Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Таможенные вопросы многомерны и многогранны. Поскольку таможенное дело само по себе является неоднородным и сложным явлением, в настоящее время его можно выделить по тому или иному аспекту, выбранному автором. Ведь даже если проанализировать действующий Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ и другие законодательные акты, имея в виду только правовые аспекты, сразу становится ясно, что таможенная тематика имеет конституционно-правовые и административно-процессуальные основы и аспекты, гражданско-правовые и уголовно-правовые аспекты, элементы финансового и налогового права и многие другие отрасли права. Сразу становится понятно, что новизна и неизученность самого таможенного права, его особенностей, институционального подхода, дифференцированного анализа, основных и конкретных институтов таможенной деятельности и, в частности, таможенного права, только начинается и в этом отношении предстоит большая кропотливая работа. Поэтому в качестве темы исследования был выбран такой важный аспект, как система органов Федеральной таможенной службы РФ и их полномочия.
Цель данной работы – исследовать проблемы и направления совершенствования таможни РФ.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены на разрешения следующие задачи:
1) Раскрыть теоретические аспекты правового статуса системы таможенной службы РФ;
2) Рассмотреть систему таможенных органов;
3) Рассмотреть принципы деятельности, функции и задачи таможенных органов;
4) Раскрыть полномочия таможни;
5) Рассмотреть виды, основные функции, задачи и организационную структуру таможни;
6) Выявить проблемы и направления совершенствования таможни РФ.
В качестве объекта исследования выступает общественные отношения, связанные с правовым регулированием таможни РФ и их полномочий. Предмет исследования – нормы права, регулирующие вопросы правового регулирования таможни РФ и ее полномочий.
При написании работы были задействованы статистический метод, метод анализа, синтеза, нормативно-правовой, исторический методы.
Научную базу исследования составляют следующие авторы: Бакаева О.Ю., Воронцова Н.А., Козырин А.Н., Новикова С.А., Сенотрусова С.В., Хапилин С.А. При написании задействованы данные с официальных сайтов Росстата, ФТС России.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем и направлений совершенствования таможни РФ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании правового регулирования статуса таможни РФ и ее полномочий.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка источников и литературы. Содержание работы изложено на страницах 36 машинописного текста. Библиографический список состоит из 18 источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ
1.1.Система таможенных органов
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.
Таможенными органами являются:
-федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела;
-региональные таможенные управления;
-таможни;
-таможенные посты.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможенных органов и таможенных постов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. Функции таможенных органов и их способность выполнять конкретные таможенные задачи, предусмотренные частями 2-4 ст. 253 Федерального закона ФЗ 289-ФЗ, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы .
Таможенные органы - региональные таможенные управления, филиалы таможенных органов и специализированные таможенные органы - осуществляют свою деятельность на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере таможенного дела. Таможенные органы не обладают правосубъектностью.
Сфера деятельности соответствующих таможенных органов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере таможенного дела, учреждают представительства за рубежом в порядке, установленном законодательством РФ.
1.2. Принципы деятельности, функции и задачи таможенных органов
Деятельность таможенных органов основывается на следующих принципах:
-законности;
-равенство людей перед законом, уважение и соблюдение их прав и свобод;
-единство и централизованное управление таможенной системой;
-профессионализм и компетентность должностных лиц таможенных органов;
-четкость, предсказуемость и публичность действий должностных лиц таможенных органов, понятность требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступность информации о правилах внешнеэкономической деятельности, Таможенном кодексе Союза и законодательстве о таможенном регулировании РФ;
-единообразие правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций ;
-недопустимость возложения чрезмерных и необоснованных расходов на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в таможенной сфере, перевозчиков и иных лиц при осуществлении ими полномочий в таможенной сфере.
Таможенные органы в пределах своих полномочий обеспечивают выполнение на территории РФ обязанностей и функций, установленных ст.351 ФЗ от 03.08.2018 № 289-ФЗ, а также осуществляют следующие функции:
-обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в области таможенного дела и взаимодействует с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств и международными организациями по вопросам таможенного дела;
-обобщает таможенную статистику РФ;
-в пределах своей компетенции лицензирует валютные операции, осуществляемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Федерации, ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из РФ, а также валютные операции, осуществляемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Федерации, ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из РФ и контролировать соблюдение условий лицензии;
-проверять маркировку товаров при таможенном контроле в отношении товаров, имеющих обязательную маркировку, предусмотренную международными конвенциями РФ или законодательством РФ ;
-выявлять, предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, а также иные соответствующие преступления и правонарушения, осуществлять неотложные следственные действия, проводить предварительное расследование в форме расследования уголовных дел по указанным преступлениям, осуществлять производство по делам об административных правонарушениях;
-осуществлять оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, противодействие коррупции и обеспечение собственной безопасности в соответствии с законодательством РФ;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ1, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022);
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза);
4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 32 (часть I). - Ст. 5082.
5. Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 N 636 (ред. от 19.06.2021) "Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов РФ и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ" // Собрание законодательства РФ- 2021. - № 18. - Ст. 3146.
6. Указ Президента РФ от 16.11.1998 N 1396 (ред. от 30.09.2012) "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы РФ" // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 47. - Ст. 5742.
7. Приказ ФТС России от 20.09.2021 № 798 (ред. от 21.11.2022) "Об утверждении Общего положения о таможне" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2021 № 65549) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.10.2021.
8. Стратегия развития таможенной службы до 2030 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=DJ84eglc43I (дата обращения: 26.03.2023).
II. Научная и учебная литература
9. Бакаева О.Ю. Основные направления совместной деятельности налоговых и таможенных органов в условиях цифровой экономики / О.Ю. Бакаева, К.О. Семенов // Налоги. 2019. № 4. С. 3.
10. Воронцова Н.А. Международное таможенное право. Документы и комментарии. М.: МГИМО-Университет. 2017. 179 с.
11. Козырин А.Н. От электронной таможни к таможне цифровой: развитие таможенно-правового регулирования в РФ // Закон. 2021. N 2. С. 118.
12. Новикова С.А. Таможенное дело : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. 302 с.
13. Сенотрусова С.В. Таможенное дело : учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 258 с.
14. Таможенное администрирование: Под ред. Ворона А.А., Лабоськин М.А., Николаев В.В. Учебное пособие. М.: ИЦ Интермедия, 2023. 184 с.
15. Хапилин С.А. Таможенное дело. Учебник. Серия: Бакалавриат и магистратура. М.: Кнорус, 2022. 508 с.
III. Интернет-ресурсы
16. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - URL : www.gks.ru;
17. Официальный сайт Федеральной таможенной службы - URL : www.customs.gov.ru;
18. Портал внешнеэкономической информации - URL : www.ved.gov.ru.