Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ ) наметилась четкая тенденция к расширению права на защиту интересов потерпевших в уголовном процессе и улучшению их процессуального положения: Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №432-ФЗ стал важной вехой в этом направлении. Закон установил ряд дополнительных гарантий прав несовершеннолетних потерпевших и качественно изменил их процессуальное положение.
Четкое распределение уголовно-процессуальных функций между определенными категориями участников судопроизводства является важнейшим условием и гарантирует объективность, законность и обоснованность возбуждения, расследования и окончательного разрешения уголовных дел. Однако реализация судопроизводства на основе принципа разделения функций на обвинение (уголовное преследование), защиту и разрешение уголовных дел остается противоречивой и порой нередко порождает явно искусственные решения . Так, введение ч.5 ст. 191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ ), предусматривающей обязательную видеозапись или киносъемку ("видеозапись") при допросе, очной ставке, опознании и проверке показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего, если он сам не возражает или его законный представитель не возражает, сделало возможным в уголовном судопроизводстве для несовершеннолетних и несовершеннолетних потерпевших в уголовном процессе, имеет важное значение для использования "видеодоказательств". Наличие видеозаписей этих следственных действий, в которых несовершеннолетний потерпевший дает показания, не только позволяет следователям, прокурорам и судам объективно оценивать эти показания как доказательства, но и служит важной цели проведения досудебного и судебного производства с минимальным участием несовершеннолетнего потерпевшего, проведения следственных действий, в которых потерпевший не имеет контакта с обвиняемым и это соответствует важной цели защиты психического здоровья несовершеннолетнего.
Актуальность темы исследования. Современная система норм УПК РФ о формировании, исследовании и использовании в уголовном судопроизводстве показаний несовершеннолетних потерпевших требует глубокого научного анализа, выявления резервов их совершенствования, устранения противоречивых формулировок и их конкретизации.
Вышеизложенное наглядно демонстрирует актуальность данной темы с учетом проблемы формирования и использования в уголовном процессе показаний несовершеннолетних потерпевших и требования охраны их психического и физического здоровья. В теории права акцент, как правило, делается на изучении криминологических, психологических и организационных аспектов получения показаний несовершеннолетних потерпевших. Уголовно-процессуальным аспектам данной проблемы ученые уделяют неоправданно мало внимания. С другой стороны, теория и практика уголовно-процессуального права сегодня нуждается в таких исследованиях. Распространенность преступлений против несовершеннолетних, в том числе насильственных, повышает актуальность данной темы.
Объект исследования составляют общественные уголовно-процессуальные отношения, связанные с формированием, исследованием и использованием в доказывании по уголовному делу показаний несовершеннолетних потерпевших.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующие показания несовершеннолетнего потерпевшего.
Целью исследования является анализ показаний несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном процессе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть теоретические аспекты формирования и использования в уголовно-процессуальном доказывании показаний несовершеннолетнего потерпевшего;
2.проанализировать правовой режим формирования и использования в доказывании по уголовному делу показаний несовершеннолетнего потерпевшего;
3.исследовать видеозаписи показаний несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном процессе: проблемные аспекты доказывания и организации производства по уголовному делу;
4.рассмотреть практику исследования формирования показаний несовершеннолетнего потерпевшего с использованием специальных познаний;
5.предложить пути повышения эффективности допроса несовершеннолетнего потерпевшего.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; УПК РФ, федеральное законодательство; постановления Пленумов высших судебных инстанций Российской Федерации и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по уголовному процессу, такие как: Коробкова Е.Е., Осодоева Н.В., Марковичева Е.В., Тозик И.В., Бертовский Л.В., Россинская Е.Р., Пятакова Е.В. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем уголовного процесса, регулирующих показания несовершеннолетнего потерпевшего.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере проблем уголовного процесса, регулирующих показания несовершеннолетнего потерпевшего.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка источников и литературы. Содержание работы изложено на 31 страницах машинописного текста. Библиографический список состоит из источников.
ГЛАВА 1. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДОКАЗЫВАНИИ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ ПОКАЗАНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО
1.1. Теоретические аспекты формирования и использования в уголовно-процессуальном доказывании показаний несовершеннолетнего потерпевшего
В философии и психологии личность понимается как человек со сложившимся мировоззрением и устойчивыми качествами, в основном социальными. В первую очередь несовершеннолетние классифицируются по возрасту. Эта классификация должна отражать типичные возрастные характеристики жертвы. Наличие или отсутствие этих характеристик влияет на решение о совершении преступления в отношении жертвы или на выбор конкретного способа нападения .
В различных отраслях уголовного материального и процессуального права несовершеннолетние делятся на следующие возрастные категории: до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 14 до 16 лет, от 16 до 18 лет. Эти категории не вполне соответствуют отмеченным целям криминалистического исследования, установления личности потерпевших несовершеннолетних и совершенных в отношении них преступлений. В частности, в отношении несовершеннолетних в возрасте до 12 лет в докладе содержится призыв к введению дополнительных возрастных категорий, соответствующих социальным и психологическим особенностям малолетних жертв.
За последнее десятилетие произошли нововведения, которые в корне изменили порядок производства следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших:
-определены возрастные группы несовершеннолетних потерпевших, дифференцированы процедуры допроса, опроса, проверки и подтверждения показаний лиц, относящихся к этим возрастным группам (ч.1 ст.191 УПК РФ);
-предусмотрено участие педагогов и психологов на альтернативных основаниях (п.1 ст.191 УПК РФ);
-участие психологов в осмотре, очной ставке, опознании или проверке доказательств по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних стало обязательным (ч. 4 ст.191 УПК РФ);
-следователь имеет право не допускать к участию в допросе несовершеннолетних потерпевших их законных представителей или доверенных лиц (ч.3. ст.191 УПК РФ);
-следователь обязан обеспечить участие "бесплатного" адвоката в качестве представителя несовершеннолетнего потерпевшего в порядке, предусмотренном ч.2 ст.45 УПК РФ .
Данные существенные изменения, затрагивающие правила формирования (получения) доказательств несовершеннолетних потерпевших в досудебном производстве, обусловили необходимость перестройки задач следователей при проведении допросов, очных ставок, выявлении и проверке доказательств с участием несовершеннолетних. Учитывая, что в соответствии с вышеуказанными положениями проведение очной ставки с несовершеннолетним потерпевшим как универсального способа опровержения подозреваемым (обвиняемым) данных против него показаний нецелесообразно, поскольку данное "гарантированное" следственное действие травмирует психику несовершеннолетнего, в правоприменительной практике для этого должны быть выработаны компромиссные решения. В уголовно-процессуальной юриспруденции ведутся доктринальные разработки в этой области, которые требуют детального изучения, развития и проверки в виде научно-практических рекомендаций.
Перспективным направлением, которое может быть использовано для доказывания показаний несовершеннолетних потерпевших по уголовным делам, представляется производство судебно-психологических экспертиз по видеозаписям следственных действий с целью установления психического или физического состояния и свидетельских способностей несовершеннолетних потерпевших.
Показания несовершеннолетнего потерпевшего - это вид доказательств, обладающий всеми признаками доказательств.
Показания несовершеннолетнего потерпевшего как важная информация для расследования и разрешения уголовного дела содержат данные об источниках знаний, непосредственно воспринятых и полученных соответствующими сотрудниками в ходе допроса и зафиксированных в протоколе следственного действия. Процессуальные приемы "собирание доказательств" и "формирование доказательств" с некоторыми уточнениями можно считать конструктивными, несмотря на то, что они основаны на различном понимании реального процесса формирования доказательств. Под "собиранием доказательств" понимаются вещественные доказательства, иные документы и заключения экспертов, а о формировании доказательств уместно говорить в связи с показаниями, заключениями экспертов и протоколами следственных и судебных действий .
Здесь мы выделяем два этапа формирования доктрины формирования и использования показаний несовершеннолетних в уголовном процессе.
1. этап. Возникновение, уточнение и развитие научных взглядов на понятие данного вида доказательств, его особенности, недостатки правового регулирования процесса доказывания с участием несовершеннолетнего потерпевшего и направления его совершенствования в отечественном уголовно-процессуальном законодательстве (середина XX века - декабрь 2013 года).
2. этап. Осмысление нововведений, внесенных в УПК РФ Федеральным законом от 28.12.2013 № 432-ФЗ, разработка научно-методических рекомендаций по их применению, предложений по совершенствованию нормативных правил формирования показаний несовершеннолетних потерпевших, допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего активизировать научные исследования по судебно-медицинским и психологическим аспектам.
Современная доктрина характеризуется преобладанием психологических и криминалистических научных элементов в ущерб уголовно-процессуальным. Научный примат является не основной процессуальной нормой, определяющей процесс доказывания, в котором участвует несовершеннолетний потерпевший, а тактической и психологической основой получения показаний несовершеннолетнего потерпевшего. Это привело к нарушению объективной интегрирующей связи правового, тактического и психологического компонентов в структуре уголовно-процессуального доказывания с участием несовершеннолетнего потерпевшего и дисбалансу этих компонентов, что приводит к формированию исследователями тактических и психологических рекомендаций, не соответствующих исходной правовой формулировке (например, отсутствие в УПК РФ норм, устанавливающих права и обязанности эксперта в связи с участием в следственных действиях с несовершеннолетним потерпевшим, повлекло постановку перед психологом некорректных и невыполнимых задач).