Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы, выбор правильной стратегии для предприятия заключается в том, что только выбрав разумную стратегию развития любой компании, она может четко функционировать в текущем и долгосрочном периоде и приносить ожидаемые результаты и прибыль. Актуальность выбранных нами тем исследования определяется недостаточным пониманием стратегического управления развитием малых предприятий в индустрии туризма в условиях рынка туристических услуг в развивающемся мире. Многие российские компании еще не осознали возможности, открывшиеся перед ними благодаря внедрению стратегического управления в условиях неопределенности внешней среды и состояния корпоративного кризиса. Отчасти это связано с недостаточной формализацией самого процесса стратегического управления и отсутствием стратегического анализа и методов управления, позволяющих детально проработать высокую сложность этого вопроса. Отсутствие приемлемых инструментов для решения большинства задач, решаемых при формулировании и реализации стратегий развития, также препятствует внедрению и снижает привлекательность стратегического менеджмента в условиях организационного управления. Деятельность российских компаний показывает, что они, как правило, сосредоточены на реализации краткосрочных целей и задач. Механизмы стратегического управления используются ими редко или вообще не используются.
Стратегия управления - это гарантия стабильного развития организации. Конечно, мы не можем сказать, что стратегия позволяет нам полностью избегать кризисных ситуаций. Это позволяет лишь снизить процент их возникновения, а в кризисных ситуациях - добиться того, чтобы они были преодолены максимально быстро и безболезненно. Кроме того, стратегия также может сократить период принятия решений в области управления, что является важным фактором в условиях восстановления экономики в условиях кризиса.
Эффективность управления предприятием в целом в значительной степени зависит от способности руководства сформулировать стратегию развития бизнеса, которая позволит достичь ожидаемых результатов, не подвергая свой бизнес ненужным рискам, включая риск банкротства.
Стратегический анализ занимает ключевое место в процессе развития компании. Хороший стратегический анализ стал важным конкурентным преимуществом для компании, поскольку он предоставляет компании очень актуальную и полезную информацию, такую как информация о ситуации в отрасли.
Объект исследования – ОАО «Мелькомбинат».
Предмет исследования – стратегия развития ОАО «Мелькомбинат».
Цель работы – рассмотреть стратегический анализ уровня развития предприятия.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и сущность стратегического планирования;
изучить процесс предприятия стратегического планирования на предприятиях;
определить особенности организации стратегического планирования на предприятиях;
рассмотреть стратегическую характеристику деятельности предприятия;
изучить стратегические цели предприятия;
охарактеризовать стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия;
изучить формирование стратегических альтернатив предприятия;
выявить разработку мероприятий по реализации стратегии предприятия;
дать оценку эффективности и контроля за реализацией стратегии предприятия.
Теоретическим и методологическим аспектам стратегического управления посвящено немало исследований. Огромный вклад в становление и развитие стратегического менеджмента внесли И. Ансофф, М. Портер, А. Томпсон, О. Виханский, Р. Фатхутдинов и другие. Вместе с тем теория и методология стратегического управления изучается все больше и больше в силу своей актуальности на современном этапе.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИРМЫ
1.1. Понятие и сущность экономической категории «управление развитием фирмы»
Современная экономическая и политическая ситуация в мире и в нашей стране в частности не характеризуется высокой степенью стабильности и точным осознанием, чего следует ожидать от будущего года. Как для отдельного человека, так и для любого рода организации стоит вопрос – как оставаться на вершине в моменты возникновения непредвиденных событий и непредсказуемых ситуаций? Если человек, обладающий высоким уровнем самоорганизации способен в максимально быстрые сроки решить, как двигаться дальше, то не каждая компания может этим похвастаться. Любой фирме, будь это частная или государственная компания, крупный холдинг или дело индивидуального предпринимателя необходимо постоянно решать вопрос – куда и как двигаться дальше и использовать наиболее подходящие для этого решения методы и инструменты. Таким образом, руководитель или команда руководителей должна иметь четкое представление о том, какие изменения во внешней среде могут происходить в перспективе и знать, как этими изменениями управлять. Следовательно, одной из задач менеджера является определение стратегии фирмы в области управления ее развитием. Прежде всего, определимся с понятиями «развитие» и «управление развитием». «Развитие – необратимое направленное закономерное изменение материальных и идеальных объектов, в процессе которого происходят количественные и качественные изменения объекта; системное качество объектов при изменениях сохраняется». Необходимо отметить, что организация способна к научению, то есть, имея и накапливая опыт, она повторяет успешные изменения. «Управление развитием организации – это часть осуществляемой в ней управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности персонала организации по наращиванию ее производственного потенциала, повышению уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов деятельности».
Такие современные авторы как Фунтов В.Н., Мишин С. А., Богданов В.В. считают проектное управление одним из лучших способов формализовать деятельность по развитию компании . Создание единой системы по управлению проектами в компании, применение этой методологии как инновации, конкурентного преимущества может стать серьезным толчком к развитию. Необходимо помнить, что любая компания не ограничена одной лишь внутренней средой – коллективом, технологией, применяемыми методами управления. Сильное воздействие оказывают на деятельность компании и внешние факторы. В современной экономике они могут оказать основополагающее воздействие на изменения фирмы – как в позитивную, так и негативную стороны. Те изменения, которые привносит внешняя среда в деятельность компании показывает необходимость становиться более адаптивной компанией и иметь возможность быстро реагировать на эти изменения. Внешняя среда организаций достаточно динамична, она оказывает сильнейшее воздействие на деятельность каждой из них.
Постараемся определить основные тенденции – причины современных изменений, которыми необходимо грамотно управлять: возрастание роли инноваций и предпринимательства; глобализация мировой экономики; интеграционные процессы в организациях; повышение качества (ведущая роль клиента); отсутствие жестких связей внутри системы; широкое использование информационных технологий.
Возрастание роли инноваций. Годами использующиеся технологии производства и управления уже не способны эффективно работать в сегодняшней экономике. Инновационные методы управления позволяют получить максимальную отдачу от вложенных в проект материальных и нематериальных активов. Нельзя не отметить, что государственная поддержка инновационных проектов, создание бизнес-инкубаторов позволяет не упустить шанса внедрить чью-то идею в практику и дать ей возможность развиваться на территории нашей страны. Барыкин А. Н. в отмечает, что Россия сильно отстает от развитых стран по количеству инновационно активных предприятий – это говорит о необходимости развития инноваций как в управленческом, так и технологическом аспектах.
В меняющихся условиях современного мира организации вынуждены развиваться. Это развитие является не только результатом естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий их лидеров. В соотношении "функциональное управление–управление развитием" управление развитием становится все более важным. В связи с этим меняется и содержание управленческой деятельности: в ней меньше внимания уделяется администрированию и больше - трансформации. Рождается новый тип лидеров. Они не только управляют объектами, которые наследуют, но и изменяют объекты, которыми управляют сами. В то же время они меняются и учатся, стимулируют непрерывное обучение и повышают творческую активность сотрудников. Управление развитием проявляется в различных формах, особенно в стратегическом планировании, развитии организационной культуры, организационном развитии, мониторинге, а также в конкретных методах управления, таких как бизнес-планирование, группы качества и т.д. Основной формой реализации управления развитием является стратегическое планирование. В настоящее время существует множество объяснений понятия "стратегия". Эта концепция используется в различных областях, включая экономику, маркетинг, финансы, инновации и т.д. В таблице 1 представлены подходы к трактовке «стратегия».
Таблица 1
Подходы к понятию «стратегия»
Автор Определение
А. Чандлер Стратегия заключается в постановке ключевых и долгосрочных целей и компаний, а тактические действия и распределение ресурсов важны для достижения целей.
Г. Минцберг Стратегия - это комбинация 5P, включающая план, тактику как тактический ход, модель поведения, позицию по отношению к другим и перспективу.
Л.Е. Басовский Стратегия - это главный руководящий принцип действий и операционной деятельности компании.
А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд Стратегия определяет путь развития, рынок, конкуренцию и способ ведения бизнеса.
М.Х. Мескон, М.Альберт и Ф.Хедоури Стратегия - это подробный и всеобъемлющий план, разработанный для обеспечения реализации миссии компании и достижения ее целей.
И. Н. Герчикова Стратегия - это рассчитанная система мер для обеспечения достижения определенных целей.
О.С. Виханский, А.И.Наумов Данная стратегия является долгосрочным направлением развития компании. Она влияет на сферу, средства и формы деятельности компании, а также
Следовательно, исходя из приведенной выше интерпретации понятия «стратегия», можно выделить следующие группы мнений:
– стратегия – это более подробный и всеобъемлющий план действий компании (подходы Д.Б. Куинна, М.Х. Мескон, М.Альберта, Ф. Хедоури) ;
– стратегия используется как конкретное направление развития компании, способ конкуренции и выбор местоположения в окружающей среде (А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд, О.С. Виханский);
– стратегия – это система мер, рассчитанных на долгосрочную перспективу для обеспечения реализации миссии компании, других целей и задач (А. Чандлер, Л.Е. Басовский, И.Н. Герчикова).
Таким образом, суммируя вышеизложенное содержание, можно дать следующее определение: Стратегия – это подробный, всеобъемлющий план, который фокусируется на реализации миссии и достижении долгосрочных целей компании, демонстрации развития компании в более широком направлении и достижении конкурентных преимуществ.
Для организации стратегия – это: набор мер по приоритизации вопросов и ресурсов для достижения основных целей предприятия; бизнес-концепция, дополненная действиями по достижению конкурентного преимущества этой концепции; долгосрочный план действий, направленный на достижение новых качественных целей, связанных с полным изменением существующих целей. Цель плана действий. В центре внимания стратегии находится развитие и использование возможностей компании в качестве реакции на изменения во внешней среде.
Так, Л.П. Левницкая определила следующие типы стратегий интегрированного роста:
– обратная стратегия вертикальной интеграции. Такая стратегия направлена на улучшение положения предприятия и его рост за счет усиления контроля над поставщиками и формирования дочерних компаний для производства и поставок;
– посредством приобретений или усиления контроля над структурой между компанией и конечным потребителем развитие компании отражает перспективную стратегию вертикальной интеграции.
Когда компания не сможет дальше развиваться на представленном рынке с такими продуктами в этой отрасли, она будет реализовывать диверсифицированную стратегию роста на практике. Эти стратегии включают:
– стратегия, ориентированная на диверсификацию (основанная на поиске и применении дополнительных возможностей в существующем бизнесе для создания новых продуктов);
– стратегия горизонтальной диверсификации (включая поиск возможностей роста на существующих рынках за счет новинок, требующих новейших технологий). Главным условием реализации этой стратегии является то, что компания оценивает свою способность производить новейшие продукты;
– стратегия диверсификации группы (компания расширяется за счет производства новых продуктов, не зависящих от технологии, для продажи на новых рынках. Успешная реализация стратегии зависит от многих условий, таких как способности персонала, особенно менеджеров, сезонность, финансирование, ресурсные компоненты и т.д.
Стратегии сокращения осуществляются в том случае, если компании необходима перегруппировка сил после долгого периода роста или из–за необходимости повышения эффективности, когда имеются спады и изменения в экономике и пр. Следует выделить такие типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса, как:
– стратегия ликвидации – предельный случай стратегии сокращения. Осуществляется в том случае, когда компания не может осуществлять в последующем свою деятельность;
– стратегия сокращения. Данный тип состоит в том, что компания закрывает или продает какое-либо свое подразделение или бизнес, чтобы реализовать долгосрочное изменение границ ведения своей деятельности. Зачастую такая стратегия осуществляется диверсифицированными компаниями тогда, когда одно из производств плохо сочетается с иными;
– стратегия сокращения расходов. Ключевая идея – нахождение возможностей сокращения затрат и реализация определенных мер по снижению расходов. Осуществление на практике такой стратегии связано с сокращением расходов на производственную деятельность, увеличение производительности, увольнением персонала, закрытием мощностей .
Компания может единовременно реализовывать как одну, так и ряд стратегий. Такой тип стратегии именуется как комбинированный. Практическое достижение намеченных целей возможно лишь при эффективном использовании финансовых механизмов реализации стратегии, направленных на концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития. Важной же частью единого механизма реализации стратегии является механизм контроля.
Таким образом, не существует единой трактовки к понятию «стратегия». Каждый из авторов определяют его по-разному, все они имеют место быть. В рыночных условиях любой компании необходимо проявлять заботу в отношении устойчивости положения на рынке и повышения конкурентоспособности товаров или услуг. В связи с этим нужно заниматься разработкой продуктов с новыми потребительскими свойствами, развивать технологии, расширять рыночную долю, усовершенствовать сбыт, аккумулировать резервы и совершенствовать бизнес.
1.2. Методы стратегического анализа уровня развития фирмы
Особенности организации стратегического планирования связываются со спецификой конкретного предприятия, отрасли, целей его развития и способов управления. Условия экономического развития предприятий отличаются друг от друга. Это зависит от национального уклада жизни, исторических условий развития. На сегодняшний день, в отличие от зарубежных компаний, в РФ создано большое количество документации стратегического планирования, часть из таких документов не согласовывается друг с другом и не обновляется с начала утверждения. Взаимосвязь государственных структур с бизнесом и экспертами зачастую осуществляется на более поздних стадиях в ходе подготовки документов и в очень часто носит формальный характер. Также необходимо отметить отсутствие профильного института, задачи развития распределены между совокупностью госструктур и институтов развития, между которыми нет четкого разделения полномочий.
Мониторинг носит формальный характер. Формализация процедур по оценке выполнения планов, сосредоточена практически всегда на вопросах использования денежных средств, фактически закрепляют ситуацию с «необязательностью» достижения стратегических целей и задач. В основном, все ключевые проблемы в отечественной системе стратегического планирования сосредоточены в институциональной сфере. Данные факты свидетельствуют о
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина, Е.А. Стратегия развития организаций [Текст] / Е.А. Алешина, Е.Г. Кирьянова, Д.А. Ситникова, Б. Сайфидинов // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 50-4. – С. 11-13.
2. Андрианова, И.Д. Обзор подходов к стратегическому планированию [Текст] / И.Д. Андрианова // В сборнике: Человек, общество и культура в XXI веке Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. – 2017. – С. 76-81.
3. Воронин, Н.В. Процесс разработки стратегии развития организации [Текст] / Н. В. Воронин // Вестник науки и образования. – 2019. – № 12-2 (66). – С. 14-17.
4. Германчук, А.Н. Миссия предприятия как основа планирования [Текст] / А.Н. Германчук, Ю.А. Кулькова// Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. – 2017. – Т. 3. – № 1 (2). – С. 241-243.
5. Горьков, М. В. Формирование стратегии развития организаций [Текст] / М.В. Горьков // Молодой ученый. – 2019. – №20. – С. 209-211.
6. Гречихина, М. Г. Стратегический анализ внутренней среды организации / М. Г. Гречихина. // Молодой ученый. – 2021. – № 3 (345). – С. 289-292.
7. Дюйзен, Е.Ю. Формирование стратегических альтернатив организации и выбор стратегии [Текст] / Е.Ю. Дюйзен // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 221-225.
8. Долганова, А.Г. Сбалансированная система показателей и формирование стратегии устойчивого развития организации [Текст] / А. Г. Долганова // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 10 (27). – С. 318-320.
9. Копылов, Т.А. Разработка стратегии развития предприятия [Текст] / Т.А. Копылов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №6. – С.70-71.
10. Коршунов, В. В. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для вузов [Текст] / В. В. Коршунов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 347 с.
11. Кузнецов, Б.Т. Стратегический менеджмент: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления 080100 [Текст] / Б.Т. Кузнецов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.– 623 с.
12. Маковеев, Н.Е. Теоретические аспекты стратегии развития организации [Текст] / Н.Е. Маковеев // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. 2018. № 1. С. 86-93.
13. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: справоч. пособие [Текст] / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 320 с
14. Муромец, Н. Е. Современный стратегический анализ: учебное пособие [Текст] / Н. Е. Муромец, П. А. Климова. – Донецк: ДОНАУИГС, 2021. – 410 с.
15. ОАО «Мелькомбинат» города Тверь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.melkom.ru/ (дата обращения: 26.02.2023)
16. Отварухина, Н.С. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов [Текст] / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 336 с.
17. Панов А.И. Стратегический менеджмент: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению (080100) «Экономика и управление» [Текст] / А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А Панов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.– 303 с.
18. Прядко, С.Н. SWOT и PEST-анализ как инструмент принятия грамотных управленческих решений [Текст] / С.Н. Прядко, М.С. Курилова // Экономика и социум. – 2017. – № 1-2 (32). – С. 408-411.
19. Решетникова, И.И. Инновации – эффективная стратегия развития организации на долгосрочную перспективу [Текст] / И.И. Решетникова // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. № 10 (220). С. 49-51.
20. Родионова, В.Н. Стратегический менеджмент : учеб.пособие [Текст] / В.Н. Родионова. – 3-е изд., испр. и перераб. – М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. – 106 с.
21. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: монография [Текст] / В.А. Агафонов. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 276 с.
22. Стратегический менеджмент: учебник [Текст] / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 290 с.
23. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов [Текст] / Фомичев А.Н. – М.:Дашков и К, 2018. – 468 с.
24. Сысолятин, А.В. Оценка эффективности сбытовой деятельности предприятия [Текст] / А.В. Сысолятин3 // Проблемы современной науки и образования. 2019. – № 4 (34). – С. 85-87
25. Теплова, Т.В. Корпоративные финансы в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов [Текст] / Т. В. Теплова. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 270с.
26. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии : учебник для вузов [Текст] / А.А.Томпсон, Дж. А. Стрикленд ; пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – Москва : Банки и биржи ; ЮНИТИ, 2017. – 576 с.
27. Томпсон, А.А., Стрикленд, А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов [Текст] / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. – 576 с.
28. Троенко, В. О. Разработка стратегии развития организации [Текст] / В. О. Троенко. // Молодой ученый. – 2019. – № 41 (279). – С. 204–207.
29. Тухватуллина, А. О. Стратегия развития предприятий [Текст] / А. О. Тухватуллина. // Молодой ученый. – 2022. – № 26 (421). – С. 193-195.