Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социальная деятельность представляет собой все многообразие общественных явлений. В социальной деятельности видится сущность всего сложного процесса общественных отношений. Некоторые исследователи видят в социальной деятельности средство интеграции различных областей социального знания. Внутри социальных отношений заложена человеческая деятельность, значит социальная деятельность тесно связана с обществом.
Говоря о социальной деятельности, необходимо отметить роль государства в ее осуществлении. Применительно к проблемам человека государство создало систему социального обеспечения и социальной защиты.
В науке выделяют несколько характерных особенностей социальной деятельности.
Универсальность социальной деятельности позволяет человеку свободно выбирать модель поведения.
Творческий характер социальной деятельности отражается в новых формах и методах деятельности.
Коллективность позволяет человеку легче адаптироваться в обществе.
Целеустремленность и рефлексия раскрывают сущность сознательного характера социальной деятельности.
Орудийно-опосредованный характер социальной деятельности актуализируется через технические средства, социальные организации, знаки и символы.
Социальная деятельность в области науки социологии понимается в совокупности с понятием помощь. При этом она выступает как социальная форма взаимодействия отдельных категорий граждан в обществе. Парадигма социальной работы носит смысл поддержки человека: заботу, попечение, помощь в лечении и содержании и т.п.
Целью данной работы является рассмотрение профессиональных требований и личностных качеств социального работника.
Задачи:
- описать сущность социальной работы;
- рассмотреть помогающие профессии, роль социальной работы и профессия социального работника;
- описать профессиональный долг, личностные и профессиональные качества социального работника;
- сравнить профессиональный долг и гражданский долг социального работника: общее и особенное .
Объект исследования – профессия социального работника. Предмет исследования - профессиональные требования и личностные качества социального работника.
Глава 1 Социальная работа и помогающие профессии
1.1 Социальная работа: специфика, взаимосвязь с другими науками
Структура социальной деятельности:
- специфика и цели, которые определяют потребности и интересы людей;
- социальные группы, которые являются структурным элементом самого процесса деятельности;
- организационные формы деятельности (сюда же относятся ее управленческие структуры и органы, исполняющие их решения);
- социальные нормы и правила, контролирующие социальную деятельность;
- средства и методы деятельности.
Содержание социальной деятельности как некого процесса включает в себя субъект, объект и действие. Рассмотрим их.
Субъект – это элемент, который направляет свои действия на объект.
Объект – это элемент, на который направлено действие.
Действие – активность во взаимодействии с людьми в обществе.
Действие – это некий поступок, который имеет свое значение. Значение действия может быть психологическим, когда его устанавливает сам человек, и может быть культурным, когда оно устанавливается группой людей. Действия проявляются через социальные отношения, социальные процессы, социальные институты.
В понятии социальная деятельность существует такое понятие как мотив. Это внутреннее желание человека к определенному действию. Так как социальная деятельность состоит их определенных действий, которые выполняют люди, то мотивы, побуждающие их к действию, связаны с социальной деятельностью.
Еще одно понятие социальной деятельности – социальная ситуация. Это совокупность условий выполнения конкретного действия.
Социальная работа – это деятельность по оказанию помощи людям в решении проблем. Социальная работа состоит из объектов и субъектов.
Субъект социальной работы – это тот, кто помогает объектам социальной работы. Это работник социальной службы, социальное учреждение. Права и обязанности субъектов социальной работы регламентированы государственными законами и распоряжениями.
По особенностям решения проблем социальной работе принадлежит специфичное место среди таких наук о социуме, как философия, история, политологи, правоведение, экономики и др. Социальная работа также тесно связана с психологией, социологией и медициной [4, с. 95].
Например, общетеоретические положения социальной философии важны в методологии основания социальной работы.
Гуманистическое представление о человеке как о самой большой ценности и высшей цели, что было еще сформулировано в Античности, получило свое развитие и Средневековье, и в Новое время. Это стало распространяться в русской и в зарубежной современной социальной философии.
Демокрит, Платон, Аристотель, М. Квинтилиан, Т. Мор, Т. Кампанелла, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, П. Наторп, Дж. Дьюи, Г. Плеханов, В. Ленин, П. Сорокин, Н. Бердяев и многие другие философы причисляются сегодня к основоположникам психологии, педагогики, права, экономики и в том числе социальной работы.
Каждый человек, так или иначе, начинает задавать себе вопросы, которые относятся к философии. Например, кого можно назвать личностью, какова роль человека в жизни общества и др. Также – в чем смысл жизни человека, и др. Так или иначе, философия социальной работы сводится к теме человека и его сущности.
Структура философии социальной работы включает в себя универсальные категории культуры и формы мышления. Это человек, культуры, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство.
К задачам социальной работы как науки не относится только аргументация важности социальной помощи или защиты конкретных слоев населения. Такое редуцированное понимание упрощает ее действительное содержание и не раскрывает полностью ее социальной сущности. Социальная помощь, как и социальная защита населения – это важные направления социальной работы как практической деятельности и как науки. Но ее сущность находится глубже и может быть понята только при помощи позиций в обществе, в том числе с точки зрения социального и философского мировоззрения [1, с. 131].
Рассматривая взаимосвязь социальной работы с социологией, нужно сказать то, что последняя анализирует социум, социальные институты и явления, поведение и убеждения конкретных групп – семей, детей, мужчин, женщин, лиц девиантного поведения, пожилого возраста и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Гуслова М. Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. — М.: Академия, 2020.
2) Зайцева А. С. Помогающие профессии: общая характеристика// ПОМОГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ: ЦЕННОСТИ, СМЫСЛЫ, МОДЕЛИ. Коллективная монография. Сер. "Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка" Том Выпуск 1. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского; Ответ. ред. , введ. М.Р. Арпентьева. Калуга, 2020. С. 117-126
3) Зарубина Ю. Н., Серова Е. А. Эмпатия как основа помогающего поведения в социальной работе//ВЕСТНИК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК. 2019. № 18. С. 25-27
4) Заслонкина О.В. Теория социальной работы. – Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2021. – 168 с.
5) Зубкова Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. — М.: Академия, 2021. — 224 с.
6) Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб., 2021. 304 с.
7) Клушина Н. П. Организация практики студентов по социальной работе. — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2021. — 127 с.
8) Курбатов В. И. Социальная работа. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2021
9) Минигалиева М. Р. Практическая подготовка психосоциального работника. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. — 508 с.
10) Основы социальной работы. — М.: Академия, 2021. — 140 с.
11) Социальная работа. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. — 478 с.
12) Тетерский С. В. Введение в социальную работу. — М.: Академический Проект, 2021. — 494 с.
13) Тихонова Д. Ю., Котова В.Р. Синдром эмоционального «выгорания» как профессиональная проблема социального работника//ВОПРОСЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. 2020. № 4. С. 261-264
14) Фальковская К. И., Социологические методы исследования в практике медико-социальной работы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2020. — Т. 28, № 2. — С. 261-265.
15) Фирсов М. В. Теория социальной работы. — М.: Академический Проект, 2021. — 512 с.
16) Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Смысл, 1993. – 142 с
17) Хасанова Г. Б. Педагогическая компетентность специалиста по социальной работе: монография / Г. Б. Хасанова; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань : Изд-во КНИТУ, 2019. – 136 с.
18) Червякова Г. А. Введение в профессию «Социальная работа». — М.: Академия, 2021. — 192 с.
19) Юнг К. Проблемы души нашего времени / Предисл. А. В. Брушлинского. – М.: Прогресс, 1993. – 329 с