Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Государственный институт в современном мире является важнейшим фактором общественного развития. Это связано с тем, что благодаря своему доминированию во властной структуре общества он способен концентрировать в своих руках такие объемы различного рода ресурсов, которые при сознательном и целенаправленном использовании могут обеспечить революционное развитие всех сфер общественной жизни.
В силу исторически сложившегося функционирования государства формализация системы взаимодействия между населением и государственными органами может спровоцировать такие модели социального, экономического и политического поведения, которые также могут привести к социальному развитию, как правило, обязательному. Совокупность государственной власти и населения в управлении жизнью общества называется социально-ориентированным государственным управлением.
Во избежание негативных последствий, возникающих из-за просчетов государственного аппарата в управлении общественной жизнью, необходимо постоянно оценивать функциональное качество государственных структур и реализуемую ими линию управления, а также предлагать меры по повышению эффективности и результативности их функционирования.
На современном этапе социального развития России существует объективное общество, которое требует взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций для решения социальных проблем граждан. Современное состояние российского общества характеризуется нестабильностью социальной, экономической и политической системы.
Некоммерческие организации играют роль посредников между страной и народом, оказывая помощь в решении многих социально-экономических проблем. Согласно отчету Министерства экономического развития, в 2022 году более 22 миллионов человек стали бенефициарами социальных услуг, предоставляемых социально ориентированными некоммерческими организациями (НКО). Именно активная деятельность некоммерческих организаций, работающих в сфере предоставления социальных услуг, позволяет донести до страны их потребности и проблемы.
Главной целью проводимых в России административных реформ является создание эффективной системы управления социальными процессами, будь то на национальном или отдельно взятом территориальном уровне. В этом процессе Администрация Куйбышевского района играет приоритетную роль в том, как люди осуществляют власть непосредственно или через своих представителей, и делегируют им свои полномочия по принятию решений. В этом смысле вопрос взаимодействия Администрации Куйбышевского района с населением приобретает особую актуальность.
Степень научной разработанности темы исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. В частности, это: Г. В. Атамчук, В. М. Васильева, Н.И. Глазунова, Р. Т. Мухаев и другие, сыграли важную роль в изучении проблем государственного управления, выявлении его особенностей, выявлении его специфики, а также проблем эффективности государственного управления и других способов их улучшения.
Цель исследования: проанализировать особенности взаимодействия органов государственной власти и населения в современных условиях России на примере Администрация Куйбышевского района города Новокузнецка. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть основные термины и содержание органов государственной власти;
2. Раскрыть особенности государственного управлении органами государственной власти в России;
3. Дать оценку эффективности деятельности государственных органов в Российской Федерации;
3. Раскрыть общую характеристику администрации Куйбышевского района города Новокузнецка;
4. Изучить нормативно-правовое обеспечение деятельности Администрации Куйбышевского района города Новокузнецк;
5. Провести анализ особенностей взаимодействия Администрации Куйбышевского района и населения района.
Объект исследования: Администрация Куйбышевского района города Новокузнецка.
Предмет исследования: особенности взаимодействия органов государственной власти и населения.
База исследования: работа органов власти в лице администрации Куйбышевского района города Новокузнецка.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в исследовании результаты могут быть полезны органам государственной власти, органам местного самоуправления.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты деятельности органов государственной власти.
Во второй главе проведен анализ взаимодействия деятельности Администрации Куйбышевского района города Новокузнецка и населения района.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Основные термины и содержание органов государственной власти
Историческое становление общества, которое сопровождалось выделением общественных групп, новых видов труда, появлением собственности и развитием производственных сил, привело к появлению регулирующего органа, которым выступило государство [5, с. 162-187].
Главной предпосылкой появления государства считается экономическое расслоение, которое вызвало расхождение интересов различных групп в обществе. Появилась необходимость в органах, реализующих управление социумом, которые в последующем и образовали государство. Публичная власть является главным признаком государства. Отражаются функции государства в претворении в жизнь экономической, внешней, научной, военной, культурной политики, которые в свою очередь вызваны потребностями общества.
Государственная власть в нашей стране реализуется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную ветви. Органы каждой ветви власти самостоятельны.
Государственная власть в субъектах РФ реализуется формируемыми ей органами власти. На рисунке 1.1 представлены органы государственной власти.
Рисунок 1.1 – Органы государственной власти
Глава государства осуществляет тесное взаимодействие с Правительством Российской Федерации, федеральными министерства, службами и агентствами, по сути, осуществляя внешнее руководство данными федеральным органами государственной власти в России. Во-первых, глава государства уполномочен 83 статьей Конституции на назначение Председателя Правительства и формирование его состава.
Во-вторых, с учетом последних поправок, внесенных в 2020 году в Конституцию России, Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями по общему руководству Правительством, начиная от утверждения структуры федеральных органов исполнительной власти, и заканчивая формированием Государственного Совета. В-третьих, глава государства осуществляет прямой контроль за деятельностью отдельных руководителей министерств и ведомств, обеспечивающих оборону и безопасность страны [12, с. 142-164].
Президент Российской Федерации активно взаимодействует и с обеими палатами Федерального Собрания. Условно характер данного взаимодействия касается нескольких основных вопросов:
1. В связи с формированием тех или иных органов государственной власти, либо назначением отдельных должностных лиц, входящих в их состав (в частности, Правительства, Счетной палаты, судей Конституционного и Верховного судов Российской Федерации и т.п.);
2. В связи с законотворческим процессом;
3. В связи с одобрением или неодобрением Государственной Думой деятельности Правительства и т.д.
Глава государства тесно взаимодействует и с федеральными органами судебной власти. В частности, он представляет кандидатуры в Совет Федерации на должности судей Конституционного и Верховного Судов, назначает иных федеральных судей, а также отрешает их от должности, либо вносит предложения об отрешении их от должности.
Органы государственной власти в субъектах РФ осуществляют государственную власть в этих субъектах. Последние могут устанавливать систему органов власти государства, особенности их организации и функционирования и их полномочия в соответствии с Конституцией РФ и общими принципами функционирования органов власти государства, которые определяются федеральным законом. Таким образом, в субъектах РФ организована определенная структура организации государственной власти [3, с. 44-67].
Статьи 71 и 72 Конституции РФ закрепляют особенности взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов субъектов РФ. Федеральные органы исполнительной власти могут формировать свои территориальные органы и назначать полномочных лиц. Федеральные органы РФ вправе принимать общеобязательные решения и обеспечивать их исполнение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Багдасарян, В. Э. История общественно-политической мысли России: учебное пособие / В.Э. Багдасарян. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 247 с.
2. Бакунин, М. А. Государственность и анархия. Избранные сочинения / М. А. Бакунин. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 382 с.
3. Баранов, Н. А. Политология. Современная демократия в истоках местного самоуправления: учебное пособие для вузов / Н. А. Баранов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 181 с.
4. Валовая, М. Д. Роль органов власти в управлении обществом: учебник / М. Д. Валовая. – 2 е изд. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2020. – 336 с.
5. Гаджиев, К. С. Введение в политическую теорию: учебник для вузов / К. С. Гаджиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 410 с.
6. Гаджиев, К. С. Роль общества в жизни государства: учебник / К. С. Гаджиев, Э. Н. Примова. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 384 с.
7. Марченко, М.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов / Марченко М.Н. – М.: Зерцало, 2004. – 800 с.
8. Мухамедиева, С. А. Экономика социально-культурной сферы : учеб.пособ. / С. А. Мухамедиева – Кемерово: Государственный университет культуры и искусств, 2012. – 130 с.
9. Оришев, А. Б. Политология: учебник / А. Б. Оришев. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 288 с.
10. Петрушевский, Д. М. Очерки из истории государства и общества в Средние века / Д. М. Петрушевский. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 239 с.
11. Петрушевский, Д. М. Очерки из истории общества и государства / Д. М. Петрушевский. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 372 с.
12. Плаксин, В. Н. Политология: учебник и практикум для вузов / В. Н. Плаксин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 260 с.
13. Сирота, Н. М. Субъекты местного самоуправления: учебное пособие для вузов / Н. М. Сирота, Г. А. Мохоров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 190 с.
14. Слизовский, Д. Е. Политология: учебное пособие для вузов / Д. Е. Слизовский, Н. В. Шуленина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 156 с.
15. Смирнов, Г. Н. Россия в мировом политическом процессе: учебное пособие для вузов / Г. Н. Смирнов, А. В. Бурсов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 255 с.
16. Федорченко, С. Н. Современные технологии политического менеджмента в местном самоуправлении: учебное пособие / С.Н. Федорченко. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 200 с.
1.7 Экономика и управление социальной сферой : учебник / под ред. Е.Н. Жильцова, Е.В. Егорова. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 496 с.
18. Юдина А.И. Социальный менеджмент: учеб. пособие для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность», 080507 «Менеджмент организаций» и направлений подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность», 080200 «Менеджмент» / А.И. Юдина. – Кемерово: Изд-во Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2013. - 231с.
19. Юдина, А. И. Инновационный менеджмент и маркетинг организаций сферы культуры: оценка качества и прогнозирование социально-культурной деятельности: учеб пособие для обучающихся по направлению подготовки 51.04.03 «Социально-культурная деятельность» / А. И. Юдина. – Кемерово: Государственный институт культуры, 2018.- 161 с.
20. Яшкова, Т. А. Сравнение государственного управления и местного управления / Т. А. Яшкова. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 606 с.