Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием роли и значения таможенной службы Российской Федерации не только как органа исполнительной власти, регулирующего вопросы внешнеэкономической деятельности государства, а также как контролирующего и правоохранительного органа.
Глава 1. Роль таможенной службы в реализации мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.1. Становление таможенной службы как социально-экономическая система
Процесс организационного становления единой системы таможенных органов Российской Федерации неразрывно связан с политическими, экономическими и социальными условиями формирования российской государственности в начале 1990-х годов. Провозглашение суверенитета, повлекшее за собой экономические преобразования, принципиально изменило место и роль таможенных органов в системе управления Российской Федерации.
Российские таможенники начинали свою деятельность в сложной обстановке распада СССР, в условиях отсутствия четко определенных и обустроенных границ России с бывшими союзными республиками, необходимости совершенствования правовой базы таможенного дела, недостаточной численности, низкого уровня развития инфраструктуры и материально-технической базы таможенных органов.
К 1996 году полностью завершился процесс организационного становления таможенной службы и ее вхождения в экономическую систему страны. Был сформирован кадровый состав, создана вертикаль ГТК – РТУ – таможни – таможенные посты; выполнены запланированные мероприятия программы обустройства таможенной границы, проведена определенная работа по унификации и упрощению таможенных процедур.
У таможенной службы России появились свой герб, флаг, форма, Присяга, профессиональный праздник. Состоялся первый выпуск специалистов Российской таможенной академии; создан Всероссийский союз ветеранов таможенной службы Российской Федерации. Серьезным шагом в деятельности таможенного ведомства по укреплению конструктивного диалога с отечественными предпринимателями явилось создание Консультативного совета по таможенной политике при ГТК России, а также формирование консультативных советов по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при региональных таможенных управлениях. Укрепились международные связи российской таможенной службы, ее позиции во Всемирной таможенной организации.
1.2. Система таможенной службы России как социально-экономический институт
В последнее время в России значительно уменьшились объемы националь¬ного производства и, следовательно, снизились доходы, получаемые с этого про¬изводства. Это по большей степени связано с проведением экономических ре¬форм в государстве. Сущность данного вопроса заключается в том, что государ¬ственный бюджет стал в значительной степени зависеть от средств, поступаемых из-за рубежа, а также в том, что национальные интересы государства недоста¬точно защищены таможенно-тарифными мерами; сбор установленных налогов и платежей не обеспечен в полном объеме.
Отдельный вклад в развитие национальной экономики вносит внешняя торговля, при которой осуществляется взаимодействие между нашим и ино¬странными государствами.
Внешняя торговля «по определению - это процесс реализации товаров между странами, который состоит из импорта и экспорта товаров. Это коммерческая дея¬тельность отечественных предприятий на международных рынках».
Уровень внешней торговли государства и ее развития зависят от конкурен¬тоспособности товаров, а конкурентоспособность товаров зависит:
1) от географического положения страны и ее климатических условий;
2) доступности факторов производства;
3) емкости рынка и уровня требований к качеству товаров;
4) уровня взаимодействия производственных и экспортных отраслей;
5) стратегии развития предприятия и его структуры организации.
Главными факторами, по которым производится оценка уровня развития внешней торговли, выступают экспорт и импорт государства, а также его внеш¬неторговый оборот и баланс во внешней торговле.
Экспортом является количество товаров, которые вывозятся из государ¬ства, в их стоимостном и натуральном выражении.
Импортом является также стоимостное и натуральное количество товаров, но уже ввозимых в государство.
Внешнеторговый оборот представляет собой их сумму, то есть сумму экс¬порта и импорта. А вот внешнеторговый баланс определяется наоборот, то есть является разницей между экспортом и импортом государства.
За прошедшее десятилетие наблюдается значительное увеличение количе¬ства и частоты заключаемых во внешнеэкономической деятельности контрактов и, следовательно, увеличение числа фактов перемещения товаров через границу. А также рост потока информации, которую участникам ВЭД необходимо предо¬ставлять в таможенные органы, и, следовательно, увеличение объема информационного обмена не только между таможенными органами, но и между таможен¬ными и иными государственными органами.
Деятельность таможенных органов напрямую связана с внешней торговлей и является основным инструментом ее регулирования, а также является основ¬ной составляющей политики протекционизма в государстве. Методы протекци¬онизма представлены на рис. 2.
Существует минимальная, или базисная, ставка таможенной пошлины. Она распространяется на товары, экспортируемые или импортируемые из стран, с которыми заключено специальное договорное соглашение о режиме наиболь¬шего благоприятствования в торговле (РНБ). Такой метод дает возможность ком¬паниям осуществлять внешнеэкономическую деятельность на льготных усло¬виях. Так, например, в беднейших странах существует продукция, которая не об¬лагается таможенными пошлинами.
Помимо таможенно-тарифного метода государство применяет и нетариф¬ные методы, при помощи которых оно стимулирует и поощряет собственное национальное производство. В качестве примера рассмотрим импортную квоту, при которой государство ограничивает количество конкретного зарубежного то¬вара, которое можно ввезти в страну на протяжении определенного временного периода. Таким образом, государство снижает конкуренцию со стороны ино¬странных товаров, давая национальным производителям возможность реализо¬ваться на внутреннем рынке, а также фиксирует расходы на импорт.
Одной из главных задач государства в области таможенного дела является создание защиты внутреннего рынка, защиты от проникновения незаконных то¬варов, а также способствование увеличению эффективности торговли на внеш¬нем рынке.
Глава 2. Таможенная служба России как социально-экономический институт
2.1. Взаимодействие федеральной таможенной службы и федеральной налоговой службы России
С 2021 года сведения о налоговых рис¬ках включены в алгоритм автоматического декларирования субъектов ВЭД в системе управления рисками системы таможенных органов. Вследствие этого получилось увеличить «зеленый сектор», для которого существенно сокращена частота примене¬ния контрольных мер. На сегодняшний день он включает около 11 тыс. компаний, на чью долю приходится 75% общего ко¬личества поданных деклараций и 85% об¬щей суммы таможенных платежей. При¬чем более 10 тыс. из них Федеральная налоговая служба России относит к кате¬гории низкого уровня риска [6]. В даль¬нейшем учет таких сведений даст возмож¬ность обеспечить наибольшую достовер¬ность информации о благонадежности де¬кларанта в условиях принципиально новой модели СУР, которая основана на автома¬тическом категорировании каждой товар¬ной партии, что на сегодняшний день раз¬рабатывается Федеральной таможенной службой России. Кроме того, совершен¬ствование ориентировано на использова¬ние новейших технологий, увеличение оперативности информационного обмена, расширение его объёма и состава, а также рациональной координации действий в процессе осуществления мер контроля.
Межведомственное взаимодействие Федеральной налоговой службы России и Федеральной таможенной службы России имеет постоянный характер как с норма¬тивно-правовой стороны, так и в аспекте функциональной деятельности. В первой точки зрения, функционирование как од¬ного, так и другого органа исполнительной власти регламентируется нормативно¬правовыми актами нашей страны, а также международными договорами в рамках Евразийского экономического союза. С другой стороны, рассматривается попол¬нение федерального бюджета России пу¬тем осуществления фискальной функции Федеральной налоговой службой и Феде¬ральной таможенной службой России.
Дальнейшее совершенствование взаи¬модействия таможенных и налоговых ор¬ганов должно быть основано на внедрении новых цифровых технологий, передовых практик и максимальной автоматизации процесса. Этому будет способствовать проводимое в настоящее время ФТС Рос¬сии масштабное реформирование тамо¬женных органов. Имеющиеся информаци¬онные ресурсы сосредоточатся в главном центре обработки данных и будут обеспе¬чивать комплексную автоматизацию дея¬тельности таможенных органов. Это позволит перейти на новый уровень меж-ведомственного взаимодействия, предпо¬лагающего передачу большого объема данных в режиме времени, близкого к ре¬альному.
2.2. Взаимодействие федеральной таможенной службы России с федеральной службой судебных приставов
Вопросы взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной службы судебных приставов заслуживают теоретического и практического исследования. Поскольку эффективное восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов субъектов таможенного права зависит от того, насколько оперативно ФТС России и ФССП России будут выполнять свои задачи.
Следует отметить, что в последние годы активизировалась активность граждан в сфере защиты и восстановления своих нарушенных прав всеми за¬конными способами. В связи с этим территориальные органы ФССП России столкнулись с большим объемом исполнительных документов.
Согласно итоговому докладу о результатах деятельности ФССП России в 2021 г., Федеральная служба судебных приставов является исполнительным органом, подведомственным Министерству юстиции Российской Федерации, и выполняет функции по обеспечению установленного порядка деятельности су¬дов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц и ре¬ализации федерального государственного контроля (инспекции) за деятельно¬стью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просрочен¬ной задолженности в качестве основной деятельности, включенной в государ-ственный реестр
В публичном заявлении о целях и задачах Федеральной судебной службы на 2021 г. были сформулированы следующие основные задачи:
1) обеспечение исполнения судебных актов, актов иных органов и долж¬ностных лиц;
2) создание условий для надлежащего обеспечения правосудия и безопасно¬сти в судах;
3) расширение способов и количества контрагентов для получения инфор¬мации о должнике и его имуществе с помощью информационных технологий;
4) совершенствование механизмов взаимодействия федеральной службы исполнения наказаний с гражданами и организациями;
5) обеспечение защиты прав и законных интересов граждан в сфере погаше¬ния просроченной задолженности.
Для достижения основных задач, изложенных в Публичном заявлении, в 2021 г. был реализован комплекс мероприятий. За отчетный период принято 24 федеральных закона, 2 указа Президента Российской Федерации, 14 поста¬новлений и одно распоряжение Правительства Российской Федерации.
Наибольшее социальное значение имеют изменения в законодательстве, обеспечивающие должникам и их иждивенцам сохранение достойной заработ¬ной платы в случае обращения взыскания на доходы должника, а также при по¬даче исполнительных документов непосредственно в банк или иную кредит¬ную организацию.
Глава 3. Совершенствование таможенной службы как социально-экономическая система
Таможенные органы также относятся к федеральным. Хотелось бы отметить, что некоторые административисты, например Д.Н. Бахрах, разделяют федеральные административные ведомства на общефедеральные и совместные. По его мнению, «общефедеральные представлены отраслями и сферами деятельности, которые полностью находятся в ведении федеральных органов. Совместные федеральные ведомства созданы для упорядочения деятельности в тех отраслях и сферах управления, которые являются предметами совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов». Внесение ясности в вопрос отнесения таможенных органов Российской Федерации к одной из этих категорий позволит раскрыть механизм подчиненности и характер руководящего воздействия внутри системы ведомства, а также порядок финансирования. В «совместном» ведомстве имеет место двойное руководящего воздействия внутри системы ведомства, а также порядок финансирования.
В «совместном» ведомстве имеет место двойное подчинение: по вертикали центральному аппарату ведомства (функциональное подчинение), а по горизонтали Ш администрации субъекта федерации (горизонтальное подчинение). Иной порядок наблюдается в «общефедеральном» административном ведомстве. В нем, по утверждению И.В. Новокшонова, «территориальные федеральные органы подчинены только по вертикали своим ведомственным центрам и содержатся за счет федерального бюджета. Иными словами, в системе общефедерального ведомства все органы являются федеральными. Именно таким образом организована российская таможенная служба».
Однако при осуществлении своей деятельности таможенные органы тесно взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Как отмечает А.Ф. Ноздрачев, «взаимодействие таможенных органов с субъектами Российской Федерации есть (например, при решении вопросов инфраструктуры, материально- технического обеспечения, бытового обеспечения сотрудников, осуществлении внешнеэкономических связей и т.д.), а необходимой конституционной основы такого взаимодействия нет, и ее надо создавать». На неизбежность и необходимость решения данной проблемы также указывает А.Г. Кабальное.
На основании изложенного, с учетом приведенных выше определений, можно охарактеризовать таможенный орган как федеральный орган исполнительной власти, наделенный государственно-властными полномочиями и непосредственно осуществляющий таможенное дело Российской Федерации посредством практической реализации возложенных на него задач и функций, направленных на достижение таможенного регулирования. Таможенные органы, на основании ст. 401 нового Таможенного кодекса Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему.
Следует обратить внимания на такую значимую проблему, связанную с определением правового статуса таможенных постов, не являющимися юридическими лицами, как неопределенность их процессуального положения. Согласно общему положению о таможенном посте, таможенный пост, не являющийся юридическим лицом, не может быть истцом, ответчиком и третьим лицом в суде, т.е. не обладает процессуальной правоспособностью. В связи с этим в правоприменительной практике остро стоит вопрос о порядке обжалования решений, действий (бездействия) данных органов. Анализ судебно-арбитражной практики показывает, что при обжаловании заинтересованными лицами решений, действий (бездействий) таможенного поста без статуса юридического лица или его должностного лица позиция таможенных органов состоит в доказывании необходимости обращения с заявлениями в суд не к самому таможенному посту, а к вышестоящей таможне. Однако судебные органы подобную позицию не поддерживают. Так, в рамках рассмотрения подобного судебного дела арбитражный суд сохранил в качестве ответчика таможенный пост без статуса юридического лица, указав, что «при решении вопроса о процессуальном статусе таможенного органа подлежат применению нормы процессуального права. АПК РФ не связывает право оспаривания действий (бездействия) государственного органа с наличием у этого органа статуса юридического лица. В связи с этим те или иные установления ведомственного уровня подчинены нормам процессуального права и не могут восприниматься в отрыве от содержания этих норм, а равно задач судопроизводства в арбитражных судах» .
Заключение
В настоящее время в отношении Российской Федерации в течение ряда лет реализуются экономические санкции, что, безусловно, не могло не отразиться на состоянии ее экономики. При этом в условия глобализации и экономической взаимозависимости государств Российская Федерация принимает меры по конкурентоспособности и созданию наиболее благоприятных условий для его развития «чтобы экономика в наименьшей степени ощущала неблагоприятные мировые тенденции».
Однако сложность обеспечения ФТС России безопасности в значительной степени обусловлена обязательствами, связанными с присоединением Российской Федерации к Киотской конвенции, ориентированной на создание условий, благоприятствующих международной торговли, на основе упрощения и ускорения таможенных процедур. Они обеспечиваются путем применения ряда методов - управление рисками, стандартизация и унификация, использование информационно-коммуникационных технологий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
2. Об утверждении перечня типовых структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации: приказ Федер. тамож. службы Рос. Федерации от 26 сент. 2012 г. № 1926 (Извлечение) // Тамож. ведомости. 2012. № 12.
3. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования»: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р (ред. от 12 дек. 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 28, ст. 3926.
4. Об утверждении Положения о Северо-Западном акцизном таможенном посте (специализированном) [Электронный ресурс]: приказ Федер. тамож. службы Рос. Федерации от 5 июля 2007 г. № 815. URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=489917
5. Об утверждении Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России [Электронный ресурс]: приказ Федер. тамож. службы Рос. Федерации от 18 окт. 2005 г. № 970 (ред. от 18 июля 2011 г.). URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=525405
6. Об утверждении Правил создания, реорганизации и ликвидации региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов: постановление Правительства Рос. Федерации от 20 окт. 2012 г. № 1071 // Рос. газета. 2012. 26 окт.
7. Алексеева Е.В., Ахмедзянов Р.Р., Кондрашова И.В. Некоторые проблемы цифровизации взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической дея¬тельности // Russian Economic Bulletin. 2019. Т. 2. № 6. С. 18-21.
8. Ахмедзянов Р.Р., Зубарев А.Д. Состояние и перспективы взаимодействия таможенных и налоговых органов при администрировании таможенных платежей и внутренних налогов // Московский экономический журнал. 2020. №5. С. 26.
9. Бакаева О.Ю. Особенности государственной службы в таможенных органах Российской Федерации // Таможенное дело. - 2020. - № 1. - С. 10-14.
10. Башлы П.Н. Цифровая трансформация таможенной службы / П.Н. Башлы, В.Ф. Вербов // Вестник Российской таможенной академии. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-tamozhennoy- sluzhby
11. Башуров В.Б. Правовое регулирование административно-процедурных отношений по присвоению классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации //Современное право. - 2011. - № 10. - С. 79-85.
12. Волочкова М.Е., Михайлова Н.В. Институт государственной гражданской службы Российской империи: монография / Под общ. ред.: Михайлова Н.В. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. - С. 3 - 134.
13. Вопросы Министерства финансов Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 15 янв. 2020 г. № 12 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 3, ст. 473.
14. Воронов А.А., Малышева Г.А., Никифоров С.В., Феоктистов Р.Н. Совершенствование социальной поддержки как фактор повышения эффективности деятельности государственных служащих // Закон и право. - 20103. - № 8. - С.115-117.
15. Голубь А.А. Правовой статус таможенных органов на современном этапе // Таможенное дело. 2020. № 4. С. 56-58.
16. Голубь А.А. Правовой статус таможенных органов на современном этапе // Таможенное дело. 2020. № 4. С. 56-58.
17. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - С. 205 - 217.
18. Дорожкина Т.В., Петрушина О.М., Русакова Е.Р., Кузнецов А.Н. Стратегические ориен¬тиры трансформации таможенного администрирования // Modern Economy Success. 2021. №3. С. 79-83.
19. Звягин Ю. Таможня поспешает немедленно [Электронный ресурс]. URL: http:/ http://www.rg.ru/2009/04/28/tamozh.html
20. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России / под общ. ред. М.В. Ванина. М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2014. Кн. 2. 344 с.
21. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной [Электронный ресурс]. URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=5680
22. Мамонова К.А., Кучерявенко А.К. Проблемы взаимодействия таможенных и налоговых органов при администрировании таможенных платежей и внутренних налогов в отноше¬нии товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации // Между¬народный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №12-4 (63). С. 19-21.
23. Мантусов В.Б. О реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года в условиях цифровой экономики / В.Б. Мантусов, П.Н. Башлы // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (38). С. 5-11.
24. Марьян А.В. Административно-правовое регулирование поощрения государственных гражданских служащих // Современное право. - 2020. - № 9. - С. 82-84.
25. Непарко М.В., Кудашкина А.В. Особенности взаимодействия таможенных и налоговых органов Российской Федерации в налоговом администрировании // В сборнике: Совре¬менное социально-экономическое пространство: проблемы и перспективы. Материалы заочной научно-практической конференции с международным участием. Институт управ-ления, бизнеса и технологий. 2016. С. 95-102.
26. Основы таможенного дела: учеб. / под общ. ред. В.Г. Драганова. М.: Экономика, 2020. 687 с.
27. Пресняков М.В. Служебное право Российской Федерации: учебное пособие / М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. - С. 113 - 339, 393 - 444.
28. Ростовцева Ю.В. Организация и проведение аттестации государственного гражданского служащего Российской Федерации: монография. - М.: РПА Минюста России, 2014. - С. 4 - 184.
29. Структура таможенных органов Российской Федерации и организаций ФТС России, по состоянию на 26 окт. 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.m/attachments/article/20802/Структураo/o20таможен-ных%20органов%20(по%20сотоянию%20на%2026%20октября%202020%20 года).pdf
30. Таможня: десять лет спустя [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/08/02/bulavin-k-2030-godu-vsia-rabota-fts-budet-perevedena-v-cifrovuiu- sredu.html
31. Федеральная таможенная служба РФ: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://customs.ru