Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Практически для каждого человека весьма важно то, как относятся к нему окружающие, каким образом они оценивают его способности, качества, а также его привлекательность. Одновременно достаточно большое значение имеет самооценка личности. Это такое отношение к себе, которое у человека формируется в течении практически всего жизненного пути. При этом от того, каким именно образом человек оцениваем свои достоинства и недостатки, в некоторой степени зависит и то место, которое он занимает в общественной среде, а также его уверенность в своих силах, наконец, уровень его социальной деятельности.
Следует указать, что проблема возникновения и развития самооценки является одной из ведущих в процессе развитии личности. Это обусловлено тем, что именно самооценка выступает в качестве значимой составляющей самосознания. Иными словами, это то, как индивид самого себя осознает, оценивает свои мотивы, поступки и цели поведения, свои физические и умственные способности, это отношение индивида к себе и другим людям, и в целом отношение к тому, что человека окружает.
Кроме этого, самооценка оказывает существенное влияние на жизненный путь индивида. В связи с этим весьма важно знать себя, знать свою самооценку и все то, что оказывает то или иное влияние на ее становление и развитие, а также возможно и выявить ряда сложностей, своевременно их устранить и усилия направить на их коррекцию.
В результате многочисленных как теоретических, так и эмпирических исследований, которые были проведены в отечественной и зарубежной психологии непосредственно по проблемам самооценки, появилось представление, что своим влиянием самооценка пронизывает практически все аспекты существования человека. Вероятно, максимально впечатляющим результатом активного освоения темы самооценки в рамках западной культуре становится ее устойчивое восприятие в качестве весьма значимого психологического ресурса индивида либо даже в качестве его достояния, что неизбежным образом западное общество привело к формированию именно массовой потребности в достижении достаточно высокого уровня самооценки, а также у движению за самоуважение. Так, Н. Эмлер указывает в этом отношении, что люди начали активно стремиться к достижению высокой самооценки, аналогично тому, как стремятся они к благополучию, хорошему и устойчивому физическому здоровью либо же свободе мысли. Тем не менее, споры о природе, а также значении и механизмах самооценки не позволили прийти к единому мнению и поэтому они не прекращаются до сих пор. Кроме этого, К. Мрук подчеркивает, что теперь все знают, что представляет собой самооценка, однако при этом никто не способен дать исчерпывающее и точное определение. То есть, сколько имеется исследователей, столько и разных дефиниций (с позиции Н. Эмлера, подавляющее большинство позиций на сущность самооценки находится между ее определением в качестве генерализованного чувства, а также аффективной оценки Я, где находят свое отражение самопринятие и самоценность и личности, и представлением о том, что самооценка представляет собой сумму оценок отдельных качеств и свойств, которые имманентны Я, взвешиваемых и структурирующихся в глобальную самооценку. Современные исследователи готовы согласиться с позицией Л. Уэллса, считающего, что подавляющее большинство исследователей в сфере самооценки к себе могли бы отнести такое утверждение: «Я не могу сказать, что это, однако я измеряю это, и это работает» (Wells, Marwell, 1976).
Активное стремление человека к достижению высокой самооценки актуализировало один из максимально значимых вопросов ее изучения – это вопрос об устойчивости самооценки. При этом сама проблема стабильности либо изменчивости самооценки может рассматриваться в двух различных плоскостях, которые обычно в теоретических разработках, а также в эмпирических исследованиях не пересекаются: то есть в функциональном плане – с позиции механизмов самооценивания, а также защиты определенного уровня самооценки; в свою очередь в онтогенетическом – непосредственно в русле психологии жизненного пути человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: учебник / Г.С. Абрамова. – М.: Академ.проект, 2017. – 480 с.
2. Амбалова С.А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов / С.А. Амбалова // Балтийский гуманитар. журн. – 2016. – Т. 5. – №3 (16). – С. 86-89.
3. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л, 1968. – 312 с.
4. Барлас Т.В. Популярная психология. От конфликтов к обретению «Я» / Т.В. Барлас. – М.: «Академия», 2017. – 158 с.
5. Батюта М.Б. Особенности влияния стиля семейного воспитания на уровень самооценки младших школьников / М.Б. Батюта, Е.В. Сидорина // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – №4. – С. 796-801.
6. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста: учеб. пособие / О.А. Белобрыкина. – Новосибирск: ГЦРО, 2015. – 132 с.
7. Белошицкий А.В. Становление субъектности студента в образовательном процессе / А.В. Белошицкий // Вопр. психологии. – 2008. – № 3. – С. 55-61.
8. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / А.К. Болотова // Вопр. психологии. – 2006. – № 2. – С. 116-125.
9. Бороздина Л.В. Самооценка в первой половине старости / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. – 1990. – № 1. – С. 24 - 38.
10. Выготский Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. – М.: Владос, 2009. – 464 с.
11. Гармаева Т.В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника / Т.В. Гармаева // Психолог в детском саду. – 2004. – № 2. – С. 103-111.
12. Давыденко Е.Л. Самооценка в юношеском возрасте / Е.Л. Давыденко, И.Н. Протасова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – Вып. 2. – С. 24-29.
13. Деркач А.А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития / А.А. Деркач // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 139-146.
14. Джиоева А.Р. О реализации проблемного обучения в начальной школе / А.Р. Джиоева, Г.Х. Джиоева // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – Т.64. – №3. – С. 134-138.
15. Джиоева Г.Х. К проблеме формирования самооценки младшего школьника / Г.Х. Джиоева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 2. – С. 90-98.
16. Зайцева О.Ю. Условия развития образа Я детей старшего дошкольного возраста / О.Ю. Зайцева // Балтийский гуманитарн. журн. – 2017. – Т. 6. – №3 (20). – С. 152-156.
17. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2016. – 234 с.
18. Каутман Т.С. Половые различия в самооценке подростка / Т.С. Каутман, С.М. Ватсое // Журн. генетической психологии. – 2011. – 1. – С. 93 - 117.
19. Кашкуш А. Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте / А. Кашкуш // Мир науки, культуры, Образования. – 2018. – № 2. – С. 70-79.
20. Козлова Т.З. Самореализация и самооценка пенсионеров / Т.З. Козлова // Психология зрелости и старения. – 2006. – № 2. – С. 35.
21. Липкина А.И. Самооценка школьника / А.М. Липкина. – М.: Академия, 2016. – 144 с.
22. Малинина О.И. Социальная активность и идентичность в пожилом возрасте/ О.И. Малинина// Психология зрелости и старения. – 2011. – № 4. – С. 59 - 77.
23. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе / М.С. Неймарк // Вопросы психологии личности школьников. – М.: Просвещение, 2007. – С.253 - 260.
24. Орлова А.В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста / А.В. Орлова // Поиск. – 2017. – № 8-2. – С. 111-114.
25. Парцхаладзе Л.Н. Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьникf / Л.Н. Парцхаладзе // Концепт. – 2015. – №2. – С. 201-205.
26. Петровский А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – М., 2005. – 410 с.
27. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика - Пресс, 2011. – 440 с.
28. Психология подростка: учебник / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2017. – 480 с.
29. Психология самосознания. Хрестоматия / под ред. Райгородоского. – Самара: «БАХРАХ», 2020. – 672 с.
30. Соколова Т.В. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Т.В. Соколова, И.И. Чеснокова. – М.: Академия, 2018. – 286 с.
31. Терещенко Е.С. Самооценка в структуре личности младшего школьника / Е.С. Терещенко // Бакалавр. – 2017. – № 3-4. – С. 31-34.
32. Ульянова И.О. Роль самооценки в развитии личности дошкольника и психологические условия ее становления / И.О. Ульянова // Образовательный процесс. – 2019. – Вып. 9. – С. 14-19.
33. Умбеталиева А. Особенности проявления самооценки личности [Электронный ресурс] / А. Умбеталиева. – – Режим доступа: URL: http://oldconf.neasmo.org.ua. – (дата обращения: 11.02.2022).
34. Фирсова Н.Г. Особенности самооценки людей пожилого возраста после выхода на пенсию / Н.Г. Фирсова Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2012. – № 24. – Вып. 1. –С. 65-72.
35. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт. 2016. –186 с.
36. Шибутани Т. «Я-концепция» и чувство собственного достоинства / Т. Шибутини // Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара : Изд. дом «Бахрах», 2018. – C. 143 - 147.