Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное российское общество входит в период трансформации, которая будет протекать на фоне крупномасштабных кризисных явлений глобального характера. В этой ситуации научный интерес представляет пространственно-правовое устройство, как Российской Федерации, так и мира в целом. Он обусловлен тем, что именно проблематика действия права в пространстве представляет особую актуальность в контексте взаимодействия внутринациональных и внешних кризисных явлений [6;C.57].
Государственная территория - это пространство в пределах, определенных Государственной границей. Роль и основное назначение линии Государственной границы определяется тем, что она обозначает пространственные пределы государственной власти. Исходя из содержания юридического определения Государственной границы, под которой понимается линия на суше и воде, а также вертикальная плоскость, через которую она проходит, и которая определяет пределы государственного суверенитета над сушей и водой, воздушным пространством и землей.
Актуальность темы исследования. Учитывая проводимую реформу пограничных органов Российской Федерации и то, что они являются одним из ключевых правоохранительных органов в сфере обеспечения защиты национальных интересов от внешних угроз, возникающих в приграничных районах, представляется необходимым дальнейшее изучение и анализ содержания административно-правового регулирования в сфере обеспечения функционирования Государственной границы Российской Федерации.
Целью исследования является процедурно-правовые основы административного режима функционирования Государственной границы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.дать понятие Государственной границы РФ;
.рассмотреть содержание Государственной границы РФ;
3.исследовать процедурно-правовые проблемы обеспечения правового режима Государственной границы.
Объект исследования - совокупность правовых отношений, складывающихся в процессе обеспечения режима функционирования Государственной границы Российской Федерации в аспекте защиты национальных интересов государства в пограничной сфере.
Предметом исследования являются процедурно-правовые и административные аспекты охраны Государственной границы Российской Федерации посредством обеспечения режима ее функционирования.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Методологическую основу настоящей работы составляет комплекс научных методов познания: диалектического, сравнительно-исторического, сравнительно-правового и формально-догматического методов исследования. Использовался также метод системно-структурного анализа.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых, сделавших определенный вклад в науку административно-процессуального на том или ином этапе ее развития.
Структурно работа состоит из введения, двух разделов, каждый из которых включает в себя два подраздела, заключения, а также списка использованной литературы.
1.Административно-процессуальные основы правового регулирования Государственной граница РФ
1.1 Понятие Государственной границы РФ
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1[2] Государственная граница РФ - линия, определяющая пределы государственной территории РФ (суши, воды, наземного и воздушного пространства), т.е. пространственные пределы государственного суверенитета РФ, и проходящая по ней вертикальная плоскость.
Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.
Российская Федерация может устанавливать и изменять прохождение своих государственных границ, устанавливать и поддерживать отношения с иностранными государствами на государственных границах, а также регулировать правоотношения в пограничных районах (акваториях) РФ и каналах международного сообщения на территории России, руководствуется принципами:
-обеспечения безопасности РФ и международной безопасности;
-взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
-взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
-мирного разрешения пограничных вопросов (ст.2 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1).
В соответствии со ст.3 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 защита Государственной границы как часть системы безопасности РФ и реализация государственной пограничной политики РФ представляет собой согласованную деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах их компетенции посредством политической, организационной, правовой, дипломатической, экономической, оборонной, пограничной, разведывательной и контрразведывательной деятельности [10;C.110].
Меры по охране Государственной границы принимаются в соответствии с пограничными условиями, установленными международными договорами РФ и законодательством РФ.
Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в области защиты Государственной границы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Защита Государственной границы основывается на том, что важные интересы личности, общества и государства в пределах Государственной границы (пограничные зоны, российская часть пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренние и территориальные воды РФ, пункты пропуска через границу, административные и городские территории, зоны отдыха, особо охраняемые природные территории, объекты и иные прилегающие к границе территории).
Защита Государственной границы является составной частью охраны и осуществляется пограничными органами Федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) на приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушной и подводной среде, другими силами (органами), обеспечивающими безопасность РФ, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.
Охрана Государственной границы осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ. Охрана Государственной границы осуществляется в целях предотвращения незаконного изменения пограничного транзита и обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами пограничного режима, пограничных режимов и режимов в пунктах пропуска. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в Законе РФ от 01.04.1993 № 4730-1 как пограничные меры.
Пограничные меры являются частью системы мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики по обеспечению безопасности и реагированию на угрозы жизненно важн
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. - 2020. - № 144. - 04 июля.
2. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 04.11.2022) "О Государственной границе Российской Федерации" // Российская газета. - 1993. - № 84.
Научная и учебная литература
3. Безикова Е.В. Финансовое стимулирование деятельности резидентов территорий с особым режимом хозяйствования в новых экономических условиях: сравнительно-правовое исследование // Финансовое право. 2022. № 8. С. 17 - 21.
4. Гапон Ю.П., Гапон Р.А. Административная ответственность за подделку оттисков дата-штампов в документах на право пересечения Государственной границы Российской Федерации // Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу". 2019. № 5. С. 57 - 59.
5. Долгополов П.С. Пограничная служба ФСБ // СПС КонсультантПлюс. 2023.
6. Кичигин Н.В., Гузоватый И.И. К вопросу о роли пограничных органов Федеральной службы безопасности в борьбе с трансграничной преступностью, связанной с производством либо сбытом товаров и продукции, выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности // Право в Вооруженных Силах. 2018. № 7. С. 120 - 123.
7. Симаков А.А. Проблемные вопросы привлечения к административной ответственности за ведение хозяйственной деятельности на Государственной границе Российской Федерации // Административное право и процесс. 2017. № 10. С. 76 - 79.
8. Степанов А.В. Понятие, признаки, структура и виды административно-правовых режимов миграционной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2022. № 3. С. 48 - 54.
9. Туганов Ю.Н., Венчиков Д.А. Современное состояние и пути совершенствования правоохранительной деятельности пограничных органов в пунктах пропуска через границу // Право в Вооруженных Силах. 2018. № 8. С. 110 – 117.
10. Цинделиани И.А. Налоговые инструменты деофшоризации российской экономики на современном этапе / И.А. Цинделиани, Е.В. Безикова // Вестник Томского государственного университета. Право. 2021. № 40. С. 90 - 104.
11. Черногор Н.Н., Емельянов А.С. Пространственно-правовая матрица современной России // Журнал российского права. 2020. № 5. С. 5 - 22.