Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность настоящего исследования обусловлена, во-первых, тем фактом, что в мире существует ряд правовых систем, основные раз-личия между которыми проводятся по тем источникам, откуда соответ-ствующие правовые нормы, определяющие специфику той или иной си-стемы, берут свое начало. В этой связи мусульманское право или фикх представляет собой весьма интересный феномен в истории политико-правовой мысли, поскольку совмещает в себе два начала. С одной сто-роны, мусульманское право основывается на положениях шариата, то есть божественного закона - правилах поведения, изложенных в Коране и сунне. С другой стороны, идейным источником мусульманского права в весьма немалой степени выступает человеческий разум, а именно док-тринальные рассуждения. Иными словами, мы считаем непроститель-ным упрощением ставить знак равенства между шариатом и фикхом, по-скольку облик последнего во многом определяет деятельность компе-тентных субъектов (в первую очередь факихов - правоведов) по толко-ванию положений шариата применительно к конкретным условиям.
Объектом исследования являются общественные отношения, опо-средующие данный институт.
Предмет исследования – нормы права, входящие в состав мусуль-манской правовой системы.
Целью данной работы является изучение особенностей мусульман-ской правовой системы.
Задачами данной работы являются:
1. Изучить понятие правовой системы.
2. Рассмотреть мусульманское право как вид религиозной пра-вовой семьи.
3. Выявить специфические черты мусульманского права.
4. Проанализировать соотношение исламского права и светско-го закона в современных мусульманских странах.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких ав-торов, как: А.А. Гржеляк, Р. Давид, А.З. Джумакаев, З.Х. Зокиров, А.А. Зуйкова, Д.Т. Кулиев, М. Н. Марченко, А.Ф. Поломошнов, П.А. Поло-мошнов, / Д.Я. Примаков, Л.Р. Сюкияйнен, И.В. Федосов и др.
Работа построена на основании стандартных методов научных ис-следований с использованием логических приемов как анализа, так и синтеза.
Таким образом, в соответствии с целями и задачами исследования была построена структура работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Общая характеристика мусульманской правовой системы
1.1 Понятие правовой системы
Правовая семья представляет собой «совокупность национальных правовых систем, обладающих определенной общностью характерных признаков и отличительных особенностей, проявляющихся как в поряд-ке их формирования, так и в процессе регулирующего воздействия на общественные отношения» .
Правовая система - «это комплекс согласованных, взаимосвязан-ных и взаимодействующих правовых средств, которые регулируют от-ношения в обществе, а также структурных элементов, которые характе-ризуют уровень юридического развития того либо другого государ-ства» .
Понятие «правовая система» обладает большим значением для ха-рактеристики права того либо другого конкретного государства. Как правило, в таком случае следует говорить о «национальной правовой системе», к примеру, Германии, Великобритании и др.
На данный период времени существует порядка двухсот правовых систем, общее и различное в них, дает возможность объединить их в конкретные правовые семьи.
К ее базовым элементам следует отнести:
1)духовные и мировоззренческие явления (правовая наука, право-вые принципы, правовые понятия, правовая политика, правовая культу-ра);
2)право и выражающее его законодательство;
3)правоотношения;
4)правовая практика;
5)правовая техника.
Правовая система признается наиболее важным инструментом экономического развития общества и преобразования многих аспектов социальной жизни.
Правовая система – это комплекс связанных друг с другом элемен-тов нормативного регулирования, в том числе механизма и источники реализации права, его итоги в качестве правоприменительной практики, правового сознания, правовой культуры, характерные каждому кон-кретному государству.
Что касается такой категории, как «правовая семья», служит она для обозначения определённой совокупности правовых систем, облада-ющих схожими юридическими признаками, схожими элементами их структуры, что даёт возможность говорить об относительном единстве таких систем.
Правовые семьи могут быть как устойчивыми, оставаться неизмен-ными на протяжении многих десятков лет, так и неустойчивыми (измен-чивыми), находящимися в прямой зависимости от конкретных факторов (например, политики государств). Классифицировать правовые семьи можно по различным основаниям. В науке сравнительного правоведе-ния на этот счёт существует множество позиций, мнений.
Так, Давид Р. и Жоффре-Спинози К. на основании юридических и идеологических критериев выделяют лишь три основные семьи права: романо-германскую, семью общего права и семью права социалистиче-ского .
К. Цвайгерт и Г. Кетц в основу классификации семей права закла-дывают такой критерий как «правовой стиль», включающий в себя сле-дующие факторы: «возникновение, становление и развитие права; суще-ствующие правовые институты; особенности юридического мышления; природа правовых источников, особенности их толкования; идеология. На основании этого авторами все национальные правовые системы группируются в семьи: романскую, германскую, скандинавскую, семью социалистического права, общего права, дальневосточную, исламскую и индусскую» .
Если же говорить об отечественных правоведах, А.Х. Саидов по-лагает, что «наиболее существенными критериями для классификации правовых семей служат: их история, система правовых источников, структура правовой системы, главенствующие правовые институты и ведущие отрасли права» .
Исходя из приведённых критериев ученым выделяются: правовая семья общего права, романо-германская семья, латиноамериканская, скандинавская, социалистическая, индусская, мусульманская, обычная и семья дальневосточного права.
Марченко М.Н. указывает на то, «что для состоятельности крите-риев классификации правовых систем они должны отвечать определён-ным требованиям. Критерии эти должны иметь постоянные, фундамен-тальные, а не временные и случайные факторы; по возможности быть наиболее определенными признаками-критериями; иметь устоявшийся объективный характер; в тех ситуациях, когда классификация произво-дится на основании более чем одного признака-критерия, один из них обязательно должен быть главенствующим; при классификации учиты-ваться должны как объективные, так и субъективные факторы, которые оказывают непосредственное воздействие на процесс их формирова-ния» .
Исходя из вышеупомянутых точек зрения, основываясь на требо-ваниях, предлагаемых М.Н. Марченко, мы постараемся привести свою, отвечающую современным реалиям, классификацию, основываясь на та-ких
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе обще-российского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
Литература
2. Адыгамов, Р.К. Исламское право в новейшее время / Р.К. Адыгамов // Minbar. Islamic Studies. – 2020. – Т. 13. – № 2. С. 349–362.
3. Васильев, Л. С. История Востока : учебник для магистров : в 2 т. Т. II. . – 6–е изд., перераб. и доп. / Л. С. Васильев – М. : Издатель-ство Юрайт. – 2013. – 788 с.
4. Гарашко, А.Ю. Религиозное право как форма общественного права / А.Ю. Гарашко // Вестник Московского университета МВД Рос-сии. – 2019;(2). – С. 19–23.
5. Гржеляк, А.А. К вопросу о включении в европейскую право-вую систему норм мусульманского права / А.А. Гржеляк // Colloquium–journal. – 2020. – № 1–10 (53). – С. 87–88.
6. Давид, Р. Основные правовые системы современности. Пер. с фр. и вступ. ст. В. А. Туманова. / Р. Давид – М.: Прогресс. – 2014. – 496 с.
7. Джумакаев, А.З. Мусульманское право/ А.З. Джумакаев // Актуальные проблемы юриспруденции. Сборник статей по материалам XXXVI международной научно–практической конференции. – 2020. – С. 25–29.
8. Еремеев, Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д.Е. Еремеев. – М., 1990. – 235 с.
9. Ермакова, М.А. Правовая семья и правовая система: соот-ношение понятий / М.А. Ермакова // Форум молодых ученых. – 2019. – № 1–1 (29). – С. 1228–1232.
10. Зокиров, З. Х. Коран как правовой источник / З.Х. Зокиров // Вестник науки и творчества. – 2018. – № 8 (32). – С. 12–13.
11. Зуйкова, А. А. К вопросу об источниках мусульманского права / А.А. Зуйкова // Вестник науки. – 2018. – № 7 (7). – С. 11–16.
12. Кулиев, Д. Т. Шариат и фикх: понятие, источники и соотно-шение / Д.Т. Кулиев // Исламоведение. – 2020. – № 1 (43). – С. 13–25.
13. Марченко, М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть / М. Н. Марченко. – М.: Прогресс. – 2013. – С. 385–386.
14. Новицкий, А.А. Доктрина как один из ключевых источников права в мусульманской правовой семье / А.А. Новицкий // Антрополо-гия права и правовой плюрализм. Сборник статей Международной научно–практической конференции. – 2020. – С. 85–87.
15. Основы теории и истории исламского права / под общ. ред. И.Ю. Козлихина, И.А. Васильева. – СПб., 2018. – 443 с.
16. Поломошнов, А.Ф. Мусульманская семья в свете кризиса се-мейно– брачных отношений / А.Ф. Поломошнов, П.А. Поломошнов // Исламоведение. – 2022. – № 1 (51). – С. 50–62.
17. Примако, в Д. Я. Особенности еврейской правовой системы: на примере сравнения еврейского и мусульманского права / Д.Я. При-маков // Вестник Санкт–Петербургского университета. – 2010. – № 1. – С. 98–108.
18. Саидов, А. Х. Сравнительное правоведение (основные пра-вовые системы современности). / А. Х. Саидов – М.: Прогресс. – 2014. – 324 с.
19. Сухарев, А. Я. Большой юридический словарь. / А. Я. Суха-рев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева – М.: Инфра–М. – 2014. – 841 с.
20. Сухарев, А. Я. Правовые системы стран мира. Энциклопе-дический справ. 3–е изд. перераб. и доп. / А. Я. Сухарев – М.: Норма. – 2013. – 976 с.
21. Сюкияйнен, Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Л.Р. Сюкияйнен. – М., 1986. – 354 с.
22. Федосов, И.В. Мусульманское право и влияние ислама на светское право в исторической ретроспекции и современности / И.В. Фе-досов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2021. – Т. 1. – № 2 (98). – С. 58–75.
23. Фридмэн, Л. Введение в американское право пер. с англ.; под ред. М. Калантаровой / Л. Фридмэн. – М.: Прогресс. – 2014. – 379 с.
24. Цвайгерт, К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2–хтт. — Том I. Основы. Пер. с нем. / К. Цвайгерт, Х. Кётц. – М.: Междунар. Отношения. – 2014. – 231 с.