Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.1. Культура поведения: понятие, условия воспитания
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
1.3. Методы и приемы воспитания культуры поведения детей во внеурочной деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современное общество выдвигает новые требования к развитию личности. Сегодня востребованными являются люди с высоким творческим потенциалом, умеющие быстро находить нестандартные решения, активно реагировать на новые требования времени, грамотно выражать свои мысли. Время одиночек уходит в прошлое, однако любой вид коллективной деятельности напрямую связан с умением наладить контакт с другими членами коллектива, умением общаться, а, следовательно, умением вести себя в коллективе. Основу же любого общения составляет культура поведения. Безусловно, главным средством воспитания у детей моральных представлений и нравственных качеств является окружающая среда и, в первую очередь, семья. Однако и роль педагога в данном вопросе также велика. Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования ставит перед педагогами задачу формирования у обучающихся не просто общей культуры поведения, а требует проводить профилактику девиантных форм поведения агрессии, формировать психологические основы культуры поведения в информационной среде, формировать неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям . Первые годы пребывания ребенка в школе – важный и ответственный этап, ведь именно в этот период закладываются основы навыков и привычек культурного поведения – аккуратности, опрятности, вежливости, умения выстраивать общение со сверстниками и взрослыми людьми. Разъяснение правил культурного поведения должно основываться на нормах нравственности. Разработанный согласно требованиям ФГОС НОО «Портрет выпускника начальной школы» включает такие сформированные качества личности, как человек, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни, доброжелательный и т.п. Актуальность исследования также определяется тем, что воспитание у школьников культуры поведения, с одной стороны, востребовано, но с другой стороны – еще недостаточно разработаны комплексы мероприятий, направленные на данный процесс.
Вопросы воспитания культуры поведения у детей всегда находились под пристальным вниманием педагогов-практиков. Одним из первых в русской педагогике вопрос о необходимости нравственного воспитания детей поднял К.Д. Ушинский, который считал, что одним из самых действенных средств нравственного воспитания является убеждение, кроме того, по его мнению, нравственное воспитание должно быть тесно связано с умственным и трудовым воспитанием . Однако большого развития эти идеи в то время не получили. Вновь к вопросам воспитания обратились на заре советского периода. Тогда в работах А.С. Макаренко и Н.К. Крупской вновь зазвучали призывы к воспитанию культуры поведения у детей и подростков. Однако эти педагоги, выдвигая вполне обоснованный тезис о необходимости формирования культуры поведения у детей в процессе учебной и воспитательной деятельности, считали, что для этого необходимо выставлять перед учащимися определенные требования и жестко требовать их исполнения . В дальнейшем педагогика отошла от таких воззрений на методы воспитания детей. В работах советского и постсоветского времени воспитание культуры поведения рассматривается как неотъемлемая часть системы воспитания разносторонней личности. В частности, об этом говорили такие педагоги, как М.Д. Виноградова, И.Б. Первин и С.В. Петерина. Они считают, что воспитание культуры поведения детей должно проводиться системно, на основании убеждения и примера, а не приказа. В течение последних двух десятилетий количество научной и методической литературы по данному вопросу увеличилось, что свидетельствует о том, что проблема продолжает оставаться актуальной в современной школе.
Объект исследования – процесс формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – условия формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Проблема – при каких условиях формирование культуры поведения младших школьников будет эффективным?
Цель исследования – выявление и теоретическое обоснование специфики формирования культуры поведения младших школьников.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение следующих задач:
- проанализировать понятие культура поведения и условия, необходимые для формирования культуры поведения младшего школьника;
- охарактеризовать основные психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста;
- раскрыть методы и приемы воспитания культуры поведения у детей младшего школьного возраста.
1.1. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ
Под культурой поведения принято понимать сложившуюся в обществе совокупность духовных ценностей, правил, норм и ритуалов, которые помогают человеку установить и наладить взаимоотношения с другими людьми и обществом в целом, а также сделать это общение приятным и удобным. Така
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристотель. Никомахова этика. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.civisbook.ru/files/File/Aristotel.Nikomakhova.pdf
2. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 2017.
3. Болотина Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина - М.: Просвещение, 2012.
4. Быстрова А.Н. Мир культуры. Основы культурологии. Учебное пособие. – М.-Новосибирск, 2002.
5. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М: Просвещение, 1977.
6. Воспитание школьников во внеучебное время. Сборник методических материалов в помощь организатору внеклассной и внешкольной воспитатат. работы. Под ред. Л.К. Балясной. - М.: Просвещение, 2019.
7. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие /И.А.Колесникова, Н.Б. Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванов; Под общ. ред.В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2018.
8. Гуткина Н. И. Детский практический психолог в школе: метод. пособие. М: Академия, 2004.
9. Домострой / Изд. подгот. В. В. Колесов, В. В. Рождественская; Отв. ред. Л. А. Дмитриев. — СПб.: Наука, 1994.
10. Дурнева Т.В. Педагогические условия формирования культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 2. С. 44-48.
11. Зайцева К. П. Об актуальности формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников //Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2011. – №. 3. – С. 1552-1552
12. Каверина Л. Б. Организация работы классного руководителя // Классный руководитель, 2006. №7.
13. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: Академия,2003.
14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
15. Крупская Н.К. Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР https://litresp.ru/
16. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников / В. О. Кутьев - М.: Просвещение, 2013.
17. Макаренко А. С. О воспитании / А.С. Макаренко. – М.: Политиздат, 1988.
18. Мудрик А. В. Характеристика общения у младших школьников / А. В. Мудрик. Краснодар, 2014.
19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М.: Высшее образование; МГППУ, 2006
20. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов, Под общ. ред. Л.И, Скворцова. М.: Изд-во Оникс; Изд-во Мир и образование, 2014.
21. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2012.
22. Персидская И. В. Классные часы в 1-4 классах / И.В. Персидская и др. Волгоград: Учитель, 2017.
23. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей. М.: Просвещение, 1986.
24. Платон. Полное собрание творений Платона в 15 томах. – Т. XIII. Законы. – Пг., 1923.
25. Прохоров А. О., Генинг Г. Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности //Вопросы психологии. – 1998. – Т. 4. – С. 40-52.
26. Психология человека от рождения до смерти / Под редакцией А. А. Реана. М: АСТ, 2010.
27. Рачева В.С. Развитие творческого мышления младших школьников // Концепт. 2013. №1.
28. Сластенин В. А. Педагогика. М: Издательский центр «Академия», 2002.
29. Снегирева Т. В. Развитие коммуникативных навыков младших школьников посредством театрализованной деятельности: дис. – 2017.
30. Ушинский К.Д. О воспитании детей и юношества. – М.: Амрита, 2018.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31.05.2021 (с измен. и доп. от 18.07.2022) // Система ГАРАНТ. – Режим доступа: www.garant.ru
32. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. - Ярославль, 1979.
33. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. — М: Гардарики, 2005.
34. Шаршов И. А., Субботкина М. И. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий // Вестник ТГУ. 2012. №12 (116).
35. Шилова М.И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности//Завуч начальной школы / М.И. Шилова, Н.И. Малиновская, 2013
36. Щуркова Н. Е. Этика школьной жизни. М.: Педагогическое общество России, 2000; Шилова М.И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности//Завуч начальной школы / М.И. Шилова, Н.И. Малиновская, 2013.
37. Щуркова Н.Е. Педагогика: игровые методики в классном руководстве: уч. пособие для СПО/Н.Е. Щуркова. М.:Издательство Юрайт, 2020.
38. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Казань: Феникс, 2014.
39. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
40. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.,1996.
41. Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению // Элоквенция — Яя. — М. : Советская энциклопедия, 1957.
42. Яковлева Е. В. Особенности организации внеурочной деятельности по формированию культуры безопасного социального поведения у младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2018. №2. С. 165-173.
43. Яновская М. Г. Этические игры // Классный руководитель. 2014. N 6. С. 73-85; Щуркова Н. Е. Этика школьной жизни. М.: Педагогическое общество России, 2000
44. Ярикова С. Г. Формирование ответственности у младших школьников. Метод. рекомендации для студентов и учителей нач. классов. Волгоград. 2018.