Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Предмет психологии как науки 5
1.1 Основные этапы развития психологии 5
1.2 Предмет психологии: концепция Л. С. Выготского 15
1.3 Предмет психологии: концепция В. П. Зинченко, Э. Г. Юдина, В. Д. Шадрикова и др. 18
ГЛАВА 2. Объект, задачи и методы психологии 23
2.1 Объект и задачи психологии как науки 23
2.2 Методы психологии как науки 28
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы.
Первые попытки осмысления и рационального объяснения природы человека, его души и поведения предпринимались еще в античный период . Апулей, древнеримский философ, ритор, писатель и поэт, основываясь на популярном сюжете греческой мифологии об Амуре и Психее, создал поэтическую притчу о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью. В его романе «Метаморфозы, или Золотой осел» Душа (от греч. ψυχη - psyche, псюхе) представляется мифологическим существом, которое принято изображать в образе порхающей бабочки или летящей птицы. История Психеи - это метафора психологического развития и личностного роста, а сама богиня считается покровительницей науки психологии . Учения античных философов, направленные на объяснения души и её функций, послужили основой психологических представлений западноевропейской мысли эпохи Возрождения и эпохи Просвещения. Слово «психология» первым применил немецкий философ Рудольф Гоклениус в 1590 году. В научный лексикон данный термин вошел благодаря трудам Христиана Вольфа - «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734). Психология как самостоятельная область научного знания, опирающаяся на эксперимент, добилась признания лишь в последней четверти XIX века и тогда же появились первые психологи-исследователи. Однако еще в 1825 году А. С. Пушкин в стихотворении «Сцена из Фауста» о Мефистофеле пишет, как о «психологе», т. е. о том, кто разбирается в человеческих характерах. В современном обществе психологическая наука уже достаточно глубоко проникла во все сферы человеческой деятельности. Данные психологии используются в решении многих проблем, в том числе при совершенствовании работы правоохранительных органов. Психология, также как и многие другие научные области, развивается несколькими путями. Прежде всего, за счет накопления теоретических знаний, которые составляют основу науки и позволяют, с одной стороны, говорить о закономерностях существования внутреннего мира личности, с другой - прогнозировать поведение и выстраивать логику эффективного развития человека. В то же время психология - это и специфическая практика, связанная с решением конкретных прикладных задач, возникающих в процессе взаимодействия человека с различными реалиями: обществом, социальными институтами, другими людьми, профессиональными требованиями и т. д. Эти два пути - теоретический и практический - определяют сущность психологии, её место среди других наук и роль в системе жизнедеятельности. Знания психологии необходимы всем, кому по роду деятельности приходится взаимодействовать с людьми, оказывать на них влияние и воспитательное воздействие, осуществлять управленческие функции. Овладение даже базовыми элементами научных знаний психологии не только количественно расширяет возможности человека, но и способствует качественным изменениям стратегии его поведения.
Цель исследования – рассмотрение психологии как науки: предмета, объекта, задач и методов.
Задачи:
- рассмотреть основные этапы развития психологии;
- изучить предмет психологии: концепцию Л. С. Выготского;
- проанализировать предмет психологии: концепции В. П. Зинченко, Э. Г. Юдина, В. Д. Шадрикова и др.;
- описать объект и задачи психологии как науки;
- рассмотреть методы психологии как науки.
Объект исследования – психология как наука.
Предмет исследования – задачи, методы, предмет и объект психологии. Структура курсовой. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
ГЛАВА 1. Предмет психологии как науки
1.1 Основные этапы развития психологии
Основные этапы развития психологии представлены на рис. 1.
Рисунок 1 - Этапы развития психологии как науки
Истоки современной психологической науки мы находим именно в античном периоде, когда начала зарождаться мысль о необходимости лечения душ говорением, то есть беседами .
Жизнь человека – это звено в бытии окружающего его природного мира. Как и все живое человек не является самодавлеющим, независимым от природной среды объектом. Само человеческое общество возникло в результате длительной эволюции природы. Общественная жизнь представляет собой высшую социальную форму движения материю.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аллахвердов, В. М. Сознание как парадокс. – СПб. : ДНК, 2000. – 528 с.
2) Бехтерев В. М., Психика и жизнь. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 142 с.
3) Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса / Л. С. Выготский // Собрание сочинений : В 6 т. – Т 1. Вопросы теории и истории психологии. – М. : Педагогика, 1982. – С. 291–436.
4) Гришанова Е.В. Становление эстетической мысли в культуре Античности//ВЕСТНИК ДОНЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ Б: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. 2020. № 1. С. 95-100
5) Гусельцева, М. С. Понятие прогресса и модели развития психологической науки // Методология и история психологии. – 2007. – Т. 2. – Вып. 3. – С. 107–119.
6) Душин А. В., Точка опоры для современной образовательной парадигмы. Научно-образовательные принципы философии Р. Декарта в контексте постмодерна // Профессиональное образование. Столица. — 2017. — № 2. — С. 30-35
7) Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2017. – 288 с.
8) Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней : учебник. - 8-е изд., испр. и доп. - М. : Академический Проект : Трикста, 2020.
9) Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983. 164 с
10) Знаков, В. В. Многомерный мир человека: три типа ситуаций человеческого бытия / В. В. Знаков // Ананьевские чтения – 2009: Современная психология: методология, парадигмы, теория : материалы науч. конф. 20–22 окт. 2009 г. – Выпуск 1. Методологические и теоретические проблемы психологии. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – С. 46–49.
11) Корж Е. М. К вопросу о психологической мысли в античный период// МИР ОБРАЗОВАНИЯ - ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ. 2021. № 2. С. 30-37
12) Мазилов В.А. Предмет психологии: принцип целостности и анализ «по единицам»//ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ. 2020. № 2. С. 48-56
13) Маслоу А.Г. Мотивация и личность/ – СПб: Питер, 2012
14) Пидлубный Р.А. Здоровье человека: эволюция философских взглядов Античности//ВЕСТНИК ДОНЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ Б: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. 2019. № 1. С. 105-110
15) Рашковский Е.Б. Зигмунд Фрейд и современные горизонты наук о человеке и обществе (к 160-летию классика психоанализа) / Е.Б. Рашковский // Пути к миру безопасности. – 2016. – №2 (51). – С. 184-186.
16) Симптом и контакт : клинические аспекты гештальт-терапии : [сборник статей. — Москва : МИГТиК : ИОИ, 2020.
17) Фрейджер Р., Аналитическая и индивидуальная психология : Карл Юнг и Альфред Адлер. — Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
18) Шадриков В.Д. О предмете психологии (Мир внутренней жизни человека) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1, No 1. С. 5–19.
19) Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 392 с.
20) Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. - М. : Академия, 1996.