Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В связи с текущей экономической и политической ситуацией в России, потребность в эффективной системе государственного управления как никогда высока. Именно от эффективной организации государственных органов напрямую зависит экономическое состояние государства, а значит и благосостояние населения РФ. А качественная организация государственных органов возможна только через качественный состав управленческого персонала, то есть чиновников, которые формируют эти органы. На современном этапе развития государства происходит реформирование системы государственных органов в РФ.
В ходе этой реформы в нашей стране была проведена переаттестация и сокращение штатов. Кроме того, были увеличены материальные льготы и социальные гарантии для сотрудников. Исходя из этих обстоятельств, можно сделать вывод, что Высшее руководство РФ стремится повысить ответственность за деятельность государственных органов. Это невозможно без качественного обновления кадров и повышения качества их работы. Однако для достижения качественных результатов поставленных задач в РФ, как и в правовом государстве, необходимо подготовить нормативную базу с четким распределением прав, обязанностей и функций государственных органов и входящих в них сотрудников, а также ответственности указанных субъектов. Наиболее острым вопросом по данной теме являются различные концепции должностных лиц. Общеправовое понятие должностных лиц в законодательстве не разработано.
Степень разработанности темы исследования. Этот вопрос неоднократно поднимался в теории права, так в 1995 году доктор юридических наук Ю.Н. Старилов, ставит вопрос о необходимости конкретного формулирования понятия должностных лиц и их строго определенных функций и полномочий, чтобы эти лица могли нести ответственность за правонарушения в служебном качестве поднимает вопрос о возможности привлечения таких лиц к ответственности за преступления, совершенные при исполнении служебных обязанностей. Однако такая концепция до сих пор не разработана ни в законодательстве, ни в судебной практике. Это связано с тем, что основное функциональное применение компетенции государственных служащих находит именно в административно-правовых отношениях. Следует отметить, что среди ученых и практиков в области юриспруденции нет единого понимания при определении объема предмета, относящегося к должностным лицам.
Понятие должностного лица исследовали такие российские правоведы и теоретики, как В.Н. Григорьев, А.Ф. Евтихеева, Ю.В. Золотухин, С.А. Солдатов, Г.А. Трофимова, Е.В. Семенова . Несмотря на то, что проведено множество научных исследований, которые сыграли активную роль в изучении статуса должностного лица, многие важные вопросы остаются нерешенными. Все вышеизложенное подчеркивает актуальность выбранной темы.
Целью исследования является комплексный и всесторонний анализ должностного лица как элемента механизма государства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1.рассмотреть правовые аспекты исследования понятия "должностного лица" в науке;
2.определить понятия «должностного лица» в законодательстве РФ;
3.исследовать процесс формирования института высшего должностного лица субъекта РФ;
4.проанализировать высшее должностное лицо субъекта РФ как органа публичной власти;
5.рассмотреть правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации правового статуса должностных лиц в механизме государства.
Предмет исследования составляют комплекс проблем научного и прикладного характера, связанных с реализацией должностным лицом своего правового положения в сфере механизме государства.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы исследования такие как: исторический, сравнительно - правовой, анализы и синтезы и т. д.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых такие как: Венгеров А.Б., Кожевников В.В., Марченко М.Н., Дерябина Е.М., Смоленский М.Б., Шагиева Р. В., Краснов Ю.К., Шкатулла В.И. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем правового статуса должностного лица как элемента механизма государства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании правового статуса должностного лица как элемента механизма государства.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка источников и литературы. Содержание работы изложено на 37 страницах машинописного текста. Библиографический список состоит из 7 источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ "ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО" КАК ЭЛЕМЕНТА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
1.1 Правовые аспекты исследования понятия "должностного лица" в науке
Вопрос определения термина «должностное лицо» в российской юридической практике остается дискуссионной темой как в настоящее время, так и в последние несколько десятилетий. К.П. Засов рассмотрел современный взгляд на это понятие и заметил, что, несмотря на значительное внимание, уделяемое ему в отечественной судебной практике, единого мнения относительно его определения нет.
В КоАП РФ впервые дается четкое определение термина «должностное лицо». Этот термин также использовался в предыдущем Кодексе об административных правонарушениях 1984 года; однако при этом законодатель не конкретизировал критерии отнесения работников к должностным лицам. Следовательно, правоохранительные органы долгое время опирались на определения, установленные в уголовном праве, для определения сферы деятельности своих сотрудников .
До введения в действие КоАП РФ единого определения понятия государственной службы в советском и российском административном праве не существовало. Уголовный кодекс Российской Федерации содержал определение государственного служащего на длительный срок. Однако Уголовный кодекс Российской Федерации служит иной цели, чем административное право. Это связано с тем, что Уголовный кодекс Российской Федерации направлен на возложение повышенной ответственности на лиц, выполняющих важнейшие для государства функции, а не на определение прав и обязанностей государственных служащих в целом. Для характеристики конкретных субъектов государственной службы в данном законодательном акте используется термин «государственные служащие».
Должностное лицо — это лицо, занимающее руководящую или ответственную должность в правительстве или организации. В контексте государства должностные лица играют важнейшую роль в функционировании правительства и являются важнейшим элементом государственного механизма.
Должностные лица несут ответственность за выполнение законов, политики и постановлений, принятых правительством. Они также несут ответственность за предоставление услуг гражданам и обеспечение эффективной и действенной работы правительства.
В большинстве стран чиновники наняты государством и подчиняются различным правилам и нормам, включая кодексы поведения, этические стандарты и показатели эффективности. Они также могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию или увольнению, если они не выполняют свои обязанности или нарушают закон.
В целом чиновники являются важным элементом государственного механизма, и их действия могут оказывать существенное влияние на жизнь граждан. Таким образом, важно, чтобы они действовали добросовестно, беспристрастно и профессионально при выполнении своих обязанностей .
Изучение понятия «должностное лицо» в науке может иметь юридические последствия, особенно в контексте государственного управления и управления. Понимание правовых аспектов этой концепции важно для исследователей, политиков и государственных чиновников.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ // http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
Специальная литература:
2. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебное пособие для колледжей. 4-е изд., стер. М: Дашков и К, 2020. 238 с.
3. Кожевников В. В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
4. Краснов Ю.К., Шкатулла В.И. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2022. - С.65.
5. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права России. Уч. пос. в 2 т. Т. 1. Государство. М: Проспект, 2021. 640 с.
6. Смоленский М. Б. Теория государства и права. М: Инфра-М, 2018. 272 с.
7. Шагиева Р. В. Теория государства и права. М: Проспект, 2021. 520 с.