Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обосновывая актуальность данного исследования, следует начать с того, что в отечественной журналистике отмечается некоторая неравномерность в исследовательской деятельности. Так, ряд аспектов изучены достаточно глубоко и разносторонне, другие же, в частности, так называемые «глянцевые журналы» особенно, издания для мужчин, не достаточно. Лишь в последние годы вышло несколько диссертационных исследований, которые касаются вопросов именно исследования мужского «глянцевого» журнала.
Можно относиться к такому явлению в науке, как «глянец» по-разному, но, фактом является то, что на современном информационном рынке – это один из наиболее широко представленных и активно развивающихся перспективных сегментов, который имеет давнюю историю и особые традиции.
Практически каждый год выходят всё новые и новые «глянцевые» журналы, и специалисты предрекают и в дальнейшем их развитие. Особую нишу здесь занимают «журналы для мужчин». В связи с этим, в условиях меняющейся экономики и развития системы прессы и мировой и отечественной журналистики, представляется важным осмысление типологических характеристик этого явления, обобщение выводов исследований в этой области. Подобное осмысление, кроме научной ценности, будет иметь и непосредственно прикладное значение, оно способно помочь обеспечить конкурентоспособность описываемых изданий на рынке, найти каждому свою читательскую аудиторию, смоделировать назначение содержания и внутренних форм оформления и др., что весьма актуально при современном разнообразии периодики.
В связи с этим, актуальной является необходимость, как можно более полного стилистического анализа процессов становления данного вида прессы и ее концептуальной наполненности.
За время развития и становления «журналов для мужчин», многое было найдено, опробовано издателями, и сформирован круг тем и проблем, которые интересуют мужскую целевую аудиторию, появились традиционные для данной категории изданий системы рубрик, манера подачи информации, способы позиционирования изданий, особенности оформления и др.
Вышесказанное обосновывает актуальность и выбор темы данного исследования: Анализ концепции журнала «Эсквай».
Объект исследования: мужской журнал «Эсквай».
Предмет исследования: концептуальные особенности журнала «Эсквай».
Цель исследования: изучение концепции журнала «Эсквай».
Цель исследования определяет соответствующие задачи:
- представление общей характеристики «глянцевого» журнала;
- анализ функциональных особенностей модных журналов;
- анализ концептуальной наполненности журнала «Эсквай».
Степень разработанности проблемы.
Нужно сказать, что интерес к созданию специальной прессы для мужчин появляется уже в XVIII веке. В XX веке журналы, особенно, зарубежные издания, переживают время расцвета, который длится около нескольких десятилетий, но предметом специального, глубокого и всестороннего изучения ещё долгое время не являются. Эта тема в истории журналистики представлена достаточно невыразительно. Впервые, к проблемам функционирования зарубежной и отечественной прессы, научные авторы обратились в девяностые годы. В обозначенный период, появляются первые статьи, посвященные отечественным глянцевым мужским и женским журналам и некоторым особенностям их изучения в деятельности издательских корпораций в России, выпускающим адаптированные западные журналы типа «Men`s Health», «Cosmopolitan» и др. Также можно вспомнить работы Каюмовой Э.Р., в которых анализируются гендерные особенности глянцевых журналов, исследования по языку СМИ и стилистике С.И.Бернштейна, А. Н. Васильевой, Т. Г. Добросклонской, Б.А.Зильберта, М.И.Шостак, Р.М. Ямпольской и др. Появляются исследования о зарубежной прессе: французских, английских, американских женских журналах. Публикуются редкие статьи о мужских изданиях в Интернете.
В рамках данного исследования, можно отметить несколько статей, а также диссертационных иследований, которые посвящены непосредственно функционированию мужской прессы, особенностям ее оформления, действию, созданию и др. Здесь рассматриваются преимущественно отдельные проблемы или этапы функционирования мужской прессы. Это кандидатское исследование Каюмовой Э.Р., статьи Бельского Д.О., Добросклонской Т.Г. и др.
Таким образом, предметом серьезного анализа и интереса, мужская пресса стала лишь последние десятилетия, и многие авторы, которые так или иначе коснулись этого вопроса, обозначают важность и актуальность его глубокого и всестороннего анализа. Особенно с учетом современного «наплыва» глянцевых изданий, которые составляют один из самых мощных популярных секторов отечественного и зарубежного информационного рынка.
Методы исследования определены предметом и целью исследования и делятся на культурно-исторический, компаративистский метод, метод историко-типологического анализа.
В работе использовалась такая конкретно социологическая процедура, как вторичный анализ данных, полученных в результате исследований других авторов.
Работа опирается на фундаментальные отечественные и зарубежные исследования в области теории и истории журналистики.
Эмпирическую базу исследования составляет издание «Эсквай».
Структура исследования предполагает введение, две главы, заключение список использованных источников.
Глава 1 Развитие глянцевых журналов в России и за рубежом
1.1.Общая характеристика глянцевого журнала
Для того чтобы в целом охарактеризовать понятие «модного журнала», начнем с общей характеристики понятия «журнал» в целом.
В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона, изданном в Российской империи в 1890–1907 гг., журнал, как тип издания рассматривается в рамках отдельной статьи .
Авторы указывают, что в нашем «русском» понимании, соответствующее ограниченное издание представляются в 3 типах, это:
- в первую очередь, ежемесячные издания смешанного содержания, в которые входит беллетристика, популярно-научные критические статьи и обозрения текущих явлений, политических и социальных и т.д.;
- второй вариант – это еженедельные журналы для семейного чтения, которые издаются, преимущественно, в Германии - Англии, чаще всего иллюстрированные и с массой материалов для легкого чтения;
- в-третьих, это специальные издания, посвященные какой-либо сфере науки, выходящие, обыкновенно, несколько раз в год, реже ежемесячно или еженедельно.
Кроме того, зарубежная журналистика представляет много аспектов, которые отличают ее от русской. Так, объём заграничных журналов, чаще всего – меньше, их название и назначение исходит из потребности не заменять книги, но давать возможность следить за текущей жизнью или доставлять материал для легкого чтения. Здесь заметно, что авторами словаря, значение европейских журналов несколько недооценено, возможно, в силу отсутствия разностороннего анализа данного явления в период подготовки словаря авторами. Смысловая наполненность слова «journal», вероятно, восходит к латинскому «diurnus» (ежедневный), что напоминает «acta diurna» Юлия Цезаря. Можно предположить, что данное обозначение, появляющиеся издания, получили из-за увлечения европейского общества в XVII в., античной системой ценностей – научных, моральных, эстетических .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абовян А.В. Рекламные издания: исторический и типологический аспекты. – Дисс… канд. филол. наук. – Ростов-н/Д., 2004.
2. Антонова Л.Г. Медиатексты в современной массовой коммуникации // Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей / отв. Ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. СПб., С.-Петерб. гос. Ун-т. 2012. С. 75.
3. Бочаров Ю., Ипполит И. Журналы русские // Литературная энциклопедия: В 11 тт. Т. 4. М.: Изд-во Ком. Акад.,1940. СПб. С. 217 – 260.
4. Бельский Д.О. Типологическая специфика мужского журнала / Д.О.Бельский. – Вестник ВГУ. – 2014, №3. – С.99-103
5. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Журнал // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон (1890–1907). Т.23.
6. Боннер-Смеюха В. В. Отечественные женские журналы. Историко-типологическое исследование: автореф. дисс. ... к. филол. н. Ростов н/Д, 2001. – 27 с
7. Голынко-Вольфсон Д. Агрессивно-пассивный гламур / Д.Голынко-Вольфсон // Художественный журнал. – 2005. – № 60. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – (http:// www.xz.gif.ru/numbers/60/glamur)
8. Глянец. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: womanwiki.ru/w/Глянец. [дата обращения – 16.12.2017].
9. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов: опыт исследования современной английской медиа речи. М.: МАКС Пресс, 2000.
10. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных жанров. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 2012.
11. Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. – М., 1989. – С. 76.
12. Егорова К. С. Античное наследие и европейская художественная культура XVII столетия // Античность в европейской живописи XV-начала ХХ веков. М., 1984.
13. Капкова Ю.В. Журналы о здоровом образе жизни: функциональные, тематические и жанровые особенности. – Дисс… канд. филол. наук. – М., 2005.
14. Каюмова Э. Р. Сопоставительный анализ языковых особенностей женских и мужских глянцевых журналов. Автореф. … дис. канд. филол. н. Уфа, 2012.
15. Кемова К. В. Медиадискурс как объект междисциплинарного исследования // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2012. № 18. С. 35.
16. Лукина М.М. СМИ в домене Ру: хроника, цифры и типы // Вестник Московского университета. – Сер. 10. Журналистика. – 2001. – № 6. – С. 38–45 и другие.
17. Лисовский Н. М. Библиография русской периодической печати 1703-1900 гг. Петроград: Типография акц. общ. тип. дела, 1915. - 1067 с.
18. Махонина С.Я. История русской журналистики начала ХХ века. – М., 2004. – С. 175.
19. Маевская А.Ю. Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)/ дисс.. кандидата филол.наук, Санкт-Петербург, 2015
20. Менегетти А. Образ и бессознательное: учеб. пос. по интерпретации образов и сновидений. М., 2000.
21. Мельник Г. С. Медиатекст как объект лингвистических исследований // Журналистский ежегодник. 2012. №1. – С. 27 – 29.
22. Митрохина К. Л. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779–1861 гг.: дис. …канд. филол. наук. М., 2007.
23. Мисонжников Б. Я. Отражение действительности в тексте / Б. Я. Мисонжников // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.
24. Мокшанцев Р. И. Психология рекламы. – М., Новосибирск: Инфра-М, Сибирское соглашение, 2009. — 230 с.
25. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. Февраль 1917 – начало XXI века. – М., 2005. – С. 257.
26. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов. – М., 1987
27. Прозоров В. В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву / В.В. Прозоров. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - 240 с.
28. Реснянская Л.Л. Профилирование областных газет (вопросы теории и методики). – Дисс. … канд. филолог. наук. – М., 1983. – С. 86.
29. Рогинская О. Глянцевое «Я»: женские журналы и кризис автобиографизма / О. Рогинская // Критическая масса. – 2004. – № 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – (http://www.magazines.russ.ru/km/2004/1/rog14.html)
30. Сепир Э. Культура, подлинная и мнимая//Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
31. Соколов В. С. Периодическая печать Франции. С.-Пб., 1996. С. 19.
32. Черкаева Н. И. О некоторых аспектах массовой коммуникации в постмодернистском теоретизировании / Сб. ст./ Горно-Алтайский гос. Ун-т., 2002. - С. 67.
33. Щербакова Г.И. Журнал О.И.Сенковского «Библиотека для чтения» 1834–1856 гг. и формирование массовой журналистики в России. – Дисс… д-ра филол. наук. – СПб., 2005. – С. 186–188.
34. Crewe B. Cultural Production and Producers in the Men's Magazines Market. Oxford - N. Y.: Berg, 2003. – 230 p.