Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с нарушениями речи возрастает, а развитие коммуникации между детьми является залогом успешного развития их умственных способностей и раскрытия талантов. Учреждения школьного образования для детей с ОВЗ сегодня предоставляют детям возможности занятий с педагогом-дефектологом и логопедом на основе выработанных методик и принципов коррекции нарушений речи.
Изучение языка требует времени, и дети различаются по тому, насколько быстро они осваивают основные этапы языкового и речевого развития. Обычно развивающиеся дети могут испытывать проблемы с некоторыми звуками, словами и предложениями во время обучения. Однако большинство детей могут легко использовать язык примерно в возрасте 5 лет. Важно отметить, что лечение считается необходимым для всех детей с нарушениями речи, но, за редким исключением, оно наиболее эффективно при менее тяжелых расстройствах. В методах лечения речи используются различные подходы, которые зависят от конкретных потребностей и обстоятельств ребенка. Несколько важных факторов определяют подходящую программу вмешательства для каждого конкретного ребенка. Для детей с тяжелыми нарушениями речи часто невозможно изменить лежащие в основе ограничения процессов и систем развития, отчасти из-за современного состояния знаний в области наук о развитии и обучении
Исследованию дефектов речи у детей с ОВЗ посвящены работы таких ученых, как: Волкова Л.С., Левина Р.Е., Чиркина Т.Б., Выготский Л.С., Леонтьев М.И., Лисина С.И., Рубинштейн Д.Б. Авторы схожи во мнении, что общение и развитие речи для ребенка является одним из важнейших принципов в целостном развитии ребенка и формировании его личности посредствам освоения языка и коммуникации. Посредствам коммуникации и общения ребенок приобретает основные познавательные способности и навыки, важные для будущей жизни, развивает все когнитивные возможности даже при условии наличия ограничений по здоровью. Для детей с ОВЗ, имеющих серьезные нарушения речи из-за физических болезней сильно ограничивается способности адаптации к внешнему миру и снижаются коммуникативные способности в общении и познании. В связи с этим развитие речи у детей с ОВЗ является даже более значимым.
Основная проблема исследования становится очевидной, ей является сложность в коррекции и подготовке детей с нарушениями речи.
Объект исследования – коммуникативные и речевые способности детей дошкольного возраста. Предмет исследования – диагностика и речевая коррекция.
Гипотеза исследования заключается в том, что дети нарушения речи у детей с ОВЗ возможно устранить посредствам использования речевых программ коррекции.
Целью исследования является изучение особенностей общения со сверстниками детей с нарушениями речи и возможностей их развития посредствам коммуникативных методик дефектологии.
Задачи исследования:
1. Анализ методик для исследования особенностей общения детей с нарушениями речи.
2. Проведение исследования особенностей развития речевых навыков у дошкольников с ОВЗ.
3. Подведение итогов констатирующего эксперимента.
Методы исследования: методики «Варежки» (Г. А. Цукерман).
Исследование проводилось на базе МБОУ «Школа № 54», предназначенная для детей с ОВЗ.