Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Музыкальное оформление, как известно, является неотъемлемой частью технологического процесса создания культурно-досуговых программ.
Режиссер должен в совершенстве владеть основами музыкальных знаний, общими положениями и принципами музыкального оформления культурно-досуговых программ, знать теорию, историю, практику и методологию процесса их создания.
В сложном процессе подготовки и реализации культурно-досуговых программ специалисты учреждений культуры имеют дело со многими компонентами, используют множество выразительных средств, приводя их к взаимодействию.
Одним из важных элементов культурно-развлекательной программы является музыка. Его роль в художественном и образном решении события действительно велика. Музыка как никакой другой вид искусства способна с большой силой и полной полнотой передавать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека.
Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен. Вот почему знание особенностей музыки как выразительного средства, ее функций в культурно-развлекательной программе, органического сочетания фонограмм и живого звука необходимо руководителям культурно-развлекательных программ для организации более эффективного художественного и эмоционального воздействия на зрителей посредством средства музыкального искусства.
Объект исследования - культурно-досуговые программы
Предмет исследования – музыкальное сопровождение культурно-досуговых программ
Цель исследования – изучить особенности музыкального сопровождения культурно-досуговых программ
Задачи исследования:
-раскрыть сущность культурно-досуговых программ
- изучить особенности музыкального сопровождения культурного -досуговых программ
- рассмотреть функции музыки в структуре культурно-досуговых программ
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММЫ
1.1.Понятие и сущность культурно-досуговых программ
Культурно-развлекательная программа-это универсальная, синтетическая и всеобъемлющая форма художественного моделирования, разыгрываемая перед публикой.
В рамках изучения досуговых программ под инновацией понимаются такие изменения в современном пространстве досуга людей, которые характеризуются как его новыми нетрадиционными практиками, так и изменениями содержательного и смыслового характера, которые наполняют новым содержанием существующие формы досуга.
У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и досуга, привязанность к определенным видам деятельности, у каждого свой принцип организации свободного времени – творческий или нет. Конечно, каждый отдыхает по-своему, в соответствии со своими возможностями и условиями. Однако существует ряд общих требований, которым должен соответствовать досуг, чтобы он был полноценным. Эти требования проистекают из социальной роли, которую призван играть досуг.[1]
В сегодняшней социокультурной ситуации досуг молодежи предстает как социально осознанная необходимость. Общество глубоко заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в общем, в социальном и экологическом развитии и духовном обновлении всей нашей жизни. Сегодня досуг все чаще становится сферой культурного досуга, где процветает творческий и духовный потенциал молодежи и общества в целом.
Культурно-досуговая программа направлена на коллективный отдых населения, в ее названии часто присутствует указание на возраст аудитории. Эта форма мероприятия отличается разнообразием и простотой форм общения – познавательных, развлекательных, любительских, дающих участникам возможность переходить от одного вида деятельности к другому. Такие программы требуют от организаторов творчества, воображения и изобретательности, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.
Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональным весом, степенью духовной активности.
Самый простой вид досуга - это отдых. Он предназначен для восстановления сил, затраченных во время работы, и делится на активный и пассивный.
Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает усталость и восстанавливает силы. То, чем вы заняты, не имеет значения, если только вы можете отвлечься, снять напряжение, получить эмоциональную разрядку. Обычное простое занятие дома вызывает настроение покоя.
Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха:
восстановительный;
развития;
гармонизации.
Первый обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, второй – развитие его духовных и физических сил, третий – гармонию души и тела.
В целом, многие аспекты личности можно развить и улучшить с помощью активного отдыха. Это своего рода искусство, которое заключается в умении познавать возможности своего организма и выбирать наиболее подходящие на данный момент занятия.[2]
Традиционно "развлечениями" называются такие занятия в свободное время, которые позволяют развлечься, отвлечься от забот, доставить удовольствие, то есть развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, как отмечалось выше, который может быть пассивным или полупассивный. В процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологического напряжения, перегрузок, переутомления. Поэтому развлечение требует особой эмоциональной нагрузки.
Культурно-досуговые программы - это всегда инновации, потому что в сфере досуга программа не может долго оставаться эксклюзивной из-за развития этой сферы и немедленных действий конкурентов.
Система досуга определяется интересами и потребностями молодежи в свободное время. Потребности в досуге обладают определенной последовательностью проявления. Удовлетворение одной потребности порождает новую потребность. Это позволяет изменить вид деятельности и обогатить досуг.
1.2.Особенности музыкального оформления культурно-досуговых программ
Музыка - это включение в программу досуга музыки всех жанров и форм: вокальной, инструментальной, хоровой, фрагментов симфонических, народных, духовых, эстрадных произведений - в живом звучании и в виде музыкальных фонограмм.
Каждая культурно-развлекательная программа имеет свои специфические особенности, требующие определенного музыкального решения в зависимости от места, где она проходит: во Дворце культуры, на улице, на стадионе, в парке и т. д.
Однако, несмотря на их жанровое разнообразие и условия проведения, музыку в культурно-развлекательной программе можно разделить на следующие категории: музыкальный пролог, музыкальный эпизод, музыкальный номер, музыкальный антракт, музыкальный финал, музыка по ходу действия.
Музыкальный пролог - это начальный музыкальный раздел, фрагмент песни или пьесы, произведение, музыкальная фантазия, имеющая целью подготовить развитие основных эпизодов развлекательного мероприятия, написанная в соответствии с характером всего представления или контрастирующая с ним.
По своему функциональному значению музыкальный пролог может играть роль вступления или пояснения. Основная задача пролога-вступления-привлечь внимание зрителей и ввести в общую атмосферу события, в определенную эпоху, обстановку, подготовить к эмоциональному восприятию содержания основного раздела.
Особенность музыкального пролога выставки в том, что он представляет собой сжатый и сжатый рассказ о событиях, которые будут раскрыты в основной части мероприятия с помощью произведения музыкального искусства или сочетания музыки с другими средствами художественного выразительного воздействия (речь, хореография, кинематограф, пантомима и т. д.).
Музыкальный пролог может быть представлен: увертюрой, музыкально-пластическим плакатом, музыкально-сценической композицией, музыкальным видео, фильмом.
Наиболее распространенная форма музыкального пролога-это увертюра. В нем используются музыкальные произведения, песни, танцевальные и эстрадные мелодии, а также отдельные музыкальные фразы, аккорды, позывные.
Интересным и выразительным музыкальным прологом может стать музыкально-пластический плакат, представляющий собой синтез музыки, пантомимы и хореографии. Особенность такого пролога заключается в том, что его содержание воплощено в танце и пластических движениях, сопровождаемых музыкой, и имеет четкую тематическую направленность и построение сюжета.
Его идея обычно выражается в названии. Например, основной идеей музыкально-пластической афиши "руки трудящихся" в любительской концертной программе, поставленной режиссером М. Злотниковым и балетмейстером П. Городницким для выступления на фестивале труда в Германии, было представление о трудовом подвиге народа из России.
Своеобразным музыкальным прологом является музыкально-поэтическая композиция, представляющая собой органическое единство слова и музыки, обладающая лаконичностью, емкостью содержания, драматургической завершенностью. Так, на фестивале" Рок во имя мира" в качестве музыкального пролога были использованы поэтические произведения Б. Брехта, Г. Лорки, П. Неруды и отрывки из песен г. Эйслера и С. Ортеги.