова Е.В. Управление проектами в гостиничном и ресторанном бизнесе. СПб: «Издательство «Левша. Санкт-Петербург», 2015. – 255 с.
12. Чудновский А.Д. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства и омновные направления реализации туристского продукта: учебное пособие/А.Д Чудновский, М.Ажукова. – М: Федеральное агенство по туризму. – 2014. -304 с.
13. Экономика туризма: учебник: / М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Г.А. Карпова, Л.В. Хорева. – М.: Федеральное агентство по туризму. - 2014. – 320 с.