Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время создание системы мотивации персонала является одной из наиболее сложных практических проблем организационного управления. Высокая текучесть кадров, низкая трудовая дисциплина, большое количество ошибок сотрудников, ленивое отношение к трудовой деятельности, отсутствие благоприятных условий для самореализации кадрового потенциала, слабое влияние руководства на сотрудников, низкие межличностные отношения между сотрудниками, нарушение производственных процессов, отсутствие перспектив карьерного роста, неудовлетворенность сотрудников, их профессионализм сотрудников, отсутствие инициативы со стороны персонала. Система мотивации труда представляет собой сложную систему, включающую множество элементов, тесно взаимосвязанных друг с другом.
Мотивация персонала является основным инструментом для обеспечения оптимального использования ресурсов и мобилизации имеющихся трудовых ресурсов. Основной целью процесса мотивации является получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, тем самым повышая общую эффективность и прибыльность любого предприятия, в том числе и коммерческого сектора.
Для эффективного использования мотивации персонала, необходимо хорошо понимать ее сущность - потребности, интересы, способности, желания, ожидания, ценностные ориентации и установки. В основе мотивации лежат потребности. Они служат внутренним источником личностного роста и активности. Более важную роль в мотивации играют интересы. Интересы - это глубоко прочувствованные и признанные потребности, которые гарантируют ориентацию человека на реализацию и достижение конкретных целей. Исходя из этих ценностей, сотрудники решают, что и как делать. Также важными в мотивации являются цели - сознательно прогнозируемые результаты деятельности. Если цели правильно выбраны и понятны сотрудникам, они могут мобилизовать их на достижение этих результатов.
Мотивация труда персонала является частью процесса управления, в ходе которого человеческая энергия преобразуется в конкретные формы поведения, приводящие к ожидаемым эффективным совместным действиям по реализации организационного плана. Эффективность мотивационного процесса, активизация поведения человека в процессе труда, зависит от таких факторов, как степень и последовательность организационного, административного и межличностного развития, социально-экономического, научно-технического и правового набора способов воздействия на его других.
Проблемы мотивации в управлении персоналом достаточно широко рассматривается сегодня в научной литературе и литературе по связям с общественностью. Сложность практической организации систем мотивации персонала определяется недостаточной изученностью мотивационных особенностей работников, занятых в различных видах производства.
Актуальность темы исследования определяется тем, что эффективная мотивация персонала является одним из важнейших факторов конкурентоспособности современных организаций. Вместе с тем, теоретические аспекты построения мотивационных механизмов, подходящих для российских особенностей, требуют дальнейшего развития. Кроме того, практические шаги, предпринимаемые организациями в отношении использования мотивационных механизмов, далеки от совершенства.
Задачи курсовой работы:
- изучить значение мотивации;
- изучить содержание понятий "мотивация" и "мотивирование";
- охарактеризовать способы мотивации персонала.
Объектом исследования является персонал.
Предметом исследования явились социально-трудовые, экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе развития мотивации персонала.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ
1.1. Понятие, сущность и значение мотивации
С точки зрения организации, система мотивации устанавливает цели, соответствующие потребностям и желаниям, и поощряет поведение, необходимое для достижения этих целей.
Прежде всего, мотивация - это функция управления. Под функцией управления понимается вид управленческой деятельности, набор обязанностей и задач подсистемы управления (или субъекта управления) [3, с. 68].
Управление в современных организациях основано на анализе потребностей, целей и ценностей персонала. Потребности человека - это чувство недостатка или желание чего-либо [21, с. 8].
Цели человека - это объект, состояние или положение в обществе, на достижение которого направлено поведение человека, и его достижение.
Основные цели деятельности человека можно выделить следующим образом:
1) материальные блага;
2) власть и престиж
3) знания и творчество
4) духовная целостность.
Ценности человека определяют его отношение к окружающему миру, особенно к другим людям.
Стимулирование труда - это способ влияния на поведение работника и его трудовые функции, поскольку стимулирование - это один из способов управления трудовой мотивацией, которое осуществляется через мотивацию. Существует множество формулировок мотивации. Термин "мотивация" впервые использовал немецкий философ Артур Шопенгауэр в своей статье "Четыре принципа достаточной причины для объяснения причин поведения человека". Мотивация - это внутренний процесс, посредством которого человек свободно выбирает определенную модель поведения, обусловленную влиянием внешних факторов (стимулов) и внутренних факторов (мотивов), для удовлетворения своих нужд и желаний, или потребностей". [3, с. 34]
Потребность - это состояние субъекта, при котором он испытывает определенную нужду в тех или иных предметах, людях, объектах или материальных ценностях, необходимых для его существования. А вознаграждение - это все то, что человек считает ценным для себя. Оно определяется как нечто, что приглушает потребности и подавляет импульсы. Опыт применения мотивации и стимулирования труда в Европе представлен в таблице 1.1 [14, с.111].
Таблица 1.1 - Сравнение применения мотивации в разных странах
Страна Основные факторы мотивации труда Отличительные особенности мотивации труда
Япония Профессиональное мастерство
Возраст
Стаж. Результативность труда Пожизненный найм Единовременное пособие при выходе на пенсию
США Поощрение предпринимательской активности
Качество работы
Высокая квалификация Сдельная + повременная оплата труда Участие в прибыли
Система двойных ставок
Премии за работу без аварий, дли тельную эксплуатацию оборудования Соблюдение дисциплины
Франция Квалификация Качество работы Количество организационных предложений Уровень мобилизации Индивидуальная оплата труда
Инициативность
Дополнительные вознаграждения (обеспечение по старости, воспитание детей, предоставление автомобиля)
Великобритания Доход Участие в прибылях
Долевое участие в капитале
Швеция Солидарная заработная плата Сильная социальная политика Разделение системы налогов и льгот
Германия Качество Стимулирование труда Социальные гарантии
Стимулирование труда как метод управления включает в себя использование различных существующих форм и методов для регулирования поведения, связанного с работой.
Мотивация является одним из ключевых понятий в теории управления персоналом. Это объясняется тем, что мотивация побуждает персонал к труду и параллельно ведет к удовлетворению личных потребностей сотрудников, что в свою очередь ведет к достижению организационных целей. Мотивация - это природа личности, совокупность устойчивых мотивов, определяемых ее деятельностью [5, с. 104].
Применительно к трудовой деятельности следует отметить, что это понятие характеризуется как поведение работников, направленное на удовлетворение их желаний в отношении материальных и других ценностей.
Трудовая деятельность также связана с достижением целей организации. Работники понимаются как важный компонент структуры организации [7, с. 37].
Стимул - побуждение к действию, интерес к чему-либо [20, с.401].
Стимулирование труда - это набор моделей поведения, которые представляют собой средство удовлетворения более значительной материальной потребности. Говоря иначе, мотив - это некая движущая сила, которая вызывает побуждение к действию для достижения цели, соответствующей внутреннему состоянию человека, а стимул - это желаемый объект. Другими словами, мотивы - это внутренние процессы, а стимулы - внешние.
С момента появления первых теорий мотивации о человеке в 1920-х годах в научном сообществе до сегодняшнего дня существует огромное количество теорий мотивации. К ним относятся содержательные теории мотивации (авторы: А. Маслоу, Ф. Герцберг, К. Эдельфер, Д. МакКлелланд, Дж. Аткинсон и др.), теории мотивационных процессов (авторы: В. Блум, Дж.С. Адамс, Л. Портер, Э. Лоулер, Г. Кауфман, И. Янис, Л. Манн, А. Кохан, Д. Брэдфорд и т.д.) и др. При всем многообразии мотивационных теорий количественные показатели мотивации рабочего поведения персонала могут быть представлены единицами теории, а измерение и анализ мотивации стали определяющим фактором качества и эффективности организационной деятельности.
Понятие и сущность экономической категории "мотивация" наиболее полно раскрыты А.Я. Кибановым. В своем определении он указывает, что
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
2. Адамская Л.В., Ковалев А.С. Мотивация и стимулирование в управлении персоналом // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2017. - № 4 (17). - С. 17-19.
3. Бабкина О. Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебное пособие / Байдаков А.Н., Черникова Л.И., Кенина Д.С. - М.:СтГАУ - "Агрус", 2017. - 116 с.
4. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Ю. Базаров. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с.
5. Битюкова С. С. Совершенствование системы мотивации персонала // Молодой ученый. — 2019. — №15. — С. 187-190.
6. Волосский, А.А. Мотивация и стимуляция труда / А.А. Волосский. - М.: Техносфера, 2018. - 524 c.
7. Ветлужских, Елена Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика / Елена Ветлужских. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 152 c.
8. Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Клюев А.В. Построение карьеры: профессиональные траектории молодежи // Успехи современной науки и образования. 2017. №4. Т. 1. С. 121-124.
9. Генкин Б.М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): Монография / Генкин Б. М. - 2-е изд., испр. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 352 с.
10. Горленко, О. А. Управление персоналом : учебник для СПО / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 249 с.
11. Дейнека А.В. Управление персоналом организации / Дейнека А.В. - М.:Дашков и К, 2019. - 288 с.
12. Дуракова И.Б. Актуальные проблемы управления персоналом: моббинг : учеб. пособие / И.Б. Дуракова, Е.С. Корыстина. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 226 с.
13. Жданкин Н. А. Восемь правил эффективной мотивации, или как правильно мотивировать персонал / Н. А. Жданкин // Управление персоналом. — 2016. — № 3. — С. 32-39.
14.Заруцкая Е.А. Мотивация и стимулирование труда персонала организации // Вестник Тверского государственного университета. - 2018. - №1. - С. 120-126.
15. Ивановская Л.В. Управление персоналом организации : учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Л.В. Ивановская ; под ред. А.Я. Кибанова. — 4¬е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 695 с.
16. Исаева, О. М. Управление персоналом : учебник и практикум для СПО / О. М. Исаева, Е. А. Припорова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 168 с.
17. Каменская В. Г. Психология конфликта. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. - 150 с.
18. Кибанов А.Я. Управление персоналом в России: новые функции и новое в функциях : монография / под ред. проф. И.Б. Дураковой. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 242 с.
19. Кибанов А.Я. Управление персоналом в России: теория, отечественная и зарубежная практика: Книга 2: Монография /Кибанов А.Я.,Генкин Б.М.,Лаврентьева И.В.;Под ред. Кибанова А.Я.-М.:НИЦ ИНФРА-М,2019.-283с.
20. Листик, Е. М. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. М. Листик. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 215 с.
21. Литвинюк А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика : учебник для бакалавров. М. : Издательство Юрайт, 2019. - 398 с.
22. Лобанова, Т. Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Н. Лобанова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 482 с.
23. Лукашевич, В. В. Основы управления персоналом. Учебное пособие / В.В. Лукашевич. - М.: КноРус, 2019. - 346 c.
24. Максимцев, И. А. Управление персоналом : учебник и практикум для СПО / И. А. Максимцев, Н. А. Горелов ; под ред. И. А. Максимцева, Н. А. Горелова. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 526 с.
25. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под общ. ред. С. Ю. Трапицына. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 314 с.
26. Пугач С.П. Управление персоналом в России: новые функции и новое в функциях : монография / под ред. проф. И.Б. Дураковой. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 242 с.
27. Пряжников Н. С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Издательство Юрайт, 2019. - 365 с.
28. Ребров А.В. Мотивация и оплата труда. Современные модели и технологии : учеб. пособие / А.В. Ребров. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 346 с.
29. Соломанидина, Т. О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 323 с.
30. Спицкий В.Е. Мотивация и стимулирование труда персонала в системе кадровой политики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 7-1. - С. 146-149
31. Ходенкова О.П. Управление персоналом организации: технологии управления развитием персонала : учебник / О.К. Минева, И.Н. Ахунжанова, Т.А. Мордасова [и др.] ; под ред. О.К. Миневой. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 160 с.
32 .Шапиро С.А. Основы управления персоналом : учебное пособие / С.А. Шапиро, О.В. Шатаева. — М. : Кнорус, 2017. — 208 с.
33.Юркова И.Г., Яхутль Е.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала в сфере продаж // Развитие и актуальные вопросы современной науки. - 2017. - № 7. - С. 191-193.
34 .Бойцова Е. Разработка KPI в российских компаниях // Управляем предприятием
35.[17.05.2013]. - http://upr.ru/article/kontseptsii-imetody-
upravleniya/RAZRABOTKA_KPI_V_ROSSIJSKIH_KOMPANIYAH_.html (дата обращения: 11.01.2020)
36.Кудрявцева Ю.С., Поваляева А.И. Проблемы мотивации и стимулирования персонала // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные Исследования: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.- практ. конф. № 3. URL: sibac.info/sites/default/files/conf/file/stud_3_2 (дата обращения: 22.10.2019)
37 .Манжулий Я.В. Развитие системы мотивации труда в организации сферы услуг // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/03/88907 (дата обращения: 26.10.2019).
38.Петрова Р.А. Высокоэффективная мотивация персонала в организации // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 2.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=16858 (дата обращения: 02.10.2019).
39.Шубина Н. А. Материальное и нематериальное стимулирование труда: организационный опыт и общественное мнение // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXIII междунар. Студ. Науч.-практ. конф. № 8(23). URL: http://sibac.mfo/archive/economy/8(23)