Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что сегодня туризм является важной экономической отраслью мировой экономики, является методом познания окружающей действительности, способом повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей. Туристический бизнес продолжает развиваться и является одним из прибыльных. Возможность и желание выезжать в любую страну мира, в настоящее время, есть у многих, и население этим активно пользуется. Поэтому открытие туристического агентства - хорошая возможность начать собственный бизнес.
Объектом исследования является туристическое агентство.
Предметом исследования являются теоретические, методические и практические вопросы составления бизнес-плана открытия туристических агентств.
Целью работы является исследование процессов бизнес - планирования по открытию туристического агентства.
Поставленная цель обуславливается решением следующих задач:
- раскрыть сущность, содержание и основные этапы бизнес-планирования;
- разработать бизнес-план открытия туристического агентства.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе анализируются основы бизнес-планирования деятельности организации.
Во второй главе представлена разработка бизнес-плана по открытию туристского агентства.
Для раскрытия данной темы были использованы различные современные исследования в области экономики предприятий и бизнес-планирования, экономические и управленческие порталы и ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1.Сущность, содержание бизнес-планирования
В рыночной экономике присутствует несколько видов бизнес-планов, которые различаются формой, содержанием, структурой. Наибольшие отличия наблюдаются в модификации бизнес-планов в соответствии сих предназначением:
- бизнес-план по продукции, работам, услугам, техническим решениям
- бизнес-план по предприятию в целом.
Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса отражена на рис. 1.
Рисунок 1 - Типология бизнес-планов по объектам бизнеса
В рамках организации могут разрабатывать и общие стратегические бизнес- планы, включающие комплекс всех целей, и отдельные бизнес- планы в зависимости от фактора.
К факторам, которые определяют объем, структуру бизнес-планов, можно отнести:
- специфика деятельности;
- размер предприятий;
- цель бизнес-планов;
- общая стратегия предприятий;
- перспективы роста;
- размеры сбыта;
- конкуренты.
В зависимости от целей составления бизнес-планов их разделы могут разрабатываться конкретно. Чем больше предполагаемый рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учесть, а наличие огромного количества конкурентов требует усложнения структуры и содержания бизнес-плана.
На предприятиях разрабатывают два типа бизнес-планов: официальный и рабочий.
Бизнес-план - официальный документ, который оформлен в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу предприятий. Для его составления необходимо собирать большой объем информационного материала широкого круга вопросов о рынке, состоянии отрасли, новой технологии, оборудовании. Значительная доля данного материала не входит в итоговый вариант бизнес-плана, поэтому целесообразно располагать сразу двумя видами одного бизнес-плана - официальным и рабочим бизнес-планом.
В рабочий бизнес-план включают все рабочие информационные материалы, которые сгруппированы по разделам официального бизнес-плана. Эти материалы имеют разный характер, постоянно дополняются в процессе работы и используются при модернизации официальных вариантов бизнес-планов.
В настоящее время нет жестко регламентированных форм и структуры бизнес - планов:
1. Резюме.
2. Продукция.
3. Рынок сбыта.
4. Конкуренция.
5. Маркетинг.
6. Производство.
7. Организация.
8. Оценка риска.
«Исполнительное резюме» является первым разделом бизнес-плана и является его сокращенной версией, содержит при этом краткое описание компании, наиболее привлекательных моментов из других разделов отчета, положительных аспектов предлагаемой бизнес-идеи, объемов привлекаемых инвестиций или.
В «Общем описании предприятия» характеризуется само предприятие и его положение на рынке, организационно-правовая форма предприятия, основные виды его деятельности, владельцы предприятия, достижения, финансовые показатели, преимущества данной компании над конкурентами, проблемы и цели компании.
Раздел «Продукция и услуги» содержит описание продукции, предлагаемой предприятием, возможности их использования, соответствие стандартам, их привлекательные стороны, анализ товаров конкурентов, степень готовности к выходу на другой рынок.
Цель раздела бизнес-плана «Маркетинг» заключается в разъяснении намерений компании добиться успеха на рынке. Раздел содержит маркетинговый анализ (характеристика рынка, потребители продукции, конкуренты) и маркетинговый план (стратегии продвижения продукции на рынок – аспекты ценовой политики, рекламы, системы продаж, послепродажного обслуживания).
Раздел «Производственный план» содержит описание технологических процессов и изменений, которые должны пройти по мере развития предприятий. Здесь отражается общий подход предприятий к организации своего производства, источники сырья и материалов, технологическое оборудование (наименование и основные характеристики), потребность предприятий в помещениях, коммуникации, источниках энергии, требования в отношении трудовых ресурсов (условия работы и оплаты труда и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, меры обучения персонала, предполагаемые изменения в составе персонала по мере развития предприятий).
В разделе «Управление и организация» коротко представляются основные участники предприятий (предприниматели, их партнеры, инвесторы, члены совета директоров, которые занимают ключевые позиции, сотрудники и так далее), приводится организационная схема предприятий, показывающая внутренние взаимосвязи, обязанности и разделение ответственностей в рамках всей организации.
Цель «Финансового плана» заключается в формировании и предоставлении детальной системы проектировок, отражающих ожидаемый финансовый результат деятельности компании. Для уже существующих предприятий показываются финансовые результаты за предыдущий год. Необходимо также излагать все предположения, которые стали базой для предоставляемых проектов. Можно рассматривать в финансовом плане несколько сценариев развития компаний.
Финансовый план содержит график исполнения работ и потребностей в финансовых ресурсах для их реализации (предполагаемых источников и схем финансирования, ответственность заемщиков и системы гарантий, график погашения кредита).
В разделе «Оценка рисков» требуется ориентировочно оценивать, какие риски вероятны для проектов.
Модели бизнес-процессов применяют предприятиями для различных целей, что определяется типом разрабатываемой модели.
Графическая модель бизнес-процессов в виде наглядной, понятной диаграммы может служить инструментом для обучения новых сотрудников их должностным обязанностям, согласования функций между структурными единицами компаний, подбор или разработка компонентов информационных систем и т. д. Описание с помощью модели такого типа существующих и целевых бизнес-процессов применяется для оптимизации и совершенствования деятельности компаний за счет устранения проблемных мест, дублирования функций.
Имитационная модель бизнес-процессов позволяет оценивать их эффективность и увидеть, как будет исполняться процесс с исходными данными.
Главным образом, промежуточным продуктом бизнес – аналитики между сбором информации и выдачей готового решения находится разработка различных аналитических бизнес - моделей или методов анализа, которые наглядно демонстрируют существующие хозяйственные или стратегические положения фирмы.
Таким образом, рассмотренные выше модели и методы, использующиеся предприятием в своей аналитической деятельности по планированию бизнес-процессов, имеют свои достоинства и недостатки. Именно их комплексное применение для бизнес – анализа корпоративных процессов может дать положительные результаты.
1.2.Особенности бизнес-планирования в туризме
Составление бизнес-плана необходимо для любого предприятия. Для производства любого продукта необходимо ответить на три вопроса:
Что мы собираемся производить?
Как мы произведем наш продукт?
Сколько это будет стоить?
При планировании деятельности предприятия туризма вопрос разработки бизнес-плана становится наиболее остро. Сейчас предприятиям туризма, приходится с нуля создавать свой бизнес, формируя тем самым новую, но самую перспективную отрасль российской экономики и, устанавливать в ней свои правила и свою систему взаимоотношений, как между партнерами по бизнесу, так и с потребителями туруслуг [8, c.68].
Основными задачами бизнес-планирования деятельности турфирмы являются:
- построение системы стратегических целей развития турфирмы в плановом периоде;
- анализ и прогнозирование ожидаемых тенденций и направлений эволюции рынка туруслуг, его структурных компонент, секторов и сегментов;
- разработка планов всех видов деятельности турфирмы, направленных на своевременное достижение поставленных целей и согласованных с прогнозами изменения рыночной ситуации и собственными ресурсно¬бюджетными ограничениями. [9, c.65]
Бизнес-план деятельности турфирмы всегда разрабатывается в интересах субъекта бизнес-планирования, который выступает в роли конечного потребителя этого продукта, используя его для достижения собственных целей. Так, бизнес-план может быть представлен юридическому или физическому лицу из внешней среды в качестве предложения принять долевое участие в финансировании подготовленного проекта развития турпредприятия. В других случаях адресатом плана становится сам субъект, например, когда требуется провести принципиальную перестройку основных бизнес-процессов, оценить степень технико-экономической обоснованности, финансовой реализуемости проекта и подготовить его бизнес план к утверждению руководством турфирмы [9, c.71].
Таким образом, бизнес-план деятельности турфирмы - документ двойного назначения. С его помощью туристическое агентство в процессе реализации проекта действует целенаправленно по заранее разработанным организационным, инвестиционным, юридическим, финансовым, производственным и маркетинговым схемам, а не импульсивно и не всегда адекватно реагировать на происходящие события.
Таким образом, некоторые специалисты, к сожалению, последней функции бизнес-плана не уделяют должного внимания, и поиск финансовых ресурсов становится чуть ли не единственной целью для реализации бизнес-плана. Однако первая функция бизнес- плана не менее важна. Она позволяет раскрыть и направить внутренние резервы на повышение эффективности деятельности туристического агентства в рамках данного проекта ее развития.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аббакумов В.Л. Бизнес – анализ информации. – М.: Экономика, 2019. – 384 с.
2. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2019. — 272 с.
3. Бердников В. Основы бизнес – моделирования. – М.: КНОРУС, 2021. – 495 с.
4. Воробьев С.Н. Управленческие решения - М: Юнити-Дана, 2020. – 447 с.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент организации. – М.: Юнити-Дана, 2022. – 162 с.
6. Дафт Ричард Л. Управленческое решение - СПб: Питер, 2021. – 231 с.
7. Дэвенпорт Т. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать. – М.: Дашков и К, 2019. – 626 с.
8. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2021. – 386 с.
9. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие, 2019. – 546 с.
10. Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений. – К.: МАУП, 2019. – 380 с.
11. Конрад К. Бизнес – моделирование. – М.: Вильямс, 2019. – 576 с.
12. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: учебник. 4-е издание, с испр. – М: Дело, 2018. – 309 с.
13. Орлов А.И. Теория принятия решений. – М.: Экзамен, 2020. – 183 с.
14. Паклин Н., Орешков В. Бизнес-аналитика. От данных к знаниям. – М.: Дело, 2019. – 371 с.
15. Савельев Ю.В. Бизнес – планирование и разработка инвестиционных проектов. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 429 с.