Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
У древних народов в их многочисленном множестве тотемизм, анимизм и фетешизм исчезли или были искоренены более массовыми и тотальными религиозными учениями в процессе жизни народа. В Египте же во многом эти верования архаических времён не только не изжили себя, но и повсеместно до сих пор отстаивают свою актуальность в наше время. Известно, что яркие детали культа животных Египта были сохранены даже после захвата его Римом и потери независимости.
Сам Египет находился вплотную к семитскому миру на востоке и берберскому (ливийскому) на западе. Именно в этом контексте и следует помещать египетский язык, относящийся к хамитским языкам, наряду с берберскими и кушитскими (а также чадской семьей языков).
Если учесть аграрный характер древнеегипетского общества, мы можем реконструировать этот додинастический период как эпоху крестьянского матриархата, связанного с оседлой культурой заливного земледелия.
Культ животного мира и зверей в египетской культуре проявляется в основном в обожествлении фигур животных, поклонению ему как предмету культа, а также связывание с тем или иным зверем целых обрядовых составляющих и мистериальных таинств. Иногда это приводит к возникновению фигуры антропоморфного животного с головой зверя и телом человека в божественных и священных пантеонах.
Актуальность: вдаваться в мифологию, культуру и духовный взгляд египтян крайне затруднительно и в высшей мере неблагодарно, ведь никаким образом нельзя проверить и понять взгляд на мир человека того времени и той древней парадигмы мышления. Любые попытки даже приблизительно сконструировать образ мысли или мировоззренческие аспекты жителя древнего Египта выливаются в глупую спекуляцию и самонадеянную глупость. Однако стоит заметить, что фигуры многочисленных богов египетского пантеона изображались символически и несли в себе в первую очередь образ.
Мифы и религиозные предания также не следует воспринимать буквально, но обязательно брать во внимание следует тот аспект, что существуют те их части, которые могли трактоваться буквально даже в реалиях древнего Египта. На этой символике и знаковых образа построена мифология Египта древних времён. Образы богов сопряжены с звериными чертами и особенностями.
Одним из самых важных источников, на который мы будем опираться, будет египетская «Книга Мёртвых». Этот источник показывает нам довольно сложную философскую и религиозную картину, которая не поддаётся линейной интерпретации. Вся египетская мифология строится вокруг солярной мощи мужского воинственного начала неба и солнца, который проходя важнейшие в египетской картине мира испытания смертью, подчёркивает свою бессмертие и могущество.
Объектом исследования в нашей работе послужат животные и их культ в контексте религиозных и традиционных обычаев, а также мифологических и мировоззренческих установок древних египтян.
Предмет исследования: отношения древнего египтянина и древнеегипетской культуры к зверообразным божествам и животным в условиях культа животных.
Цель работы: исследовать и выявить основные аспекты и характерные черты культа животных в древнеегипетской культуре и традиции. Разобрать факторы их возможного возникновения, а также особенности распространения в пределах Древнего Египта.
Задачи исследования:
1. В целом и общем виде разобрать дневнеегипетскую религию и культуру
2. Определить место животных в культах и религиозной картине мира древних египтян
3. Подробно определить и сопоставить между собой множественные культы конкретных животных в рамках пантеона и культурного пространства Египта
Хронологические рамки исследования: Первые аграрные поселения в Верхнем Египте относятся к Тасийской культуре (середина V тысячелетия до Р.Х.), которая постепенно переходит в культуру Бадари (раскопки в районе современного египетского города аль-Бадари), которая преобладает с 4400 до 4000 годов до Р.Х. Далее следует период культуры Негада и соответственно Негада I (4000 — 3500 до Р.Х.), Негада II (3500 — 3200 до Р.Х.), называемая также герзейской культурой, и Негада III (3200 — 3000 до Р.Х.). Эпоха Негада III совпадает с тем периодом, когда формируются основы позднейшего династического периода Примечательно, что наиболее важные социополитические и культурные начинания осуществлялись при самых ранних династиях. Именно эти начинания заложили основы на последующие пятнадцать столетий. После Пятой династии (2500 — 2300 годы до н. э.) к культурному наследию не добавилось ничего существенного. Эта «застылость», характерная для египетской цивилизации, но которая также прослеживается в мифах и ностальгических мотивах других традиционных обществ, имеет, по существу, религиозное происхождение. Неподвижность иератических форм, воспроизведение жестов и движений, практиковавшихся в самые давние времена, были заложены в теологии, которая рассматривала космический порядок как сугубо божественное творение и в любых переменах видела опасность возврата к хаосу и, следовательно, к торжеству демонических сил. Именно поэтому мы возьмём за основу первые этапы развития Египетской Цивилизации (4 тыс. до Р.Х.), её культурный и геополитический расцвет в формате династического и позднединастического периода(3120-656г.г. до Р.Х.), а также затронем в конечном итоге её последнюю стадию развития до полного завоевания Александром Макендонским. Именно этот период наиболее интересен, так как является самым глубоким и значимым для всего обширного пласта Египетской Цивилизации.
Территориальные рамки исследования: Собственно Древний Египет включал дельту Нила — историческую область Нижний Египет («Низина», «Дельта») и долину выше по течению Нила до 1-х порогов — Верхний Египет («Верховье», «Долина»), а также область Файюмского оазиса. Современная локализация этой территории соответствует Арабской Республике Египет, но совпадает только с теми губернаторствами (мухафазами) АРЕ, которые расположены вдоль Нила.
Источниками нашими будут выступать сочинения именитых и известных культурологов, историков, а также новейшие исследовательские данные. В перечень используемой литературы входят как научно-популярные труды и статьи исследователей, так и монографии отдельных профессоров и докторов исторических наук. Академическая точность и соответствие научным критериям является для нашей работы не первостепенной важностью, так как большинство современных и особенно современных западных историков склонны к использованию вымышленных и ложных способов представлять ангажированную идеологически информацию. В нашем исследовании использованы труды в первую очередь отечественных авторов, среди которых множество не столько исследователей египетской истории, сколько его философии и культуры. Западным и иностранным источникам уделено лишь малая часть, так как достоверность иностранных исследований неактуальная для независимого исследования, которое мы желаем произвести.
В нашей базе источников представлены несколько видов и направленностей, в числе которых 1) история древнего Египта, 2) культура и социология древнего Египта, 3) философия и религия древнего Египта.
Принципы и методы исследования: В нашей методолгоической основе в первую очередь доминирует принцип объективности и системоструктурного анализа, который мы направляем непосредственно на данные исследований и работ, который освещают проблематику культуры и религии древнего Египта. Разумеется, объективная составляющая для нас является самым основным фактором, так как множество исследователей зачастую просто накладывают сравнительную базу и интерпретируют феномены культуры и духовные особенности народов и стран в контексте современности. Это грубейшая ошибка и от неё мы как можно дальше дистанцируемся, совершая анализ по философским системам самой Египетской Цивилизации, а также исследованиях, в основу которых положена тонкая проработка этих философских систем, их детальное описание и расшифровка.
1. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
1.1. Теология
Египетские верования и религиозные учения всегда привлекали огромное внимание разных цивилизаций совершенно во все времена, начиная с соприкосновений и заимствований у древних греков и заканчивая егитоманией 19-го века. Сама же религиозная тема частый предмет для споров и научных дискуссий, начало этого стоит полагать с Диодора Сицилийского и даже «отца истории» Геродота.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Монографическое издание
1. Гераклит Эфесский. Все наследие. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012.
2. Генон Р. Кризис современного мира. М.: Арктогея, 1993.
3. Генон Р. Место атлантической традиции в Манвантаре / / Милый Ангел. 1990.
4. Геродот. История. Книга вторая. Евтерпа.2015
5. Диодор. Историческая библиотека, книга I
6. Дугин А.Г. Ноомахия. Семиты. Монотеизм Луны и гештальт Ва'ала.
7. Дугин А. Г. Ноомахия. Эллинский Логос. Долина Истины.
8. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М.: Норма, 2004
9. Кузищин В.И. история Древнего Востока. – М.: РГИУ, 2003
10. Калинина Н. Кошка - священное животное Древнего Египта // Астромеридиан. — 2020
11. Красников А. Н. Анимизм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. Совета
12. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3-х тт. Т. 2.
13. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1994.
14. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. — Рипол Классик, 2013
15. Мифы в искусстве. Старом и новом: Историко-художественная монография. — М.: «Современник», 1993
16. Мюллер М. Египетская мифология. М.: Центрполиграф, 2007.
17. Овчинникова А.Г. Легенды и мифы Древнего Востока. - СПб.: Издательский Дом Литература, 2002
18. Опарин А.А. У разбитых водоемов. – М, 2004
19. Египетская книга мертвых. М.: Алетейя, 2003
20. Перепёлкин Ю.Я. История Древнего Египта/ под. ред. д.ф.н. А.Л. Вассоевича. – СПб.: Нева, 2004
21. Порфирий. Сочинения. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2011.
22. Плутарх. Осирис и Исида. — Русское Просвещение, 2018.
23. Рак И.В. Мифы и легенды Древнего Египта. — Стрекоза, 2013.
24. Рак И. В. Египетская мифология. — Издание второе, переработанное и дополненное. — СПб.: Журнал “Нева”, Летний сад, 2000
25. Рубинштейн Р. И. Мифы народов мира / Ред. С. А. Токарев. — Советская энциклопедия. — М., 1991
26. Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. — М., 2001.
27. Солкин В. В. Исида // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.
28. Силичев Д.А. Культурология. - М.: Приор, 2008
29. Тураев Б.А. Рассказ египтянина Синухета и образцы египетских документальных автобиографий. / Под. общ. ред. проф. Тураева Б.А.. — М.: Поставщик двора его величества Т-во скоропечатни Левенсон А.А., 1915
30. Тайлор Э. Первобытная культура / пер. с англ.. — 1871.
31. Уайт Д. Боги и люди Древнего Египта. - М.: Центрполиграф, 2004
32. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль
33. Йейтс Ф. Розенкрейцерское просвещение. M.: Алетейа; Энигма, 1999; Она же. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000.
34. Францев Ю.П.. У истоков религии и свободомыслия. — Издательство Академии наук СССР, 1959 Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий.
35. Элиаде М. Азиатская алхимия. М.: Янус-К, 1998.
36. Эрнест Альфред Уоллис Бадж. Древний Египет. Духи, идолы, боги = From Fetish to God in Ancient Egypt / Переводчик: Игоревский Л. А.. — М.: Центрполиграф, 2009
37. Язычество / О. К. Михельсон // Шервуд — М. Яя — 2017.
38. Bachofen J.J. Das Mutterrecht: eine Untersuchung über die Gynaikokratie der alten Welt nach ihrer religiösen und rechtlichen Natur. S. XI. Перевод Д.К. Трубчанинова
Статьи и сборники трудов, сборники материалов конференций
39. Анубис. — Словарь египетской мифологии. — М.: Центрполиграф, 2008.
Статьи в журналах
40. Леви-Стросс К. Структура мифа // Вопросы философии. — 1970. — № 7.