Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования этнической идентичности обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, необходимостью понимания этнокультурных особенностей определённых этносов на фоне глобальных процессов, которые приводят к небывалой миграции народов, к их ассимиляции, смешению и столкновению, к потере былой устойчивости большинства социальных институтов и к образовыванию новых явлений культуры. Однако, в тоже время, несмотря на ожидания ученых, умножение и усиление связей между самыми разными этнокультурами и народами, активный взаимный обмен материальными и духовными ценностями, формирование глобальной культуры сопровождает рост националистических настроений слоев населения, ориентированных на традицию.
Во-вторых, значимостью исследования этнической идентичности и её роли в процессах появления и разрешения большого количества этнорелигиозных конфликтов, националистических настроений, региональных фундаменталистских движений. Это может оказать помощь в поиске путей решения данных острых проблем современности. На сегодняшний день большинство государств и культур боятся потерять собственную самобытность, независимость и показывают широкий спектр реакций на процесс слияния культур: от пассивного неприятия ценностей иных культур до активного противодействия их распространению и утверждению.
В-третьих, целесообразностью социально-философского изучения устойчивых этнических ценностей, которые выступают как фактор поддержки и защиты личности в нестабильном окружающем мире, однако, одновременно с этим, они способствовать погружению индивида в пучину ксенофобии и шовинизма.
В-четвертых, потребностью изучения этнической идентичности, которая играет сегодня роль своеобразного «фильтра», который способен оказать защиту самобытности национальных культур в перенасыщенном информацией нестабильном мире. Интенсификация межэтнических контактов, не только непосредственных (трудовая миграция, студенческие обмены, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм), но и опосредованных современными средствами массовой коммуникации от спутникового телевидения до сети «Интернет» становится серьезным вызовом для этнических культур. Изучение этнической идентичности может оказать помощь в писке способов «настройки» данного сложного «фильтра» информации, для защиты от угрожающих национальной самобытности и культуре чужеродных влияний, чтобы она не стала изолирующим барьером на пути межкультурной коммуникации и взаимообогащения культур.
В-пятых, необходимостью поисков путей восстановления устойчивой социальной идентичности народов РФ, которые обусловлены радикальными политическими, экономическими и социальными преобразованиями, изменениями в духовной сфере, которые были пережиты Россией в последние десятилетия и связаны с распадом СССР и советской системы. Данные события вызвали у большинства людей состояние так называемого «культурного шока». Они чувствовали беспомощность и дезориентацию, переносили депрессивные состояния и переживали большое число трудностей из-за попадания в другую культурную среду, столкновения с новыми нормами, ценностями и отношениями. В подобной ситуации человеку очень нужна в помощь в восстановлении целостности и упорядоченности своей жизни, чтобы вернуть надежду на будущее. Данный поиск привел немало людей к обращению к ценностям этнической культуры, которые проверены столетиями, доказали собственную жизнестойкость и способность противостоять самым разным деструктивным воздействиям. Как раз, в связи с этим, этнос для большого числа людей стал общностью, самоотождествление с которой предоставляет нужную опору и надежду.
В настоящее время для многих ученых становится очевидной проблема сложности «выживания» этносов в условиях глобализации, бурного научно-технического развития, экологических кризисов, роста информационных нагрузок и т.п. Чтобы сохранить и защитить неповторимый духовный облик и сущность этноса нужно создать особую стратегию и комплекс мероприятий, что непредставимо без углубленного анализа и раскрытия сути одной из самых важных составляющих этноса, которой является этническая идентичность.
Цель исследования: изучить взаимосвязь спортивной идентичности и мотивации у молодых людей с разным уровнем вовлеченности в спортивную деятельность.
Цель исследования требует решения следующих задач:
1. Раскрыть понятие спортивной идентичности.
2. Провести анализ исследований взаимосвязи спортивной идентичности и мотивации у молодых людей с разным уровнем вовлеченности в спортивную деятельность.
3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи спортивной идентичности и мотивации у молодых людей с разным уровнем вовлеченности в спортивную деятельность.
Объект исследования – спортивная идентичность.
Предмет исследования - взаимосвязь спортивной идентичности и мотивации у молодых людей с разным уровнем вовлеченности в спортивную деятельность.
Методы исследования: теоретические методы (анализ социально-психологической литературы)
Практическая значимость исследования: Данные, полученные при проведении исследования, могут использоваться на семинарах по социальной психологии.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретическое исследование этнической идентичности
1.1 Понятие идентичности
Исследования проблемы идентичности в психологии начались примерно со второй половины прошлого века, но само понятие «идентичность» имеет более длительную историю. Среди первых теорий идентичности можно выделить следующие:
1. А. Кардинер в психологию вел близкое по смыслу идентичности понятие «базовая личность». Данное понятие включало следующие компоненты: манера вести себя, вступать во взаимодействие с другими людьми, общая для людей одной социальной группы.
2. Понятием идентичности пользовались многочисленные ролевые теории. В главную очередь, под идентичностью понималась структурная совокупность различных ролей, интериоризируемых в процессе социального обучения.
3. Также стоит выделить эмпирические социально-психологические исследования, которые занимались изучением взаимодействия группы и личности [3].
Далее немецкий и американский психоаналитик Э. Фромм вел понятие «персональная идентичность», являющееся следствием индивидуализации человека. В первую очередь он обращает внимание на диалектическую связь индивидуального и общественного в человеке. Данный процесс являет собой обособление человека от природы и от окружающих людей.
Вместе с этим, в том числе, с персональной идентичностью Э. Фроммом вводится понятие социальной идентичности, появляющееся вследствие самоотождествления с некими идеями, ценностями, социальными стандартами, когда удовлетворяются потребности во взаимодействии с окружающей действительностью и спасения от одиночества. Однако такой вид идентичности ведет к потере своей личности [6].
Большой вклад в психологию личностной идентичности внес американский психолог Э. Эриксон. Для подросткового возраста характерно формирование идентичности. Одним из факторов приводящим к кризису идентичности может быть нарушения в психосексуальном развитии подростка. Э. Эриксон считал, что подростки со сформированной идентичностью обязательно идентифицируют себя с одним из полов.
Э. Эриксоном предложена интересная концепция развития психически здоровой личности. С его точки зрения, жизненный цикл индивидуума включает 8-мь адаптационных стадий, и каждая новая стадия включает в себя все большее количество социальных функций и межличностных отношений, выводя личность на более высокую степень психической зрелости. Каждая стадия включает себя конкретные этапы с присущими им кризисами. В связи с этим, по этой концепции психически здоровому человеку необходимо результативно преодолевать психосоциальный кризис и так получать новый доступ к личностному росту и расширению собственных возможностей.
Также Э. Эриксон выделил следующие виды идентичности:
Эго-идентичность;
позитивная и негативная идентичность.
Кроме того, по Э. Эриксону существуют следующие формы идентичности:
внешнеобусловленная (половая, возрастная, расовая, национальную и гражданская принадлежности);
приобретенная идентичность (профессиональный статус, свободно выбранные связи, привязанности и ориентации);
заимствованная идентичность (усвоенная роль, заданная каким-либо внешним образцом, принимаемая под влиянием ожиданий других людей) [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Багрова Е.В. Характеристика кризиса как неотъемлемого элемента структуры социального бытия // Вестник Поволжского ин-ститутауправления. - Т. 19. - № 5, 2019. - С. 96-102.
2. Вацура В.В. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15257 (дата обращения: 07.03.2023).
3. Вильданов И. Э. Социальный кризис: изучение, проблемы и решения. // Вестник Казанского технологического университета. - №, 2006. – С. 310-315.
4. Горбоконенко С.А., Калашникова Н.Н. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014002754 (дата обращения: 07.03.2023 ).
5. Дронова И. Г. Этническая идентичность в изменяющихся социокультурных условиях современной России / // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 1. — С. 244-247.
6. Канаева Н. А. Идентичность как предмет психологического исследования / // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 50-52.
7. Керимов М. М. Этническая идентичность как одна из разновидностей коллективной идентичности // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 950-953.
8. Киноян О. В. Политизированная этническая идентичность в системе групповых конфликтов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S13. – С. 11–15.
9. Кобзева О.В. Феномен идентичности в психологии. // Вестник Проблемы современного педагогического образования. - №, 2018. – С. 332-336.
10. Кожанов И.В. ГРАЖДАНСКАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9187 (дата обращения: 07.03.2023).
11. Мухлынкина Ю.В. Этническая идентичность: сущность, содержание и основные тенденции развития: диссертация ... кандидата философских наук: [Место защиты: Воен. ун-т]. - Москва, 2011.- 190 с.
12. Пушкин А.А., Тенякова Е.А. ДИАГНОСТИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-1. – С. 39-41.
13. Стефаненко Т. Г. Социальная и этническая идентичность. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 397с.
14. Сухов А.Н. Социальный кризис: теоретико-исторический аспект // Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. - № 1, 2018. - С. 117-124.
15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М., 1996. – 344с.