Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Современное общество выдвигает новые требования к развитию личности. Сегодня востребованными являются люди с высоким творческим потенциалом, умеющие быстро находить нестандартные решения, активно реагировать на новые требования времени, грамотно выражать свои мысли. В связи с этим актуальными становятся проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы сформировать у детей умение самостоятельно «открывать» знания, собирать и анализировать информацию, делать собственные выводы и обобщения Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования ставит перед педагогами задачу формирования у учащихся младшей школы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Современный ребенок существенно отличается от своих сверстников рубежа XX – XXI вв. С одной стороны, нынешние дети более мобильны, легче осваивают современную технику, но при этом они мало читают, утрачивают навыки живого общения, многие из них отличаются низкой мотивацией к учебной деятельности. Виртуальный мир начинает вытеснять реальный. Именно это и определило требования ФГОС ООН. Еще одной проблемой современных детей является их слабая социализация. Умения формируются в деятельности, поэтому в основе современного образования должен лежать системно-деятельностный подход, основанный на использовании активных форм деятельности, таких как наблюдение, опыт, проблемный диалог, и развитая рефлексия. Современный педагог должен не только быть хорошо знаком с классической структурой урока, он на высоком уровне должен осваивать и современные образовательные технологии. Эти требования объясняются тем, что в рамках урока сегодня должно быть использовано значительное разнообразие традиционных и инновационных методов и приемов, в том числе и с использованием технических средств.
Важность изучения данной темы состоит в исследовании проблемы организации образовательного процесса в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода, согласно требованиям ФГОС НОО. Эта тема имеет важное теоретическое и актуальное практическое значение.
Организация обучения на основании системно-деятельностного подхода позволяет сформировать у школьника все необходимые УУД. Однако его возможности недостаточно полно используются в современной школе. Данная проблема позволила определить тему исследования – «Особенности организации образовательного процесса в начальной школе с учетом требований ФГОС НОО».
Объект исследования – требования ФГОС НОО к организации образовательного процесса в начальной школе.
Предмет исследования – психолого-педагогическая характеристика младших школьников как основа для выбора форм и методов организации образовательного процесса в начальной школе в рамках системно-деятельностного подхода.
Цель – теоретически и экспериментально обосновать необходимость применения системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса в начальной школе.
Гипотеза: если использовать системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса, это будет способствовать эффективной реализации требований ФГОС НОО, предъявляемых к выпускнику начальной школы.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:
1. Проанализировать нормативно-правовую базу организации образовательного процесса в начальной школе.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать основные формы и методы системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса в начальной школе.
4. Выявить уровень сформированности универсальных учебных действий у учащихся.
5. Разработать технологическую карту урока в рамках системно-деятельностного подхода.
В процессе исследования использовались теоретические, эмпирические методы и методы количественного и качественного анализа. К группе теоретических методов относится изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам возрастной психологии и педагогики, форм, методов и способов организации урока, обобщение, анализ, синтез. Наблюдение, тестирование, изучение педагогического опыта относятся к группе эмпирических методов. В практической части работы были использованы методы количественного и качественного анализа полученных результатов исследования.
Базой исследования является МБОУ «Прокопьевская ООШ 18» г. Прокопьевск Кемеровская область. В эксперименте принимали участие 25 школьников 1 класса.
Этапы исследования:
I. В рамках аналитического этапа работы (2022 г.) был проведен отбор и анализ нормативно-правовой, учебной и учебно-методической литературы по теме исследования, сформулированы цели и задачи работы, гипотеза, была определена база для проведения опытно-экспериментальной работы.
II. В ходе эмпирического этапа работы (2022 г.) были сформулированы основные теоретические положения работы, ознакомление с базой поведения эксперимента, разработана его методика.
III. Обобщающий этап работы (2022 г.) включил в себя анализ проведенного эксперимента и окончательное оформление исследования.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы как студентами педагогических учебных заведений, так и практикующими педагогами для организации образовательного процесса в начальной школе с учетом требований ФГОС НОО.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Даутова, О.Б. Новая идеология ФГОС: реализация системно-деятельностного подхода в образовании [Текст] / О.Б. Даутова, И.В. Муштавинская. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.
2. Зайцева, К.П. Об актуальности формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников / К.П. Зайцева // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2011. – №. 3. – С. 1552-1552.
3. Иванов, Д.А. Новые ФГОС: авторский взгляд на привычные педагогические понятия [Текст] / Д.А. Иванов. – М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2013.
4. Казачкова, С.П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности [Текст] / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. С. 6
5. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / Г.М. Коджаспарова, А.Ю. Коджаспаров. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
6. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
7. Конституция Российской Федерации. Ст. 26. Ч. 2. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
8. Наумова, Н. С. Системно-деятельностный подход в образовании [Электрон. ресурс] / Н. С. Наумова. – Москва, 2011. – Режим доступа: http://mougn2.ucoz.ru/uchili/Naumova/v_pomoshh_uchitelju_sistemno dejateln.podkhod.pdf.
9. Нормативно-правовые основы воспитания и дополнительного образования детей (актуальные нормативно-правовые акты и документы). Методическое пособие для системы повышения квалификации / Сост. Л.Н. Буйлова. – М. Издательство Перо, 2014.
10. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006
11. Поташник, М.М. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие [Текст] / М.М. Поташник. – М.: Педагогическое общество России, 2015. С. 33.
12. Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе: [Электрон. ресурс]. - М.: Сборник материалов. Режим доступа: http://vechernyaya59.narod.ru/DswMedia/postroenieuroka-sistemno-deyatel-npodxod-.pdf.
13. Прохоров, А.О., Генинг, Г.Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности / А.О. Прохоров, Г.Н. Генинг //Вопросы психологии. – 1998. – Т. 4. – С. 40-52.
14. Рачева, В.С. Развитие творческого мышления младших школьников / В.С. Рачева // Концепт. - 2013. - №1.
15. Снегирева, Т.В. Развитие коммуникативных навыков младших школьников посредством театрализованной деятельности [Текст] / Т.В. Снегирева. дис. – 2017.
16. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие [Текст] / И.И. Бондарева, О.Ю. Дедова, Н.Н Демнева [и др.]. – М.: АРКТИ, 2013. С. 11.
17. Талихова, А.Р. Технология уроков А.К.Дусавицкого в рамках системно-деятельностного подхода [Электрон. ресурс] / А.Р. Талихова – 2014. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2014/03/26/tekhnologiya-urokov-akdusavitskogo-v-ramkakh-sistemno.
18. Типология уроков в современной дидактике [Электрон. ресурс]. – 2014. - Режим доступа: uchportfolio.ru/public_files/806912713.docx.
19. Тудзенко, Ю.В. Типы уроков в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова [Электрон. ресурс] / Ю.В. Тудзеко. – 2013. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/06/09/tipy-urokov-v-sisteme.
20. Урок как целостная система [Электрон. ресурс]. – 2014. - Режим доступа: http://works.tarefer.ru/64/index.html.
21. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
22. Фещенко, Т.С. Новые стандарты – новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методичекое пособие [Текст] / Т.С. Фещенко. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.
23. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. — М: Гардарики, 2005.
24. Шаршов, И. А., Субботкина, М. И. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий / И.А. Шаршов, М.И. Субботина // Вестник ТГУ. - 2012. - №12 (116).
25. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Элькинин. - М., 1974.
26. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Эриксон. - СПб.,1996.