Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Территория государства, как географическое пространство, включает в себя землю, воду и воздух и ограничена границами государства. Юридически территория государства является географическим пределом государственной власти и территориальным выражением государственного суверенитета. Как отметил Конституционный суд РФ, территория в первую очередь определяет пределы распространения власти на разных уровнях и разной природы.
Территория федеративного государства - это системное территориальное целое, состоящее из территорий субъектов федерации как политико-территориального образования, разделенного административными границами. Территории субъектов федерации совпадают с территорией Союза и подчиняются территориальному верховенству федерального правительства. Как отметил Конституционный суд, полномочия федерального правительства, полномочия субъектов РФ и нескольких уровней региональной власти действуют в пределах одной и той же территории, следовательно, их полномочия разделены .
Территория субъектов Федерации образует политико-территориальную часть государства, а также природно-географическую часть - воздушное и водное пространство, которые находятся в исключительном ведении Федерации. Пункт «б» ст.71 Конституции РФ последовательно устанавливает, что в ведении РФ находится территория РФ, т.е. территория, взятая в совокупности ее составных частей. Установление субъектного состава РФ определяет ее политико-территориальное устройство, но не исключает полностью существования территориальных частей, не входящих в границы ни одного из субъектов Федерации, но находящихся под непосредственной юрисдикцией РФ.
Конституция РФ, исходя из аналогичного понимания территории государства, устанавливает, что территория РФ включает в себя территорию субъектов Федерации, внутренние воды, территориальные воды и воздушное пространство над ними (ч.1 ст.67 Конституции РФ), обеспечивая отделение территории субъектов Федерации от природных географических зон, не входящих в состав территории субъектов Федерации.
В результате территория субъектов РФ занимает только сухопутную часть государственной территории, определяемую границами субъектов Федерации.
А.Н. Чертков отмечает ограниченность приведенной конституционной формулы и справедливо считает, что территория РФ в соответствии с международным правом является природным объектом и поэтому включает в себя подземные воды . К территории РФ следует также отнести континентальный шельф и исключительные экономические зоны, над которыми Российская Федерация обладает суверенитетом (ч.2 ст.67 Конституции РФ).
Федеральная территория не входит в территорию субъектов федерации, состоит только из сухопутной части и находится в исключительной юрисдикции федерального центра. Политическое назначение федеральных территорий состоит в обеспечении и обслуживании разнообразных федеральных интересов, реализации федеральной компетенции в пределах государства.
Федеральные территории в различных формах широко распространены в зарубежных федерациях. Первая - это федеральный округ в пределах территории, на которой находится столица государства, например, федеральный округ Колумбия в Соединенных Штатах Америки. Федеральные округа обладают внутренней автономией, имеют органы публичной власти, не достигая в то же время статуса субъектов федерации.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании конституционно-правового статуса федеральной территории Сириус и её сравнение с зарубежными странами.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы конституционного права, регулирующие правовой статус федеральной территории Сириус и её сравнение с зарубежными странами.
Целью исследования является исследовать конституционно-правовые проблемы статуса федеральной территории Сириус и её сравнение с зарубежными странами.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. провести анализ федеральной территории "Сириус" как территориального федеративного государства в его географическом и политико-территориальном отношениях;
2. исследовать зарубежный опыт функционирования федеральных территорий в их видовом разнообразии;
3. определить цели, правовые основы деятельности федеральной территории "Сириус";
4. проанализировать особенности организации публичной власти федеральной территории "Сириус";
5. рассмотреть проблемы реализации местного самоуправления федеральной территории "Сириус".
Методологическая основа исследования. Существуют общенаучные и частно-научные методы исследования, такие как формально-юридические методы, используемые для определения политико-правовых характеристик федеральных территорий, сравнительно-правовые методы, позволяющие сравнивать институты российских и зарубежных федеральных территорий, и системно-структурные методы, задействованные при изучении федеральных территорий в системе современного федерализма. В совокупности эти методы позволяют позиционировать федеральные территории как новое и важное явление российского федерализма.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: зарубежное законодательство, Конституция РФ; законодательство в сфере конституционного права; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по конституционному праву, такие как: и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем законодательства в области конституционно-правового статуса федеральной территории Сириус.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере совершенствования конституционно-правового статуса федеральной территории Сириус.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, библиографического списка. Содержание работы изложено на 36 страницах машинописного текста. Библиографический список состоит из 19 источников.
Глава 1. Конституционно-правовой статус федеральной территории "Сириус" как элемента российского федерализма
1.1. "Сириус" как территориальное федеративное государство в его географическом и политико¬-территориальном отношениях
Федеральная территория - один из элементов федеративного устройства России, характеризующий политико-территориальное устройство государства. Федеральные территории в составе РФ - это самостоятельные и обособленные части территории РФ, не входящие в состав территории субъектов РФ и являющиеся территориальными элементами федеративного устройства России.
Конституция РФ предусматривает принятие рамочного закона о федеральных территориях, который не может быть заменен законодательными актами об отдельных федеральных территориях. Правомерно отметить, что отсутствие общего закона, регулирующего процесс образования федеральных территорий, серьезно усугубляет конституционно-правовые недостатки, возникающие в связи с существенными изменениями Основного закона РФ.
Такие законы определяют механизм выделения федеральной территории из состава субъектов Федерации, общие принципы построения и организации федеральной территории, взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти.
Органы государственной власти на территории публично-правового образования "Сириус" обладают признаками как общегосударственных, так и региональных органов власти и образуют самостоятельный вид органов государственной власти.
Конституционные поправки 2020 года оказали существенное влияние на изучение конституционно-правовых вопросов организации и правосубъектности территориальных образований в России. В теории и практике отечественного конституционализма появилась новая система, веками известная в зарубежных конституциях, а в нашей стране система федеральных территорий впервые стала законом. Конституционно-правовые вопросы организации федеральных территорий приобрели особую значимость с появлением этой правовой категории в Конституции РФ.
В результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года по поправкам к Конституции РФ был принят Закон № 1-ФКЗ от 14 марта 2020 года о поправках к Конституции РФ , предусматривающих образование федеральных территорий РФ (который впоследствии вступил в законную силу).
По вопросу о создании федеральной территории в границах РФ Конституционный суд постановил, что речь идет об особом статусе, который по своей правовой природе не эквивалентен статусу субъекта РФ, и что положения ст.5.1 Конституции РФ, исчерпывающе определяющей Россию как федеративное государство, и ст.1 Конституции РФ, которые федеральный законодатель должен неукоснительно соблюдать при реализации соответствующей возможности. Это не может рассматриваться как противоречащее другим положениям глав 1 и 2 Конституции РФ, которые федеральный законодатель должен строго соблюдать при реализации таких возможностей.
Данный анализ позиции Конституционного суда РФ позволяет сделать вывод о том, что наделение федеральных округов особым правовым статусом позволит повысить эффективность управления, соблюдая необходимый баланс между обеспечением прав граждан и сохранением интересов государства. Кроме того, некоторые ученые сформулировали доктринальные рекомендации в отношении создания федеральных территорий с изменением границ российских регионов (термин "регион" понимается как синоним официального понятия "субъекты РФ"). Другими словами, создание федеральных территорий таким образом, должно осуществляться по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации с последующим утверждением изменений границ РФ. Изменение границ не является обязательством по созданию такой территории, а носит дискреционный характер в соответствии с Конституцией РФ, которая устанавливает такую возможность.
При рассмотрении содержания понятия "федеральная территория" предлагается провести различие между определением в географическом и политическом смысле. Федеральная территория в географическом смысле всегда присутствует в Конституции РФ и понимается как внутренние воды, территориальные воды и воздушное пространство над ними (ч.1 ст.67 Конституции РФ). В политическом смысле под федеральной территорией также понимается образование внутренней территории государства с особым и самостоятельным конституционным статусом, характеризующее внутреннее территориальное устройство государства. Положения данной конституционной нормы излагаются в буквальном смысле и не требуют расширительного толкования.
Изменения, внесенные в часть первую ст.67 Конституции РФ Федеральным конституционным законом от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ, предусматривают возможность образования на территории РФ федеральных территорий. Согласно данной норме, территория РФ включает в себя территории ее субъектов. Акватории, подземные воды и воздушное пространство являются самостоятельными компонентами территории РФ и не входят в состав территории субъектов РФ (РФ) по смыслу ч.1 ст.67 Конституции РФ, т.е. являются частью территории РФ.