- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Римская республика
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Культурология
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Римская республика "?37 страниц
23 источника
Добавлена 04.07.2023 Опубликовано: studservis
990 ₽
1980 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 2
Глава 1. Рим периода республики 5
Хронология периода 5
Внутреннее устройство Римской республики 7
Причины кризиса республики и перехода к принципату 10
Глава 2. Особенности римской культуры 17
Культуроформирующие реалии в римской республике: имена, события, факты 17
Религия, образование и различные стороны повседневной жизни 21
Глава 3. Литература римской республики 25
Поэзия 25
Проза 28
Историография в Римской республике 31
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36
Фрагмент для ознакомления 2
Древний Рим — одна из важнейших цивилизаций Древнего мира, оставившая после себя огромное наследие в самых различных областях. Дополнив древнегреческую культуру, древнеримская цивилизация оказала значительное влияние на последующее развитие мира, сказывающееся до сих пор.
Актуальность изучаемой в данной работе темы обуславливается тем, что наиболее существенное воздействие Древнего Рима проявляется в истории европейской цивилизации. Европейская цивилизация — это сложный комплекс, состоящий из различных государств, связанных друг с другом экономическими, политическими и культурными узами.
В настоящее время именно европейские державы оказывают непосредственное влияние на развитие других стран и мира в целом, являются одними из крупнейших центров мировой экономики, науки и техники.
Объектом данного исследования выступает история развития Римской республики.
Предметом данной работы являются политико-правовые и культурные процессы древнеримского государства и их роль в европейской истории.
Цель данной работы заключается в изучении событий и процессов Римской республики и обосновании представлений о Риме как об основе европейской цивилизации.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
1) выяснить какое место и роль занимает период республики в истории Рима;
2) кратко рассмотреть историю Римской республики;
3) изучить явления культуры — наследия Древнего Рима, оказавшего решающее влияние на европейские государства.
Для реализации задач курсового исследования были применены следующие методы:
1.Историко-генетический метод, нацеленный на изучение генезиса политико-правовых и культурных явлений, анализ причинности их изменений;
2.Герменевтический метод, используемый для интерпретации анализируемых источников;
3.Синтез, как метод исследования темы в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом.
Определяющим принципом стал принцип историзма, заключающийся в изучении явлений и процессов в их развитии и связи с определяющими их факторами, конкретно-историческими условиями существования.
Научная новизна данной работы заключается в том, что предпринята попытка комплексного рассмотрения ключевых процессов эпохи республики с целью их систематизации и обобщения.
Источниковая база данного исследования включает в себя труд Тита Ливия «История Рима от основания города» , Законы XII таблиц, трактаты об ораторском искусстве Марка Туллий Цицерона и др.
«История Рима от основания города», написанная Титом Ливием в эпоху принципата, состояла из 142 книг и описывала около восьми веков древнеримской истории. О цели данного труда Тит Ливий пишет в предисловии к первой книге: «В том и состоит главная польза и лучший плод знакомства с событиями минувшего, что видишь всякого рода поучительные примеры в обрамленье величественного целого; здесь и для себя, и для государства ты найдешь, чему подражать, здесь же — чего избегать: бесславные начала, бесславные концы» .
Законы XII таблиц — древнейший памятник римского права (середина V в. до н. э.). Свое название получили ввиду того, что были выбиты на 12 досках (таблицах) и выставлены на форуме, перед зданием сената. Полный текст Законов не сохранился. Доступны лишь цитируемые фрагменты или пересказы статей в сочинениях древнеримских юристов, по которым исследователи проводили реконструкции Законов.
Трактаты об ораторском искусстве Марка Туллия Цицерона, помимо сведений о событиях его времени и их анализа, содержат взгляды Цицерона на риторику, публичные выступления, качества, которыми должен обладать идеальный правитель и гражданин. Цицерон призывал историков подробно и достоверно говорить о причинно-следственных связях событий («…первый закон истории — ни под каким видом не допускать лжи; затем — ни в коем случае не бояться правды»
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассмотрены основные события из истории Римской республики. Вторая глава посвящена общим моментам религии и культуры, третья— римской литературе.
Глава 1. Рим периода республики
Хронология периода
Историю Древнего Рима в современной историографии принято разделять на три периода:
царский период (753-510 гг. до н.э.),
республиканский период (510-31 гг. до н.э.),
императорский период (31 г. до н.э. - 476 г. н.э.).
Ранняя Римская республика (509–264 гг. До н.э.) и предшествующий царский период (753–509 гг. До н.э.) являются наиболее плохо задокументированными периодами римской истории. Начиная с восьмого века до нашей эры, Древний Рим вырос из небольшого городка на реке Тибр в центральной Италии в империю, которая на пике своего развития охватывала большую часть континентальной Европы, Британских островов, большую часть Западной Азии, северной Африки и средиземноморских островов. Древнеримские историки изначально расходились во мнениях относительно точной даты основания Рима. Однако к концу республики было общепризнано, что Рим был основан в 753 г. до н. э., а республика началась в 509 г. до н. э., после свержения Луция Тарквиния Гордого, последнего из семи римских царей.
Римская республика охватывает период, когда город-государство Рим существовал как республиканское государство (с 510 г. до н. э. по 31 г. до н. э.), один из самых ранних примеров представительной демократии в мире. Ранний республиканский Сенат явно придерживался интересов самых богатых граждан. В конце концов, только члены сословия патрициев могли занимать должности. Поэтому плебеи, составлявшие большинство воинов римской армии, устраивали акции протеста за городскими стенами. Этот конфликт привел к созданию других законодательных органов, таких как Concilium Plebis или Совет плебеев, Comitia Centuriata и Comita Tributa или племенные собрания. В совете плебеев и племенных собраниях законы принимались на основе обсуждения важных вопросов, происходивших в сенате. Там сенаторы рекомендовали, какую политику реализовать.
Сенат и собрания работали совместно, назначая чиновников, называемых магистратами, принимали законы и стремились увеличить территориальные владения Рима на всем итальянском полуострове. Республика начала вести войны с соседними соперниками, постепенно устраняя угрозы своему превосходству в Средиземноморье. К первому веку до н. э. Римская республика была единственной доминирующей державой в Средиземноморском регионе.
После 450 лет существования республики Рим стал империей после взлета и падения Юлия Цезаря в первом веке до нашей эры. Долгое и триумфальное правление его первого императора Августа положило начало золотому веку мира и процветания; напротив, упадок и падение Римской империи к пятому веку нашей эры были одним из самых драматичных взрывов в истории человеческой цивилизации.
Историческое письмо в Риме зародилось только в конце 3 века до н.э., когда Рим уже завершил завоевание Италии, зарекомендовал себя как крупная держава древнего мира и был вовлечен в борьбу с Карфагеном за контроль над западным Средиземноморьем. Самые ранние римские истории представляли собой краткие сводки фактов и историй, но постепенно историки приукрашивали скудный фактический материал (например, список ежегодных магистратов с начала республики, религиозные записи и тексты некоторых законов и договоров) как родной и греческий фольклор. Следовательно, со временем исторические факты о раннем Риме пострадали от патриотического переосмысления, включающего преувеличение правды, замалчивание неудобных фактов или вымысел.
Внутреннее устройство Римской республики
Как Рим превратился из одного из многих городов-государств на итальянском полуострове в центр самой могущественной империи древнего мира? Частично ответ заключается в политических институтах, созданных Римом на заре его истории. По мере того, как Рим расширял свое влияние на все новые и новые территории, его политические институты оказывались устойчивыми и легко адаптируемыми, что позволяло ему объединять различные группы населения.
Конституционные устройства, с которыми Рим вышел из Второй Пунической войны, по форме почти не отличались от тех, с которыми он вступил в эту борьбу. Их сущностью оставалась тройственная структура магистратов, сената и собраний граждан, структура, которую греческий историк Полибий вскоре охарактеризовал как «смешанную» конституцию.
Из магистратов самыми старшими и могущественными были два консула. Согласно римской традиции, Республика началась в 509 г. до н. э., когда группа патрициев свергла последнего царя Рима. Римляне заменили царя двумя консулами — правителями, которые обладали многими из тех же полномочий, что и царь, но избирались сроком на один год. Каждый консул мог наложить вето или отклонить действия другого консула. Хотя должность консула, вероятно, не существовала в своей окончательной форме примерно до 300 г. до н. э., идея, лежащая в основе этого изменения — не допустить, чтобы какой-либо один человек стал слишком могущественным, — присутствовала в римской мысли на раннем этапе и сформировала многие политические институты Рима.
Облеченные империумом консулы могли командовать армиями; они могли издавать инструкции, частные или общие, в форме указов и могли применять принуждение и наказание для осуществления своей воли. Они могли предлагать законы собраниям; один из них проводил большинство собраний, на которых избирались магистраты, в том числе их собственные преемники; и когда один или оба находились в Риме, обычно консул председательствовал на заседаниях сената и приводил в исполнение его наиболее важные решения. С другой стороны, они были выборными должностными лицами, срок их полномочий ограничивался одним годом, досрочное переизбрание не допускалось, а свобода их действий в различных направлениях ограничивалась полномочиями и полномочиями других органов. Во время военного положения, когда иногда было необходимо единоначалие, Рим назначал вместо консулов диктатора, который, однако, не мог занимать верховное военное командование дольше шести месяцев.
Римские политические институты отражали римское общество, которое делилось на два класса: патрициев, богатых элит, и плебеев, простых людей. Первоначально только патриции могли занимать политические посты и принимать важные решения. Например, плебеи не могли входить в римский сенат. Чтобы стать сенатором, римлянин должен был занимать политический пост, а плебеи не могли. Однако со временем плебеи смогли получить большее влияние в политической системе. Между 494 и 287 годами до нашей эры были созданы новые политические должности для плебеев, и им был открыт доступ к более высоким должностям, включая консульство. Были созданы избирательные собрания и советы, которые дали плебеям больше права голоса в политике Рима. В 287 г. до н. э. закон устранил последний барьер для участия плебеев в политической жизни, отменив требование о том, что предлагаемые законы должны быть одобрены сенаторами-патрициями, прежде чем Плебейский совет сможет их рассмотреть.
История римского сената восходит к истории самого Рима. Сначала он был создан как консультативная группа из 100 человек для римских царей. Позже Сенат был расширен до 300 членов. Когда цари были изгнаны из Рима, Сенат стал самым могущественным руководящим органом. Вместо того, чтобы консультировать главу государства, он избирал глав исполнительной власти. Сенаторы на протяжении веков принадлежали строго к патрицианскому сословию. Они практиковали навыки риторики и ораторского искусства, чтобы убедить других членов правящего органа. Сенат собирался и принимал законы в курии, большом здании на территории Римского форума.
Все магистраты избирались гражданским советом — консулы, преторы и цензоры в центуриатных комициях (собрание, организованное в 193 избирательных округа, известных как центурии), остальные — в трибутных комициях или в почти идентичном concilium plebis (в котором голосующие единицы было тридцать пять колен, в одном из которых был записан каждый римский гражданин). Объявление войны и ратификация договоров должны были утверждаться центуриатными комициями; законодательство могло быть принято только голосованием гражданского органа, населения, обычно в более удобной процедуре племенного собрания; и обе формы собрания — но обычно племенное — могли использоваться для крупных судебных слушаний, особенно когда предлагалось наказать крупного общественного деятеля.
В 451 г. до н. э. Рим получил свой первый письменный свод законов, написанный на 12 бронзовых табличках и публично выставленный на форуме. Его положения касались таких вопросов, как судебная процедура, обращение взыскания на долги, отцовская власть над детьми, права собственности, наследование и правила проведения похорон. Они легли в основу всего последующего римского частного права. Законы XII таблиц имели важное значение в истории права: происходило формирование новых правовых норм, право больше не считалось божественным.
Причины кризиса республики и перехода к принципату
Внутренние беспорядки, спровоцированные в 133 г. до н.э. экономическим застоем в городе Риме, восстаниями рабов за пределами Рима и разногласиями в легионах, ускорили период безжалостных политических потрясений, известных как кризис поздней Римской республики. По сути, республиканская система правления претерпела болезненный и насильственный переход от олигархии к более автократической форме правления. Хотя трудно оценить политические и социальные проблемы, которые спровоцировали непрекращающиеся политические потрясения в поздней республике, можно различить закономерность в передаче законной конституционной власти в республике.
1. Добыча и прибыль от войны. Римские завоевания привели к тому, что много богатства попало в Италию слишком быстро, чтобы обеспечить справедливое распределение в обществе. В целом, более богатые элементы выиграли, в то время как низшие элементы не поспевают за ними. Кроме того, растущие ожидания прибыли от войны привели к злоупотреблениям и незаконным действиям со стороны магистратов на местах. Закон Кальпурния 149 г. до н.э. учредил постоянный суд для вымогательства в провинциях. Перспектива получения прибыли от войны также привела к усилению конкуренции за высокие посты и обширному подкупу на выборах.
2. Повышение статуса римских сенаторов.
Римская аристократия теперь была признана важными мировыми лидерами. Сенаторы вели обширную практику демонстративного потребления, создавая роскошные городские дома и монументальные «художественные виллы», чтобы продемонстрировать свое высокое положение в обществе.
3. Развитие рабовладельческого земледельческого хозяйства в Италии и Сицилии. Разрушение Ганнибалом ферм по всей южной Италии привело к реорганизации сельского ландшафта в пользу более крупных поместий. Как правило, отчеты указывают на развитие поместий среднего размера с целью производства вина и масла на экспорт, о чем свидетельствует появление итальянских транспортных амфор в качестве доминирующего коммерческого экспортного контейнера в западном Средиземноморье к концу второго века до нашей эры. Однако некоторые поместья, известные как латифундии, могли быть огромными. Многие богатые землевладельцы сдавали в аренду римские age publicus или общественные земли для развития животноводческих ферм, на которых трудились рабы. По самым скромным оценкам, около 250 000 человек насильственно мигрировали из периферии Средиземноморья в центральные регионы Италии и Сицилии в результате порабощения. В Риме и соседних итальянских городах не было достаточно сил для наблюдения за поведением рабов. Условия жизни рабов, как правило, были суровыми, а восстания неизбежны. Между 136-130 гг. до н.э. массовое восстание рабов захватило контроль над островом Сицилия; в 105 г. до н.э. второе восстание вызвало потрясения на всей Сицилии и в южной Италии; в 72 г. до н.э. произошло знаменитое восстание рабов Спартака, который возглавил значительную армию рабов по всему итальянскому полуострову, оставаясь непобежденным, пока М. Лициний Красс не загнал его в угол в 70 г. до н.э.
4. Становление Рима как имперской столицы. По оценкам, к 133 г. до н.э. население Рима составляло 600 000 человек. Мелкие фермеры, как римляне, так и итальянцы, мигрировали в столицу в поисках работы и культурных благ, хотя условия жизни оставались ужасными для всех, кроме самых богатых слоев населения. Сообщается, что еще в 200 г. до н.э. в Риме было всего 2 мощеные улицы на весь город. На доходы от войны римские магистраты занимались устойчивой программой строительства для развития необходимой городской инфраструктуры — дорог, зернохранилищ, доков, акведуков и т. д. Тысячи рабов были импортированы для участия в ремесленном труде в городе. На улицах обычно говорили на греческом языке, и, по оценкам, 60% городского населения составляли рабы или люди рабского происхождения.
Городское развитие стало возможным благодаря прибылям от войны, но после того, как римский конфликт прекратился после 146 г. до н.э., доходы сократились, как и государственные заказы. Свидетельства экономического застоя к 130-м годам до нашей эры, но теперь в Риме было большое избыточное население, которое не могло вернуться на землю из-за радикальных сельскохозяйственных изменений.
5. Изменения в армии. Завоевания требовали содержания постоянных военных учреждений в провинциях для борьбы с восстаниями. Римские власти продолжали полагаться на призыв в заграничные армии, но у 18-летнего призывника появилась возможность провести от 16 до 20 лет за пределами Италии, получая при этом минимальную плату за военную службу. Небольшая прибыль приносила гарнизонная служба во враждебных регионах, таких как Испания, Сардиния и Корсика. Поскольку призыв был основан на оценках имущества римской переписи, отказ от имущества приводил к снижению гражданского статуса и неприемлемости для призыва. В то же время союзные итальянские государства все чаще призывались поддерживать заморские военные учреждения Рима. Союзные государства должны были предоставить свои местные силы для военных действий Рима. По оценкам, к концу Ганнибаловой войны 2/3 римских вооруженных сил на поле боя состояли из солдат союзников. Таким образом, союзники выполняли свои договорные обязательства перед Римом. Однако римские полководцы не были обязаны делить с этими союзниками добычу от войны. Союзники также были недовольны и к 121 г. до н.э. начали требовать полного римского политического статуса. Сочувствующие римские лидеры испробовали множество стратегий, чтобы получить большие права для союзников, но в конечном итоге они потерпели неудачу, спровоцировав широкомасштабное восстание среди союзных государств, известное как Союзническая война в 90 г. до н.э. Это восстание в конечном итоге было подавлено силой и переговорами, но процесс интеграции союзных граждан в римское государство затянулся до конца республиканской эпохи. Ставки для римских граждан были очевидны. В 129 г. до н.э. римская перепись зафиксировала около 294 000 римских граждан мужского пола. Это число подскочило до c. 500 000 человек во время переписи 84 г. до н.э. после подавления восстания в Союзнической войне. Однако, когда первый римский император Август провел перепись всех римских граждан по всей Италии в 27 г. до н.э., их число достигло 5 миллионов.
6. Финансовое бремя империи несли жители римских провинций, платившие Риму десятину. Влияние этого бремени варьировалось от провинции к провинции, но в целом это была тенденция к восстанию, подавлению и наложению еще большего финансового бремени. Это бремя часто становилось невыносимым из-за хищнического поведения римских сборщиков налогов.
Хронологически можно выделить четыре основных этапа, в течение которых происходило расшатывание устоев и падение республики.
1. Возвышение власти и влияния народных трибунов, 133–121 гг. до н. э., два брата, Тит и Семпроний Гракх использовали возмущение плебеев для захвата власти в Риме. По сути, они использовали свои sacrosanctitas, чтобы наложить вето на любую другую общественную деятельность в городе, чтобы заставить сенат и магистратов сосредоточиться на своих собственных политических программах. Они пытались навести порядок в армии, отвоевать общественные земли и вернуть землю беднякам. К. Гракх также пытался предоставить итальянским союзникам статус римских граждан. Оба были убиты вместе со своими политическими сторонниками в результате бунта городской толпы, спровоцированного аристократией.
2. Возникновение частных армий. Когда олигархии не удалось решить важные военные проблемы, римские полководцы, в частности Г. Марий (консул 104-100 до н. э.) и Л. Корнелий Сулла (диктатор 82-79 до н. э.), набрали частные армии, более лояльные к себе, чем государству. В дополнение к призыву они вербовали безземельных бедняков, предлагая им награды и землю при увольнении. Статус солдата как римлянина или союзника не имел большого значения для этих военачальников, оба предоставили союзным войскам обширные привилегии.
3. Создание первого триумвирата. 59-53 до н. э. Помпей Великий, М. Лициний Красс и Г. Юлий Цезарь объединились, чтобы захватить власть в Риме. Помпей был чрезвычайно популярным полководцем, победившим многочисленных врагов олигархии, включая восстание в Испании под предводительством римского полководца-ренегата К. Сертория, восстание киликийских пиратов в Средиземноморье и окончательное поражение царя Митридата VI Понтийского. У Помпея была лояльная частная армия, но он оказался политически неспособным выполнить свои обещания дать земель и привилегий ветеранам. Будучи офицером Суллы во время Гражданской войны, Красс стал самым богатым человеком в Риме, извлекая выгоду из запретов Суллы, то есть объявления римских граждан вне закона путем внесения их имен в списки и назначения цены за их головы, разыскиваемых мертвыми или живыми. Все запрещенные граждане видели, что их гражданские права аннулированы, а их имущество конфисковано и продано с аукциона государством. Красс воспользовался запретами, чтобы приобрести, возможно, до 20% собственности в городе Риме и бесчисленные поместья по всей Италии. Он использовал свое богатство, чтобы заручиться влиянием в Сенате и среди городского населения. Цезарь начал свою карьеру в, казалось бы, безнадежной ситуации, будучи племянником Гая Мария, столкнувшимся с диктатурой Суллы. Предлагая свои политические способности, чтобы помочь Помпею и Крассу в их политических акциях, он дослужился до консульства в 59 г. до н.э. Он принял необходимые законы перед лицом оппозиции сенаторов и получил за свои усилия 10-летнее чрезвычайное командование в Галлии. Между этими тремя личностями происходило ожесточенное соперничество, но пока они поддерживали свои политические ассоциации, сенаторская аристократия была бессильна помешать им. В конце концов, Красс был убит во время битвы с парфянами в Месопотамии в 53 г. до н.э., и Помпей дистанцировался от Цезаря. Он надеялся использовать аристократию, чтобы уменьшить влияние Цезаря на армию в Галлии, точно так же, как аристократия надеялась использовать его для той же цели, хотя бы для того, чтобы отказаться от него после того, как Цезарь будет политически уничтожен. Однако армия Цезаря одержала верх во время Второй гражданской войны (49-46 гг. до н.э.). Помпей потерпел поражение при Фарсале и был убит в Египте, а остальные аристократы, выступавшие против Цезаря, были повержены или согласились с Цезарем.
4. Диктатура Цезаря (46-44 гг. до н.э.). Победив всех своих оппонентов, Цезарь получил 10-летнюю диктатуру якобы с целью восстановления республики. Однако с 510 г. до н.э. римляне гордились тем, что обрели свободу, изгнав царя. Само слово «царь», REX, было проклятием в менталитете Республики. У римских граждан был гражданский долг пресекать любые попытки тирании путем политического убийства, и они могли делать это безнаказанно. Тщательно избегая титула «царь», Цезарь пытался собрать для себя все грани конституционной власти, служа одновременно диктатором, консулом, верховным понтификом и пожизненным плебейским трибуном. В начале 44 г. до н.э. он объявил себя вечным диктатором (фактически это написано на его монетах). Несколько недель спустя он был убит в результате заговора примерно 60 с лишним сенаторов. К этому времени в Риме был установлен прецедент правления одного человека. Оставался лишь вопрос, кто из его сторонников, скорее всего, сменит его на этом посту. Это оказался его внучатый племянник, К. Юлий К. Ф. Цезарь Октавиан, или Октавиан.
Какими бы сложными ни были эти проблемы, правящий класс мог бы успешно решить их. Процесс обогащения и возросшее политическое значение сделали римский сенат шовинистически высокомерным и безнаказанным за свои действия. Многие благородные аристократы осознавали необходимость учреждения более эффективных средств управления и проведения политических реформ, но их усилия были заблокированы большинством, не желающим отказываться от своего привилегированного положения в обществе. По словам одного известного римского историка, римская аристократия постепенно изживала свою полезность для общества.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Aldrete, Gregory S. Daily life in the Roman city : Rome, Pompeii, and Ostia / Gregory S. Aldrete. p. cm. — (The Greenwood Press "Daily life through history" series, ISSN 1080-4749). Р
2. Вениосов, А. В. История государства и права зарубежных стран [Текст] / А. В. Вениосов [и др.]; под ред. А. В. Вениосова: учебник. — 2-е изд. — Минск: Тетра-Системс, 2012.
3. Goldsworthy. A. K., Caesar'scivilwar. 49—44 B.C.: Oxford: OspreyPublishingLtd.. 2002
4. Законы XII Таблиц. М.: Директ-Медиа, 2008. С. 16—21.; То же [Электронный ресурс]. — URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=41006
5. Зелинский, Ф.Ф. История античной культуры / Ред. и прим. С.П.Заикина. 2-е изд. СПб.: Марс, 1995.
6. Жуков, Е.М. Всемирная история в 10 томах: Т. 2. — М.: Госполитиздат, 1956.
7. История религии . В 2 т. Т. 1. Учебник / В. В. Винокуров, А. П. Забияко, 3. Г. Лапина и др.; Под общей ред. И. Н. Яблокова.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2004.
8. История римской литературы / Под ред. С.И. Соболевского, М.Е. Грабарь-Пассек, Ф.А, Петровского. — М.: Издательство АН СССР, 1959.
9. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. — М.: Высшая школа, 1990.
10. Кузищин, В.И. История Древнего Рима [Текст] / В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, И.А. Гвоздева и др.Под ред. В.И. Кузищина.: Учеб. для вузов по спец. «История». — 4-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк., 2000.
11. Ливий Тит. История Рима от основания города. Том 1. М.: Наука, 1989. — 576 с.
12. Лосев А. Ф., Сонкина Г. А., Тахо-Годи А. А., и др. Античная литература / под ред. А. А. Тахо-Годи. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1986.
13. Марк Туллий Цицерон. «Об обязанностях». Книга I. XLIII, 152. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423775001.
14. Марк Туллий Цицерон, Три трактата об ораторском искусстве. М.: Издательство «Наука», 1972. Пер. Ф. А. Петровского, И. П. Стрельниковой, М. Л. Гаспарова. Под ред. М. Л. Гаспарова.
15. Neville М. The Roman Empire: Roots of Imperialism London and New York: Pluto Press, 2010.
16. Полибий. «Всеобщая история». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1445001000
17. Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран[Текст]/ М. Н. Прудников: учебник для бакалавров. — 6-еизд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
18. Ривкин, Б.И. Малая история искусств. Античное искусство / Б.И. Ривкин — М.: Искусство, 1972.
19. Рожанский, И. Д. Античная наука. — М.: Наука, 1980.
20. Cruttwell С. Т. The History of Roman Literature. From the Earliest Period to the Death of Marcus Aurelius.
21. Chaplin J, Livy’s Exemplary History. Oxford: Oxford University Press, 2000.
22. Цезарь Г. Записки о Галльской войне. АСТ. Москва. 2022.
23. Утченко С. Л. Цицерон и его время. 2-е изд. — М., Мысль, 1986.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней