Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данной работы определяется значимостью информации в жизни современного человека. В этой связи необходимо приобретение и совершенствование навыков правильного восприятия и оценки информации, распознавания попыток манипулирования общественным сознанием.
Проблема медиаманипулирования привлекает к себе внимание исследователей на протяжении многих десятилетий. Однако многочисленные вопросы, связанные с изучением психологических методов и средств данного процесса, остаются до сих пор недостаточно освещенными в научной литературе.
Объектом исследования являются особенности медиаманипуляции как вида психологического воздействия.
Предмет исследования – методы и средства медиаманипуляции, выявленные на материалах конкретного медиаисточника.
Целью данной курсовой работы является описание психологических механизмов, методов и средств медиаманипуляции, выявленных на материалах конкретного медиаисточника – пресс-службы АО «Угольная компания «Северный Кузбасс».
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) раскрыть понятие, признаки и психологические механизмы манипуляции;
2) рассмотреть языковые средства манипуляционного воздействия;
3) охарактеризовать методы медиаманипулирования на примере материалов пресс-службы сайта угледобывающей компании;
4) проанализировать особенности выбора языковых средств медиаманипулирования пресс-службой угледобывающей компании.
Теоретическая значимость исследования заключается в контекстуальном анализе материалов пресс-службы угледобывающей компании и выявлении в них методов и языковых средств медиаманипулирования.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при изучении журналистики и лингвистики на соответствующих отделениях вузов.
Методологическую основу работы составляют научные труды: О.Н. Быковой, Е. В. Денисюк, Е.Л. Доценко, Ю.А. Ермакова, С. Г. Кара-Мурзы, М.Н. Ковешниковой и др. исследователей.
Материалом для исследования послужили публикации пресс-службы АО «Угольная компания «Северный Кузбасс».
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ; контекстуальный анализ; систематизация полученных данных.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, одна из которых носит теоретический, другая – практический характер, заключение, список использованной литературы и источников. Во введении обоснованы актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования; указаны объект, предмет исследования, его методологическая основа, методы исследования, материал исследования; сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализируемой проблемы, во второй главе – систематизированы и проанализированы результаты проведенного исследования методов и языковых средств медиаманипулирования, выявленных на материалах конкретного медиаисточника – пресс-службы АО «Угольная компания «Северный Кузбасс». В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
Глава 1 Сущность медиаманипуляции как вида психологического воздействия
1.1 Понятие, признаки и психологические механизмы манипуляции
Для начала необходимо рассмотреть теоретические аспекты исследования и раскрыть сущность базового понятия данного исследования – понятия манипуляции.
Как отмечает С.Г. Кара-Мурза, корень слова «манипуляция» происходит от латинского «manus» – рука и «рle» – наполнять. В различных словарях европейских языков данное понятие определяется как «обращение с объектами с определенными намерениями, целями» [5, с.24].
Е.Л. Доценко раскрывает сущность манипуляции в контексте технической сферы. В соответствии с данным определением манипуляция представляет собой определенные действия с рычагами технического изделия (например, станка), производимые руками [4, с.10].
В Энциклопедии социологии представлена многоаспектная трактовка термина «манипуляция». Данное понятие рассматривается как способ воздействия, преследующий навязывание определенных целей; как ухищрение, махинация, жульничество; как сложный технический прием в ручной работе [7, с.422].
Таким образом, понятие «манипуляция» многозначно. В «Тезаурусе русского делового языка» термин манипуляция связывается со словом «обработка» [17]. При этом понятие «обработка» может быть рассмотрено, как в своем прямом, т.е. техническом значении, так и в переносном.
Ю.А. Ермаков отмечает, что в переносном значении манипуляция определяется как фокусническое или корыстное действие обманного характера, цель которого – создание в сознании объекта манипулирования разнообразных иллюзий при восприятии каких-либо явлений действительности [11, с.216]. Е.Л. Доценко определяет сущность манипуляции как «вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» [4, с.19].
Первый признак манипулятивного действия – обман, несущий в себе импликацию хитрости. В этой связи необходимо раскрыть сущность понятия имплицитной информации, т.к. именно она составляет содержание рассматриваемого признака манипулятивного действия. Как подчеркивают М.Е. Раюшкина и И.Е. Белогорцева, имплицитная информация, в отличие от эксплицитной, нередко характеризуется завуалированностью, однако подчас именно она составляет суть высказывания [14, с.62].
Таким образом, имплицитный, завуалированный характер информации способствует тому, что человек, воспринимающий данную информацию, не понимает, что относительно него был осуществлен манипулятивный акт. Субъект намеренно скрывает манипуляцию от партнера, чтобы сформировать у последнего ошибочные убеждения, соответствующие целям, преследуемым данным субъектом.
Второй признак манипулятивного действия – нежеланное вмешательство, которое затрагивает обыденное развитие ситуации вопреки желанию манипулируемого, создание обстановки, вынуждающей людей совершать те или иные действия не по своей воле.
Сущность манипуляции можно наглядно проследить на примере такой ее разновидности, как политическая манипуляция. Как отмечает Е.И. Шейгал, главная цель политиков – борьба за власть, захват, поддержание, распределение власти [6, с.82]. Соответственно, цель политического манипулирования – получение, реализация и сохранение власти. Основной целью политических манипуляторов в предвыборной кампании является формирование желания избирателей поддержать на выборах определенную социальную группу. Манипулятор должен угадать социальное ожидание и предложить оптимальный образ кандидата или программ. П.Б. Салин, подробно анализируя механизмы медиаманипулирования в сфере политической деятельности, выделяет следующие основные методы: «навешивание ярлыков», заключающееся в использовании ассоциаций, формирующих как позитивное, так и негативное отношение к чему-либо; «сияющие обобщения» (яркие, но бессодержательные утверждения); перенос позитивных или негативных характеристик с одного объекта на другой; ссылка на авторитеты, стремление приспособить собственный образ под определенную аудиторию (в манере речи, в деталях внешнего вида); «перетасовка карт» (подбор фактов, лишь подтверждающих или опровергающих выдвинутый тезис); «общий вагон» (стремление убедить аудиторию в своих преимуществах и сформировать желание «присоединиться к победителям») [15, с.244-246].
Таким образом, базовые методы политического манипулирования основаны на особенностях человеческой психики, человеческого сознания. Манипуляция человеческим сознанием может осуществляться за счет различных средств, в том числе, и посредством речевого воздействия. Р. Блакар подчеркивает, что использование языка всегда предполагает воздействующий эффект [2, с. 92].
М.Н. Ковешникова определяет сущность речевого манипулирования как скрытого воздействия на участников коммуникации посредством отбора языковых средств. Цель речевой манипуляции – склонить манипулируемое лицо к тому, чтобы принять определенные высказывания за истинные без учета всех аргументов [13, с.387]. По мнению Е.В. Денисюк, речевое воздействие при манипуляции направлено на побуждение собеседника совершить невыгодное для него, но выгодное для побуждающего лица действие.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы и источников:
Монографическая и учебная литература:
1. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка / Г.Н. Акимова. – М.: Высшая школа, 1990. – 168 с.
2. Блакар Р. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия / Р. Блакар. – М.: Прогресс, 1987. – С. 88-125.
3. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики: испр. / М.Я. Блох. – М.: Высшая школа, 2002. – 160 с.
4. Доценко Е.Л. Психология манипулирования: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. – М.: Издательство МГУ, 1997. – 224 с.
5. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 832 с.
6. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса / Е. И. Шейгал. – Волгоград: Перемена, 2000 – 368 с.
7. Энциклопедия социологии / составитель А. Антинази. – М.: Книжный дом, 2009. – 589 с.
8. Jakobson R. Closing statements: Linguistics and poetics // Style in language / Ed. by Thomas A. Sebeok. Cambridge Massachusetts: M.I.T. Press, 1960. pp. 350-377.
Статьи периодической печати и Интернет-ресурсы:
9. Быкова О.Н. Языковое манипулирование / О.Н. Быкова // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. – 1999. – Вып. 1. – С. 99-103.
10. Денисюк Е.В. Феномен манипуляции: речедеятельностная интерпретация / Е. В. Денисюк // Культурно-речевая ситуация в современной России: вопросы теории и образовательных технологий: Тезисы докладов и сообщений Всерос. научно-методической конференции: Екатеринбург, 19-21 марта 2000 г. / Под ред. И.Т. Вепревой. – Екатеринбург, 2000. – С. 66-68.
11. Ермаков Ю.А. «Мягкая сила» социально-политических манипуляций человеком / Ю.А. Ермаков // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2013. – № 4 (119). – С. 216-222.
12. Кайрамбаева А.Ж. Синтаксические приемы как экспрессивные средства рекламного дискурса (на материале наружной рекламы г. Павлодара) / А.Ж. Кайрамбаева // Вестник КемГУКИ. –2012. – № 18. – С. 127-132.
13. Ковешникова М.Н. Речевая манипуляция и приемы речевого манипулирования / М.Н. Ковешникова // XVIII Царскосельские чтения: материалы международной науч. конференции (22-23 апр. 2014 г.): в 3-х т. / под общ. ред. В. Н. Скворцова. – СПб: Изд. Ленингр. гос. ун-та, 2014. – Т. 1. – С. 387-394.
14. Раюшкина М.Е., Белогорцева И.Е. Особенности обучения пониманию эксплицитной и имплицитной информации при работе с аутентичным текстом в старших классах филологического профиля (на примере новеллы О Генри «Дары волхвов» / М.Е. Раюшкина, И.Е. Белогорцева // Наука и образование сегодня. – 2015. – № 1 (1). – С. 62-65.
15. Салин П.Б. Механизмы и каналы медиаманипулирования массовым политическим сознанием / П.Б. Салин //Политическая наука. – 2017. – № 1. – С. 242-252.
16. Единая Россия [Электронный ресурс] URL: http://www. https://er.ru (дата обращения: 09.03.2023)
17. Тезаурус русской деловой лексики [Электронный ресурс] URL: https://slovar.cc/rus/tezaurus-del/1439709.html (дата обращения 09.03.2023)
18. Угольная компания Северный Кузбасс АО [Электронный ресурс] URL: https://www.kuzcoal.ru (дата обращения 09.03.2023)