Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной дошкольной образовательной среде формирование словаря детей является одной из важных задач развития речи. Дошкольный возраст является благоприятным для решения проблем развития речи детей, поскольку активно происходит их речевое становление. Овладение словарем является важным условием для умственного развития каждого ребёнка.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) регламентирует содержание образования на каждой образовательной ступени. ФГОС дошкольного образования подробно рассматривает образовательную область «Речевое развитие». Она в себя включает обогащение активного словаря дошкольников, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, пересказ текстов, пересказ увиденного и др.
Методикой развития речи детей младшего дошкольного возраста занимались исследователи М.М. Алексеева, А.М. Бородич, В.В. Гербова, Т.П. Колодяжная, О.И. Соловьева и др. Ведущей задачей при этом всегда является накопление словарного запаса. У детей младшего дошкольного возраста происходит быстрый рост активного словаря. В методике развития речи младших дошкольников есть немало исследований, которые посвящены использованию экскурсий для развития речи детей. Несмотря на то, что проблема развития словарного запаса детей широко освещена в педагогических исследованиях и научных трудах, она и в настоящее время является актуальной и сложной психолого-педагогической проблемой.
Активизация процесса формирования словарного запаса дошкольников посредством экскурсий создает возможность преодоления следующих противоречий:
- между требованиями общества к дошкольному образованию и общепринятым опытом воспитания и развития детей;
- между педагогической теорией и практикой.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: каким образом формировать словарный запас ребёнка посредством экскурсий. Вышеперечисленное обусловило выбор темы работы «Развитие словарного запаса дошкольников младшего возраста посредством экскурсий».
Цель работы: выявление эффективности экскурсий в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: образовательный процесс в ДОУ, направленный на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: приёмы и методы формирования словаря детей младшего дошкольного возраста при посещении экскурсий.
Задачи:
1. Изучить понятие словарь и особенности его формирования у детей младшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть экскурсии и их место в формировании словаря младших дошкольников.
3. Описать организационно – педагогические условия развития словарного запаса дошкольников младшего возраста посредством экскурсий.
4. Предложить методические рекомендации по развитию словарного запаса дошкольников младшего возраста посредством экскурсий.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития словарного запаса дошкольников младшего возраста посредством экскурсий
1.1. Словарь и особенности его формирования у детей младшего дошкольного возраста
Словарь является важным компонентом в речевом развитии младших дошкольников. В ДОУ большое место отводится формированию системы речевой работы, которая подразумевает обогащение, закрепление и активизацию словаря ребёнка. Слово – это основная единица языка. Совершенствование речевого общения невозможно без постоянного расширения словарного запаса ребёнка. Также без этого невозможно его познавательное развитие и развитие понятийного мышления.
В дошкольном возрасте ребёнок должен владеть таким словарём, который поможет ему общаться со сверстниками и взрослыми. Внятная и богатая речь в дальнейшем поможет ребёнку успешно учиться в школе, понимать литературные и художественные произведения и др. Поэтому в дошкольной педагогике развитие словаря детей рассматривается, как одна из важнейших задач развития связной речи. Развитие словаря ребёнка - это длительный процесс. В ходе этого процесса происходит расширение словарного запаса. Процесс имеет количественные и качественные стороны.
Количественные изменения подразумевают расширение словаря ребёнка. В 1 год ребёнок активно использует 10–12 слов. К 6 годам его активный словарь увеличивается до 3–3.5 тысяч слов. Здесь можно увидеть, насколько интенсивна положительная динамика расширения словарного запаса ребёнка в дошкольном возрасте. Если говорить о качественной характеристике словаря, то здесь имеет место постепенное овладение детьми содержанием слова, которое отражает результаты его познания. Результаты этих познаний закрепляются в процессе общения с другими людьми [12].
Процесс расширения словаря младшего дошкольника тесно связан с овладением понятиями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Учебные пособия
1. Агеева, С.И. Обучение с увлечением [Текст] / С.И. Агеева // Тетрадь-пособие для малышей. – М.: Лайда, 2004. – 64 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич // учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 2001. – 255 с.
3. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст] / М.М. Кольцова // пособие для педагогов и родителей. – М.: Просвещение, 2003. – 271 с.
4. Лаврентьева, А.И. Детская речь: становление языковой способности в онтогенезе [Текст] / А.И. Лаврентьева // учебное пособие. – М.:МГПУ, 2003. – 351 с.
5. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]: учеб. пособие для филол. спец. вузов / Под ред. Хомской Е.Д. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 340 с.
6. Рождественский, Н.С. Речевое развитие младших дошкольников. [Текст] / Н.С. Рождественский // пособие для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009. – 371 с.
7. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова // учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 256 с.
8. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
9. Флерина, Е.А. Разговорная речь в детском саду [Текст]: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2009. – 327 с.
10. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. [Текст]: Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
2. Специальные источники
11. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В.В. Гербова // Вторая группа раннего возраста.– М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 120 с.
12. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы [Текст] / Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова // Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. – Ростов-н/Д: Учитель, 2012. – 132с.
13. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева // книга для воспитателя детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 2012. – 280с.
14. Эльконин, Д.Б. Развитие речи. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1994. – 279 с.
15. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика. [Текст] / В.И. Ядэшко, В.А. Сохина. – М: Просвещение, 2003. – 336 с.
16. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Академия, 2013. – 448 с.
3. Периодические издания
17. Артемов, В.А. Психология наглядности при обучении. [Текст] / В.А. Артёмов. – М.: Просвещение, 2004. – 345 с., с. 19-22.
18. Александрова, О.К. Разыгрываем сказки [Текст] / О.К. Александрова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No12. – С. 26-28.
4. Электронные ресурсы
19. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Электронный ресурс] / Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений // М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: «Академия», 2000. – 400 с. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0018 (дата обращения: 05.03.2023).
20. Голд, Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 05.03.2023).
21. Григорьева, Т. П. Развитие речи дошкольников / Т. П. Григорьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения: 05.03.2023).
22. Мазур, Е.В. Место словарной работы в системе развития связной речи дошкольника / Е. В. Мазур, О. В. Дудина, Е. В. Короленко [и др.]. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3909/ (дата обращения: 05.03.2023).
23. Словарная работа с детьми в процессе наблюдений и экскурси [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://studfile.net/preview/9329063/page:15/ (дата обращения: 05.03.2023).
24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС. – Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 05.03.2023).
25. Экскурсия как средство речевого развития [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/23096?ysclid=lev07l0pm180646035 (дата обращения: 05.03.2023).