Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современных темпов жизни: скоростного интернета, моментальной диагностики, быстрого приготовления, срочной доставки и т.д. всем нам, как обычным гражданам, так и коммерческим структурам, необходимо искать наиболее быстрые способы решения имеющихся задач. Именно поэтому на сегодняшний день невозможно себя представить без авиации, которая играет огромную роль в доставке различных видов грузов на ближние и дальние расстояния.
Преимущества воздушных перевозок невозможно переоценить. В первую очередь, безусловно, это значительная скорость доставки. Этот показатель дает авиационным перевозкам несомненное преимущество перед другими видами перевозок. Перелет на расстояния в тысячи километров займет не больше нескольких часов. С учетом всех сопутствующих процедур, таких как оформление транспортных документов, таможенное оформление, погрузочно-разгрузочные работы и прочее, доставка даже по маршрутам сомой большой протяженности занимает 3-5 дней. Это гораздо быстрее морской, автомобильной и железнодорожной перевозок.
Такое преимущество позволяет, в том числе, перевозить скоропортящиеся продукты, овощи и фрукты на чрезвычайно дальние расстояния с минимальными потерями либо вовсе без потерь.
Но высокая скорость – не единственное преимущество воздушных грузоперевозок. Если морские перевозки осуществляются только между портами, а железнодорожные и автомобильные только по железным и автомобильным дорогам, соответственно, то авиаперевозки решаю все эти и многие другие проблемы. По воздуху можно доставить груз практически в любую точку мира, в том числе, на Крайний Север или Дальний Восток.
Данные статистики говорят, что риски, связанные с повреждением или хищением груза при перевозках самолетом ниже, чем при других способах доставки. Именно поэтому ценные предметы, а также предметы искусства предпочтительнее перевозить воздушным транспортом. Риск деформации и повреждения товара снижен, а возможный ущерб покрывается страхованием груза.
Форма таможенного контроля – еще одно, если не самое важное преимущество перевозок воздушным транспортом, поскольку он осуществляется только в аэропорту отправки и в аэропорту прибытия. При пересечении транзитных границ между государствами какого-либо контроля не требуется, что избавляет от задержек в процессе перевозки груза, а также дополнительных финансовых затрат.
Исходя из вышеизложенного, развитие воздушного транспорта, несомненно, имеет большое значение для современного общества. Увеличение производственных мощностей и совершенствование производства, рост индекса потребления, а также повышение конкуренции во всех сферах: торговли, услуг и финансов, - всё это требует постоянных изменений в системе доставки грузов воздушным транспортом. За этим следует изменение требований к качеству предоставляемых транспортных услуг.
Договорные правоотношения лежат в основе выстраивания и спецификации связей между участниками отношений по перевозке грузов. Именно поэтому они являются одной из важнейших составных, без которой такие отношения не представляются жизнеспособными.
Тем не менее, в современной литературе этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Такое отношение в конечном итоге не может не сказаться на качестве авиационных перевозок.
Сами взаимоотношения по перевозке грузов авиационным транспортном представляются достаточно сложными и многомерными, включающими в себя различные сферы, как непосредственно перевозку грузов, так и экспедицию, страхование, взаимоотношения при утрате и повреждении груза и т.д.
В настоящей курсовой работе объектом исследования являются перевозки грузов воздушным транспортом. Предмет исследования - правовое регулирование взаимоотношений в сфере авиационных грузоперевозок.
Целью данной работы является выявление основных правовых проблем грузовых авиационных перевозок и формулирование путей их решения.
С этой целью автором поставлены следующие задачи: исследование действующего законодательства в сфере перевозки грузов, рассмотрение особенностей перевозки грузов воздушным транспортом, изучение основных аспектов договора авиационной перевозки грузов.
В настоящей работе был использован метод контент-анализа, как основной метод эмпирического исследования, а также метод сравнения, метод дедукции и системный поход.
Глава 1. ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ В СВЕТЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1. Правовое регулирование отношений в сфере перевозки грузов
Высшим юридическим актом, регулирующим отношения в сфере перевозки грузов, как и в любой отрасли, является Конституция РФ.
Следующую ступень правового регулирования занимает Гражданский Кодекс РФ. В главе 40 ГК РФ закреплены общие положения о договоре на перевозку грузов. Это унифицированные формы, относящиеся ко всем видам транспорта. То есть, одни и те же нормы Гражданского кодекса Российской Федерации касаются всех видов перевозок. Очевидно, что с учетом специфики перемещения грузов различными видами транспорта, положения главы 40 ГК РФ определяют лишь общие положения и формат ответственности сторон за ненадлежащее исполнение обязательств.
Более развернуто общие условия перевозок грузов изложены в транспортном законодательстве, которое состоит из транспортных уставов, кодексов, иных законов и издаваемых в соответствии с ними правилами (п.2 ст.784 ГК РФ). При этом транспортные уставы и кодексы должны иметь статус федеральных законов.
Так, основным законом в сфере перевозок грузов авиационным транспортом в настоящее время является Воздушный кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом РФ от 19 марта 1997 г № 60-ФЗ.
Транспортные законы и кодексы не могут противоречить нормам Гражданского Кодекса РФ, если только в самом Гражданском Кодексе РФ не предусмотрено иное.
Наряду с транспортными уставами и кодексами действуют и другие федеральные законы, регулирующие деятельность в сфере грузоперевозок.
По вопросам, не урегулированным федеральными законами, принимаются Постановления Правительства РФ, а также издаются Указы Президента РФ.
Отношения в сфере международных перевозок грузов регулируются с применением норм международного права.
Конвенции, участником которых Российская Федерация не является, также могут применяться по отдельным договорам перевозки грузов, если об этом есть указание в самом договоре перевозки.
При регулировании отношений, связанных с перевозками вне зависимости от вида транспорта (воздушный, водный, железнодорожный, автомобильный), немаловажную роль играют обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в процессе осуществления коммерческой деятельности правила поведения. Среди них можно отметить, например, такой обычай делового оборота, как Инкотермс (Incoterms - International commercial terms) - Международные правила толкования торговых терминов, применяемых в международной торговле.
Далее следует разобраться в понятии договора перевозки грузов.
В сфере грузоперевозок существует целый ряд, так называемых, транспортных договоров.
Условно транспортные договоры можно разделить на две группы – непосредственно по транспортировке (договор перевозки грузов, договор фрахтования, договор перевозки грузов прямом и смешанном сообщении), и те, которые направлены на обеспечение транспортировки (договор между транспортными организациями, договор на подачу транспорта под погрузку, договор транспортной экспедиции, договор хранения, договор аренды, договор страхования).
По договору перевозки груза, рассматриваемому в контексте данной курсовой работы, перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п.1 ст. 785 ГК РФ).
Договор, по которому одна сторона обязуется оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а другая обязуется оплатить эти услуги относится к договорам по оказанию услуг (п.1 ст.779 ГК РФ).
В процессе оказания услуг не создается какой-либо новый продукт, результатом оказания услуг является нематериальное благо, полезный результат, в котором заинтересован заказчик.
По договору перевозки грузов таким нематериальным благом является перемещение на какое-либо расстояние переданных заказчиком предметов (груза).
Договор перевозки груза также является возмездным. Это следует из статьи 790 ГК РФ, по которой за перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Что касается сторон договора перевозки груза, то в науке существует дискуссия о его двустороннем или трехстороннем характере. Вопрос состоит в том, признавать или не признавать получателя груза равноправной стороной договора.
По мнению автора, договор перевозки грузов является двусторонним, так как грузополучатель не участвует в заключении договора, не согласовывает его условия, а также не требуется его волеизъявление на заключение договора перевозки груза.
Вместе с тем, нужно заметить, что грузополучатель приобретает права и обязанности по договору при предъявлении требования к перевозчику о выдаче груза. И если перевозка носит трансграничный характер, то
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая и вторая (Федеральные законы от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ и от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ).
3. Воздушный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ.
4. Федеральный закон от 03.04.2017 № 52-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок".
5. Приказ Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 № 10186) // РГ. № 225. 10.10.2007.
6. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве 12 октября 1929г.
7. Протокол относительно изменения Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанной в Варшаве 12 октября 1929 г. Подписан в г. Гааге 28 сентября 1955 г.). Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 февраля 1957 г.
8. Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору (Гвадалахара, от 18 сентября 1961 г.). Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1983 г. № 9820-X
9. Монреальские дополнительные протоколы № 1, № 2 и № 4, изменяющие Варшавскую конвенцию (подписаны в г. Монреаль 25.09.1975 г.
10. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (заключена в г. Монреаль 28 мая 1999 г.).
11. Стандарты Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА по заполнению авианакладной РЕЗОЛЮЦИЯ 600а. (приложение A и B).
12. Инкотермс 2010. Правила ICC по использованию национальных и международных торговых терминов. М.: Инфотропик-Медиа, 2010.
13. Витрянский В. В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки // Хозяйство и право, 2001. № 1. С.73.
14. Выгодянский А. В. Гражданско-правовое регулирование договоров воздушной перевозки груза и пассажира: автореф. дис. … канд. юрид. наук / А. В. Выгодянский. М., 2011. С.189
15. Выгодянский А. В. Понятие и виды договора воздушной перевозки пассажиров и грузов // Транспортное право. 2017. № 3.
16. Гречуха В. Н. Транспортное право: правовое регулирование деятельности воздушного транспорта: монография. Москва: Юстиция, 2016. 310 с. С.93.
17. Иванова С. Г. Договор перевозки как разновидность договора возмездного оказания услуг // Российское государствоведение. 2016. № 9. С. 6–10.
18. Королев, Д. А. Общая характеристика договора перевозки воздушным транспортом / Д. А. Королев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый, 2020. № 24 (314).
19. Кочеткова А. А. Системный анализ основных проблем и тенденций грузовых авиационных перевозок / А. А. Кочеткова, Е. К. Полозова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый, 2015. № 9 (89).
20. Махиборда М.Н. Место обязательств по перевозке в системе транспортных обязательств. Закон и право, 2022, № 3
21. Маркевич Н.В. Гражданско-правовые договоры в области авиационных перевозок: понятие, признаки, классификация // Право и политика, 2020. № 7.
22. Молчанов В. В. Гражданско-правовое регулирование воздушных перевозок: дис. … канд. юрид. наук / В. В. Молчанов. М., 2007.
23. Остроумов Н. Н. Проблемы унификации и совершенствования правового режима международных воздушных перевозок: дис. … докт. юрид. наук / Н. Н. Остроумов. М., 2012.