Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В соответствии с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская Федерация является федеративным, демократическим, правовым государством, где установлена республиканская форма правления.
Правовое государство как некая философско-правовая теория и практика организация политической власти, в том числе обеспечение прав и свобод человека, является одним из самых значительных достижений человеческой цивилизации.
Глава 1.Общая характеристика правового государства
1.1. История возникновения, становления и развития концепции правового государства
В России исторически интерес к теме правового государства исторически не был так ярко выражен. Самодержавие и слабый уровень законодательных и представительных институтов сдерживали развитие правовых начал в обществе. И все же в работах С. А. Муромцева, Н. М. Коркунова, Е. Н. Трубецкого, Л. И. Петражицкого детально проработаны большинство правовых вопросов власти, а также иерархии юридических актов .
В условиях СССР создается понятие законности в качестве требования обязательного соблюдения юридических актов. Право признается орудием власти государства при решении ее задач, несмотря на то, что некоторые элементы права прорабатывались крайне активно (право подачи жалобы и т.п.). В системе юридического образования и научных трудах право и государство в качестве социальных явлений рассматривались в тесной связи между собой .
Термин «правовое государство» включает в себя два элемента:
- государство – исторически сложившаяся и определенная его экономическим строем политическая организация самостоятельной публичной власти, отражающая и охраняющая общие интересы собственников основных средств производства, обеспечивает выполнение общих дел, вытекающих из природы общества;
- право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от каких бы то ни было нарушений .
Эммануил Кант придерживался позиции, что «Для юриста предоставить ответ на вопрос, что же из себя представляет право, так же трудно, как логику ответить на вопрос, что же есть истина».
Любое государство обязательно связано с правом. Без издания законов и иных нормативно-правовых актов государство не сумело бы управлять поведением граждан, а также деятельностью юридических лиц. Воля государства находит свое отражение в праве. Государство контролирует законодательство, принимает все необходимые меры принуждения в отношении тех, кто нарушает закон. Право формирует государственное устройство, создает компетенцию его органов.
Идея о возникновении правового государства сформировалась в античный период.
Платон считал необходимым выделить два типа устройства государства – в первом типе у власти были правители, а во втором типе преимущество имел закон. Государство сможет «процветать» лишь в том случае, если «закон будет владыкой над правителями».
Античный философ Аристотель считал, что в правильно построенном государстве правят законы, а не люди, т.к. даже самые лучшие правители могут совершать ошибки, они могут подвергаться страстям, в то время как закон всегда обладает «уравновешенным разумом».
Данные идеи получили свое развитие в работах такого ученого, как Джон Локк. Он придерживался позиции, что до возникновения государства люди были в своем естественном состоянии, что вызывало у них неуверенность. При формировании правового государства люди стали отдавать ему часть собственных прав, для того, чтобы государство, создав законы, начало защищать их права. Следовательно, Джон Локк выдвинул концепцию разделения властей.
В основе концепции правового государства сегодня заложены принципы известного французского юриста Ш. Монтескье, а также немецкого философа И. Канта. И. Кант установил «категорический императив», в соответствии с которым любой человек имеет абсолютную ценность и не может выступать в качестве инструмента желаний кого бы то ни было. Государство тесно связано с правом. С точки зрения И. Канта право – это условия, при которых произвол одного лица вместе с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.
1.2.Понятие, предпосылки формирования и принципы правового государства
Правовым государством считается государство, которое в собственной деятельности основывается на праве, функционирует в обусловленных законом пределах, обеспечивая стабильную защиту своих граждан.
Предпосылками возникновения и практического функционирования правового государства являются:
- производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательской деятельности, экономическая самостоятельность индивида;
- демократический режим, конституционализм, парламентаризм, независимость народа, предотвращение любых возможностей по узурпации власти;
- высокий уровень политического сознания и правосознания людей, политической культуры личности и общества, понимание объективной потребности сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
- юридической предпосылкой является формирование внутренне непротиворечивой и единой системы законодательства, призванной обеспечить действительное уважение законов;
- важнейшей предпосылкой возникновения правового государства является развитое гражданское общество, т. е. система взаимоотношений между людьми, обеспечивающее удовлетворение их прав и интересов на основе самоуправления и свободы.
Правовое государство находится в тесной взаимосвязи с правом, основан на верховенстве закона и права, действует в строго регламентированных рамках, предусмотренных обществом, предназначено подчиняться ему, несет ответственность перед всеми гражданами, предназначено обеспечить правовую и социальную защиту граждан.
Идея правового государства сложилась для того, чтобы с теоретических позиций расставить границы самовластию абсолютистского государства.
Главным принципом функционирования правового государства является обеспечение прав граждан, прав участников правовых отношений. Именно в связи с этим социальное государство сегодня и называют правовым.
Государство признается правовым не по той причине, что в нем на первое место поставлены правопорядок и закон – в этом случае мы получаем законное государство. Следование во всем законодательным нормам еще не дает возможность поставить государство под контроль общества, т.к. законы исходят непосредственно от государства. Правовое государство существует для обеспечения прав субъектов.
Правовым считается государство, где право и закон находятся в приоритет во всех сферах общественной жизни. Идея состоит в том, что государство при установлении законов не вправе само их же нарушать.
Правовое государство основывается на принципе правового закона. Не каждый закон априори считается правовым. Закон – это официальный акт специально уполномоченных органов, изданный с соблюдением особой процедуры для установления определенных правил поведения.
Следовательно, для признания акта законом вполне достаточно наличие формальных факторов (установленная процедура, издание специально уполномоченным органом), содержание предписаний законодательства не является существенным признаком закона.
Для правового закона содержательные признаки имеют приоритетное значение. Правовым законом считается лишь тот, который напрямую соответствуют принципам права, действительно защищает и отражает права и свобод человека, выражает саму идею права. В государстве создаются особые институты, которые регулируют правовой характер нормативных предписаний, например, Конституционный Суд РФ следит и контролирует все решения государственных органов .
1.3.Права и свободы человека в правовом государстве
В международной практике примерно с 1975 года распространяется концепция «трех поколений» прав человека, разделяемая на три основные группы, по времени образования.
Первым поколением являются либеральные ценности, сложившиеся во время буржуазных революций XVIII века, в последующем конкретизированные в законе и практике демократических государств. Это по большей части политические и личные права граждан. Эти права считаются отрицательными, т.е. обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия для участия граждан в политической жизни.
Второе поколение прав человека выразилось во время борьбы с экономическим неравенством за материальное обеспечение, ростом культурного положения. Это уже были, главным образом, позитивные права, для реализации которых необходима была активная деятельность государства. Правами второго поколения являются социально-экономические права.
Первые принципы социального изменения общества, предназначенные сократить «расстояние» между богатыми и бедными, были выдвинуты в конце XIX – начале XX вв.
Третье поколение прав человека формируется после Второй мировой войны и в окончательном варианте складывается как отдельная подгруппа к 70-м годам XX века.
По своей системе это коллективные права, выступившие результатом борьбы за национальное самоопределение и независимость. Часто эту группу прав называют «правами солидарности»: это право на мир, на развитие, на здоровую окружающую среду, включая право на коммуникацию. «Коллективный» характер этих прав связан с тем, что они принадлежат и осуществляются уже не конкретным индивидом, а целыми народами и нациями.
Третье поколение прав человека не только было катализатором формирования новых групп коллективных прав, но и повлекло за собой принцип взаимозависимости индивидуальных и коллективных прав. Этот принцип нашел свое закрепление в разных международных документах. Позднее к третьему поколению начали относить права конкретных групп (детей, инвалидов, потребителей, безработных, сексуальных меньшинств и т.д.), а также «новые права», сформированные под влиянием изменяющихся общественных отношений.
К этим правам относятся, например, право на отказ от воинской службы, право на эвтаназию, право на индивидуальный образ жизни, право на сон и т.д. Большинство авторов, правда, отвергают данные понятия, признавая их просто разными проявлениями прав первого и второго поколений.
В конце XX в. в Российском государстве открыли четвертое поколение прав – это духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, провозглашающие соответствующие ценности личности.
К четвертому поколению прав относится право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет на использование пыток и бесчеловечное отношение, право выбора, свободы вероисповедания и совести, право на воспитание, творчество и духовное образование.
Глава 2.Особенности формирования правового государства в России
2.1.Актуальные вопросы взаимодействия правового государства и гражданского общества
Правовым государством признается форма организации государственной власти, когда государство и все социальные общности, конкретные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае признается способом взаимосвязи государства, включая связь индивида и общества.
Существуют критерии, которым обязано отвечать любое правовое государство:
- соответствие норм законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития, психологической и моральной обстановки в обществе;
- внедрение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;
- точное соответствие законов конституционному законодательству;
- обеспечение верховенства закона по отношению к нормативно-правовым актам подзаконного характера;
- стабильность законодательства;
- наличие проработанных демократических процессов при участии граждан в законотворческом процессе;
- учет общественного мнения;
- наличие совершенного механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях общественной и государственной структуры;
- высокий уровень правовых знаний, правовой культуры граждан.
Следовательно, правовое государство должно обеспечить:
- верховенство права и закона;
- гарантия прав и свобод граждан;
- равенство всех перед законом и судом.
Эффективное функционирование правового государства подразумевает наличие у него гражданского общества. Гражданское общество создает сферу абсолютной свободы частных лиц в отношении друг друга. Оно предстает как вид социального, экономического, культурного пространства, где взаимодействуют самостоятельные индивиды, реализующие частные интересы и занимающиеся индивидуальным выбором.
2.2.Практика становления правового государства в России
В ч. 1 ст. 1 Конституции РФ предусмотрено, что РФ признается правовым и демократическим государством, где установлена республиканская форма правления. Содержание правового государства установлено в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы считаются наивысшей ценностью. Защита, соблюдение и признание прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Основными проблемами, которые тормозят возникновение правового государства в РФ, являются:
- одна из основных сложностей – исторические традиции России, несовместимые с демократией и свободой. Крепостное право, сложившееся в России в XIX веке, а после и диктатура пролетариата отодвинули возможность провозглашения гражданских прав и свобод в стране далеко вперед.
Современная Россия оказалась на руинах тоталитарной системы, где сохранились традиции недооценки человека и его прав и свобод. Выдвижение идеи прав человека и основ правового государства было для власти неизбежным, объявившим о полном разрыве с тоталитаризмом. Между тем, ей не хватило последовательности, воистину ориентиров демократии и достоинства человека как одного из основных компонентов культуры.
Задача состоит в том, чтобы сделать Конституцию РФ с ее ориентиром на личность по-настоящему эффективно действующим актом, чтобы системой мер, организационных, нравственных, правовых – создать в обществе глубокое уважение к правам личности .
- низкий уровень юридической культуры должностных лиц, усугубляемый отсутствуем ответственности за отступление от правовых норм, более всего выражается в пренебрежении и неуважении к праву. Права человека – это категория, чуждая правовому сознанию большинства, кто согласно Конституции РФ обязан обеспечивать их незыблемость.
Наиболее наглядным доказательством этому является отношение к самой Конституции РФ в качестве некого декора, который требуется в обществе, провозгласившим себя демократическим и правовым. Низкий уровень правовой культуры и самих граждан, не привыкших отстаивать свои права, использовать правовые формы судебной защиты, обращаться в государственные органы с жалобами и петициями в рамках административного процесса. Видимо, это логичный результат отсутствия доверия в реальность любых попыток защитить себя от беззакония.
- успех создания правового государства напрямую зависит от признания особой роли Конституции РФ. Статья 15 Конституции РФ предусматривает высшую юридическую силу Конституции РФ и ее прямое действие, применение по всей территории РФ. Законы и иные юридические акты, применяемые в РФ, не могут противоречить нормам Конституции РФ.
Признание прав и свобод человека непосредственно действующими подразумевает, что человек и гражданин осуществляют свои права и свободы, а также защитить их в случае нарушения, руководствуясь положениями Конституции РФ, ссылаясь на нее. Прямое действие прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, тесно связано с принципом прямого действия и высшей юридической силы положений Конституции РФ. Это один из наиболее значительных признаков правового государства, который подчеркивает значение прав и свобод человека в качестве наивысшей ценности .
Заключение
Сложившийся опыт политической и правовой мысли свидетельствует о том, что для правового государства необходимо соблюдение и признание неотчуждаемых прав человека, верховенства права и правовых законов, обязательное нормативное регулирование системы государственной власти в соответствии с принципом разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная власть). Следует отметить, что все указанные элементы тесно связаны между собой.
Так, без надлежащим образом организованной власти государства, без разграничения задач, функций, полномочий различных органов государственной власти, регламентированного процесса их взаимоотношений, не может быть ни господства права, ни правовых законов, ни тем более верховенства права. Без строгого соответствия праву и соблюдения норм правового закона нельзя представить саму организацию системы власти правового государства. Без этого невозможно представить и реализацию на практике прав и свобод человека.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Научная и учебная литература:
1. Антонов К.А. Правовой статус личности // Журнал «Аллея науки». - 2018. - Т. 5. - № 6 (22). - С. 144-149.
2. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 497 с.
3. Асанов В.В. К вопросу о природе правового государства // Журнал «Юридическая наука». – 2019. – С. 3-5
4. Байтин М. И. Социалистическое государство. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. — М. : Юридическая литература, 1972. — 558 с.
5. Габиева С. М. Проблемы построения правового государства в РФ // Журнал «Закон и право». – 2019. – С. 51-53
6. Герасимова Н. П. Правовой закон – основа правовой законности // Журнал «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право». – 2018. – С. 77-79
7. Грудинин Н. С. Правовое государство сквозь призму времени: сущность и основные подходы к определению // Журнал «Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки». – 2018. – С. 58
8. Драганчук А.С., Бальтанова Г.Ж. Права человека // Научно-методический журнал Омского ГАУ.- 2018.- С.147-148
9. Еникеев Р. Н. От правовой организации общественной жизни - к правовому государству // Журнал «Правовое государство: теория и практика». – 2018. – 15-17
10. Зарецкий А.М. К современным вопросам развития идеи правового государства // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право». -2018. - № 8. - С. 112-116.
11. История русской правовой мысли / под. ред. С.А. Пяткиной. М.: Остожье, 1998. – С. 183
12. Конфоркина А.И. История развития идеи правового государства // Журнал «Альманах студенческих и аспирантских работ по социально-гуманитарным наукам». - 2018. - С. 233-241.
13. Кулешова Е.Д. Развитие идеи правового государства // Журнал «Научное обеспечение АПК». - 2018. С. 1109-1112.
14. Магомедова Р. М. Некоторые проблемы современного правового государства // Журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». – 2018. – С. 92-94
15. Матвиенко Е.А. Поколения прав человека: историко-правовой аспект // Журнал «Право». - 2020. - № 1 (17). - С. 117-127.
16. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. – С. 121
17. Новгородцев П.И. Идеал нового правового государства // Журнал «Вестник Университета имени О.Е. Кутафина». – 2018. – С. 225-228
18. Павлов А.Г., Нагорная М.С. Особенности реализации принципов правового государства // Журнал «Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области». – 2019. – С. 94-96
19. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 341 с.
20. Петухов А. В., Демьянов Е.А. Гражданское общество: российская модель взаимодействия государства и социума // Журнал «Регионология».-2018.- С.45
21. Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 516 с.
22. Пономарева Е.В., Чернова Г. Ш. К вопросу о «поколении» прав человека // Журнал «Символ науки».- 2017.- С.38-39
23. Попадейкин В. В. Системная модернизация России в аспекте развития правового государства // Журнал «Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество». – 2019. – С.116-118
24. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум / В. Н. Протасов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 495 с.
25. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров – М.: «Проспект». - 2016. – С.93-94
26. Ромашов, Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата / Р. А. Ромашов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 443 с.
27. Рубанцова Т. А., Фомина Н. А. Проблемы построения правового государства в России [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 23
28. Семерикова П.В. Быть ли четвертому поколению прав человека? // Журнал «Синергия Наук». - 2018. - 28. - С. 914-918.
29. Силинская Д.О. Проблема формирования правового государства в России и пути их решения // Журнал «Актуальные проблемы уголовно-исполнительной системы России в условиях реформирования». - 2018. С. 244-247.
30. Теория государства и права : учебник / А.И. Гомола. — Москва : Юстиция, 2017. — 205 с.
31. Толстенко И.Г., Працко Г.С. Становление и развитие идеи правового государства // Журнал «Научные исследования в эпоху информационных технологий» .- 2019.- С. 129-132
32. Ульянов Д.В., Коробова А.П. Проблемы формирования правового государства в Российской Федерации и пути их решения // Журнал «Инновационное развитие». -2018. -№ 2 (19). -С. 59.