Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью хозяйственной деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли.
Предметом данной работы является методика анализа структуры активов.
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время отличительной особенностью многих современных предприятий продолжают оставаться недостаток оборотного капитала, низкая платёжная дисциплина, высокая стоимость кредитных ресурсов. В результате компании требуется улучшать структуру своих активов.
Основной целью исследования является наиболее раскрытие политики управления активами.
В связи с этой целью в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность комплексной политики управления активами,
произвести анализ активов,
описать систему управления активами предприятия.
В соответствии с целью и основными задачами данного исследования работа будет состоять из двух основных частей, затрагивающих методики анализа активов.
Для раскрытия темы были использованы различные литературные источники: монографии на русском языке за последние 5-7 лет; ресурсы Internet.
1. Теоретические аспекты управления активами организации на основе анализа ликвидности
1.1 Экономическая сущность активов организации
Любое предприятие или организация обладает активами, по состоянию, структуре, объему которых можно сделать вывод не только об устойчивости бизнеса, но и рыночной стоимости предприятия или фирмы.
Активы предприятия - это, простыми словами имущество предприятия. Имущество в этом случае трактуется расширенно, как финансовые, материальные и нематериальные ценности. Совокупность активов — это имущество предприятия, использование которого приносит доход.
Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации является имущество, обязательства и капитал.
При формировании бухгалтерских данных для отражения взаимосвязи между имуществом, обязательствами и капиталом используется капитальное, или основное уравнение бухгалтерского баланса, которое имеет вид:
Актив = Капитал + Обязательства
Данное уравнение используют для определения размера собственного капитала организации вообще и определения стоимости активов, приобретенных за счет собственных средств, в частности. Такое имущество называют чистыми активами организации - имущество, приобретенное за счет собственных средств организации (включая уставный капитал, прибыль и резервы).
Многие предприятия хотят достичь финансового благополучия. Как и у любого другого понятия, у финансового благополучия есть несколько уровней. Когда фирма создаёт активы, то они помогают ей достичь того или иного уровня дохода.
Активы – это совокупность всевозможных прав на имущество, которые принадлежат предприятиям. Под ними подразумеваются основные средства, запасы, финансовые вклады, денежные требования, которые предъявляются к физическим и юридическим лицам.
Есть еще несколько подходов к определению активов. Одно определение связано с бухгалтерским учетом, по которому к активам относится все, за что можно получить прибыль. Например, у предприятия есть офисное здание, оно будет отнесено к активам, так как его можно продать и получить деньги за это.
Актив – это вся собственность, имущество и финансовые инструменты, которые приносят деньги в бюджет компании на постоянной основе.
При таком подходе имущество, которым фирма владеет, является активом, так как приносит деньги. Или портфель дивидендных акций тоже актив.
Таким образом, учет рассматривает активы как материальные и нематериальные объекты на праве собственности, имущественные права, находящиеся на балансе.
1.2 Состав и структура активов организации
Активы – это имущество. Это кассовая наличность – деньги, находящиеся на счетах фирмы [9, c.33].
Рисунок 1 - Структура активов предприятия [2, c.65]
К активам также относятся числящиеся на балансе объекты недвижимости, транспортные средства, имущество внутри помещений, оружие, спецсредства и т.д.
К активам относятся и банковские инвестиции – как правило, ценные бумаги на балансе от участия в капиталах коммерческих структур.
Выделим следующую классификацию активов:
1. Материальные внеоборотные активы (основные средства).
2. Финансовые.
3. Нематериальные.
4. Прочие внеоборотные активы.
Нематериальные активы представляют совокупность активов организации в виде средств труда, участвующих многократно в процессах производства и переносящих по частям свою стоимость на выпускаемую продукцию. Они позволяют осуществить основные виды хозяйственной деятельности компаний.
Под нематериальными поисковыми активами понимаются активы, не имеющие материально-вещественной формы, но при этом используемые при проведении поисковых, разведывательных и оценочных работ на месторождениях полезных ископаемых.
Чем лучше компания будет понимать ценность активов и суть пассивов, а также возможности, которые они несут, тем более простым и быстрым будет путь к финансовому благополучию и достатку.
Актив может быть хорошим и плохим:
1. Например, компания сдает помещение в аренду. Съемщик платит 20000,00 рублей в месяц. Эксплуатационные расходы составляют 5000,00 рублей в месяц (страховка, налог и прочее). Это хороший актив, так как обеспечивает приток денег (или положительное сальдо – разница между доходом и расходом) в бюджет компании.
2. Компания сдает помещение в аренду. Съемщик платит 20000,00 рублей в месяц. Эксплуатационные расходы составляют 25000,00 рублей в месяц (страховка, налог и прочее).Это уже плохой актив, так как обеспечивает отток денег (или отрицательное сальдо) из бюджета.
Это подход применим и к другим активам.
В целом, активы бывают двух видов [7, c.43]:
- недоходные (не приносящие дохода)
- доходные.
Активы являются объектами собственности, которые принадлежат банку и имеют денежную оценку. Главные источники средств для создания активов: средства вкладчиков и собственный капитал.
Активы отражены в активе бухгалтерского баланса.
Таким образом, активы — это объекты, входящие в собственность фирмы, и имеющие стоимость в денежном выражении. Все активы отражены в бухгалтерском балансе. Это инвестиции и ссуды, кассовая наличность, ценные бумаги, недвижимость, оборудование и прочая собственность.
1.3 Особенности управления активами организации
Особенностью управления активами является повышение эффективности их использования.
Коэффициент эффективности использования активов вычисляет общий доход, полученный за каждый рубль активов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александров О.А. Экономический анализ. Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2020. – 180 с.
2. Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ. Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2019. – 224 с.
3. Бочаров В.В. Финансовый анализ. Учебное пособие. С-Петербург. 2019. – 341 с.
4. Брайчева Т.В. Экономика предприятия. – СПб.: Питер, 2017. – 382 с.
5. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Вузовский учебник, 2021. – 347 с.
6. Григорьева Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз. Учебник. 3-е изд. – М.: Юрайт, 2020. – 488 с.
7. Ендовицкий Д.А., Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Финансовый анализ. Учебник. – М.: КноРус, 2021. – 300 с.
8. Ерина Е.С. Основы анализа и диагностики финансового состояния предприятия. Учеб. пособие. – М.: МГСУ, 2017. – 96 с.
9. Ефимова О.В. Анализ финансовой отчетности предприятия. – М.: Омега-Л, 2018. – 449 с.
10. Жилкина А.Н. Финансовый анализ. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2021. – 286 с.
11. Кирьянова Э.В. Анализ финансовой отчетности. – М.: Юрайт, 2017. – 428 с.
12. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью организации – М.: Юнити, 2017. – 712 с.
13. Куприянова Л.М. Финансовый анализ. Учеб.пособие – М.: Инфра-М, 2019. – 160 с.
14. Львова Н.А. Финансовая диагностика предприятия / под ред. В.В. Иванова. – М.: Проспект, 2020. – 304 с.
15. Румянцева Е.Е. Экономический анализ. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2019. – 382 с.
16. Титова П.А. Об анализе финансового состояния предприятия // Экономика и социум. 2019. № 6-2 (25). С. 759-761.
17. Турманидзе Т.У., Эриашвили Н.Д. Финансовый менеджмент. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2021. – 248 с.
18. Чалдаева Л.А. Экономика организации. Учебник и практикум. 5-е изд. – М.: Юрайт, 2019. – 436 с.
19. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2018. – 367 с.
20. Шадрина Г.В. Экономический анализ. Теория и практика. Учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 516 с.