Фрагмент для ознакомления
2
Тема исследования посвящена рассмотрению особенностей идиостиля и художественной речи на примере творчества хантыйского писателя Е.Д. Айпина.
Актуальность исследования связана с возрастанием в настоящее время интереса к индивидуальному авторскому стилю в научных трудах лингвистов и литературоведов, и, вместе с тем, с недостаточной изученностью проблемы.
Выявление особенностей индивидуального восприятия мира личности, реализованного в языке художника слова, на современном этапе занимает одно из главных мест в исследованиях, посвященных анализу художественного текста. Анализ лингвистических особенностей произведений дает возможность выявить ценностные ориентации личности, специфику индивидуально-авторского словоупотребления, то есть дает возможность полно и объективно представить языковую картину мира писателя.
Объект исследования: лексические и синтаксические единицы, выполняющие роль средств выразительности в прозе Е.Д. Айпина.
Предмет исследования: лексико-семантические и стилистические языковые особенности, характеризующие идиостиль Е.Д. Айпина.
Материал исследования – повесть Е.Д. Айпина «У гаснущего очага».
Цель исследования: охарактеризовать языковые особенности идиостиля Е.Д. Айпина на материале повести «У гаснущего очага».
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические аспекты вопроса художественной речи и идиостиля писателя в отечественном языкознании.
2. Определить своеобразие языковой картины мира Е.Д. Айпина на примере анализа повести «У гаснущего очага».
3. Выявить художественно значимые для писателя средства выразительности на всех языковых уровнях.
Теоретическая значимость исследования обусловлена представлением анализа языкового своеобразия произведений Е.Д. Айпина, выявленного на основе анализа повести «У гаснущего очага».
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при изучении лингвистики на лингвистических отделениях вузов.
Методологическую основу работы составляют научные труды Н.Д. Арутюновой, М.М. Бахтина, М.Х. Гаджиахмедовой, И.Р. Гальперина, Ю.М. Лотмана, В.Л. Сязи, В.И. Тюпы и других исследователей.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач был использованы методы:
- метод лингвистического описания с привлечением приемов количественного и компонентного анализа;
- семантико-стилистический метод;
- контекстуальный;
- биографический.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список. Во введении обоснованы актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования; указаны объект, предмет исследования, его методологическая основа, методы исследования, материал исследования; сформулированы цель и задачи исследования. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов исследования художественной речи и идиостиля. Во второй главе проанализированы лингвостилистические особенности произведения Е.Д. Айпина «У гаснущего очага». В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
Глава I. Изучение художественной речи и идиостиля писателя
в отечественном языкознании
1.1. Особенности употребления слова в художественной речи
Прежде чем перейти к характеристике идиостиля Е.Д. Айпина, необходимо раскрыть общее понятие стиля. М.Х. Гаджиахмедова определяет стиль как эстетическую категорию, которая употребляется по отношению ко всем видам искусства [Гаджиахмедова 2021: 53].
Предметом анализа идиостиля являются функционально-структурные особенности и речевая организация в конкретном авторском тексте. Первый этап анализа предполагает определение темы текста, его художественных особенностей, которые могут быть выражены на различных уровнях языка. Второй и третий этапы анализа идиостиля связаны с рассмотрением структурных особенностей текста. На данных этапах исследуются внешние особенности текста и порядок организации языковых средств различных уровней в тексте. Художественный стиль отличают богатство образных средств и наличие многообразных стилистических приемов, служащих для раскрытия художественного образа. Художественный текст на композиционном уровне может содержать или не содержать название и эпиграф, быть разделенным или не разделенным на отдельные части. Все это приводит к своеобразной организации текста и придает ему образную законченность.
Особенности художественной речи и идиостиля могут определяться различными факторами, в частности: принадлежностью автора к определенному литературному течению, историческими условиями создания произведения, автобиографическими фактами.
Стилистический анализ художественного текста предполагает рассмотрение и систематизацию приемов и способов выражения художественных образов произведения.
В основе любого художественного произведения лежит художественный образ. По определению А.И. Николаева, «образ – сердце искусства» [Николаев 2019: 34]. И.В. Арнольд [Арнольд 2018: 112] определяет художественный образ как форму отражения действительности в искусстве и относит к его базовым характеристикам выражение абстрактной идеи в конкретной форме.
Таким образом, художественный образ раскрывает индивидуальный духовный мир автора и помогает читателю проникнуться смыслом написанного.
Важная часть анализа литературного произведения – рассмотрение организации языковых средств различных уровней (фонетического, лексического, морфологического, синтаксического) в конкретном тексте. Как отмечает М.Я. Блох, фонетический строй служит материальной подосновой языка, он определяет физическое представление значимых языковых единиц всех уровней. Лексический строй объединяет все множество непосредственно назывных средств языка, то есть слов и стабильных словосочетаний. Грамматический строй объединяет закономерности построения высказываний из назывных средств языка в процессе производства речи (говорения или письма) как воплощения мыслительной деятельности человека [Блох 2002: 10].
Лингвостилистический анализ предполагает характеристику языковых средств различных уровней, отражение их взаимосвязи, выделение средств создания образности, определение их роли в тексте.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агакишиева У.Д. Лексические черты идиостиля Е.Д. Айпина / У.Д. Агакишиева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. – 2016. – № 12 (66): в 4-х ч. Ч. 3. – C. 72-75.
2. Айпин Е.Д. У гаснущего очага: Повесть в рассказах о верованиях, обычаях, обрядах и преданиях народа ханты (остяков) Обского Севера / Е.Д. Айпин. – Екатеринбург: Сред. – Урал. книжное издательство; Москва: ЗАО «Фактория Арктики», 1998. – 256 с.
3. Агиенко JI.A. Подтекст в современной английской драме / Л.А. Агиенко // Изучение стиля художественного текста. – М.: Дрофа, 2020. – 122 с.
4. Анохина Ю.М. Способы выражения сравнений в языках с разной грамматической структурой (на материале русского и французского языков) //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Ю.М. Анохина. – Барнаул. 2008. – 24 с.
5. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: уч. для вузов / И.В. Арнольд. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта, 2018. – 405 с.
6. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика) / Н.Д. Арутюнова // Лингвистика и поэтика. - М.: Наука, 1979. – 150 с.
7. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – 502 с.
8. Белькова А.Е. Языковые средства выразительности в повести Е.Д. Айпина «У гаснущего очага» / А.Е. Белькова // Сб. трудов Всероссийской научно-практической конференции. – Нижневартовск: 2021. – С. 500-504.
9. Блох М. Я. Теоретические основы грамматики: испр. / М.Я. Блох. – М.: Высшая школа, 2002. – 160 с.
10. Гаджиахмедова М.Х. Эволюция понятия стиль художественной литературы в отечественном литературоведении / М.Х. Гаджиахмедова // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. – 2021. – Том 36. Вып. 3. – С.53-61.
11. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка/ И.Р. Гальперин. – М.: Изд. литературы на иностранных языках, 1958. – 460 с.
12. Исакова С.А. Этнопоэтика ранних рассказов Еремея Айпина (на материале сборника «Время дождей») / С.А. Исакова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. – 2018. – № 6 (84): Ч. 1. – C. 19-23.
13. Косинцева Е.В. Образ праведника в прозе Е.Д. Айпина / Е.В. Косинцева // Yearbook of Finno-Ugric Studies. In Russian. – 2018. – Vol.12, № 3. – pp.69-76.
14. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения: учебное пособие / Б.О. Корман. – М.: Просвещение, 1972. – 111 с.
15. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история / Ю.М. Лотман. – М.: Языки русской культуры. 1996. – 315 с.
16. Николаев А.И. Основы литературоведения: учеб. пособие для студентов филологических специальностей / А.И. Николаев. – Иваново: Листос, 2019. – 257 с.
17. Сязи В.Л. Образ возлюбленной в прозе Е.Д. Айпина / В.Л. Сязи // Bulletin of Ugric Studies. – 2018. – Vol. 8, № 1. – pp.69-76.
18. Сязи В.Л. Образ родного дома/земли в повести Е.Д. Айпина «У гаснущего очага» / В.Л. Сязи // Вестник угроведения. – 2015. – № 2 (21). – С. 82-87.
19. Тюпа В.И. Нарратология и этика / В.И. Тюпа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. – 2022. – №19 (1). – С. 29-44.
20. Тюпа В.И. Осевая нарратологическая категория в исторической перспективе / В.И. Тюпа // Studia Litterarum. – 2021. – том 6, №1. – С. 10-31.