Фрагмент для ознакомления
2
Введение
При любой физической нагрузке, наступает период, когда становится сложнее выполнять физическую деятельность. Данное состояние человека назевается – утомление. Одни из самых распространенных признаков утомления это: появление испарины на лбу, покраснение или побледнение кожных покровов, напряжение лицевых мышц, небольшая дезориентация движений и т.д. В это же время в нашем теле протекают более глубокие физиологические изменения, которые касаются функциональных систем организма.
Глава 1 Теоретические основы развития силовой выносливости у детей
1.1 Определение и виды выносливости. Методы развития выносливости
Выносливость – физическое качество, развитие которого у обучающихся способствует физическому совершенствованию личности в целом.
В практике физического воспитания выносливость представляет собой «способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Выносливость также определяют как способность противостоять утомлению, выделяя при этом четыре основных типа утомления: умственное, сенсорное, эмоциональное, физическое» .
Как физическое качество человека выносливость реализуется в продолжительной и интенсивной физической активности без ощутимого проявления усталости, а также в скорости снижения уровня работоспособности при выполнении физических упражнений.
Выносливость подразделяется на общую (аэробную), и специальную.
К проблеме выносливости и ее развития обращаются многие авторы работ по теории и практики физической культуры.
Н.Г. Озолин связывать выносливость с преодолением утомляемости в процессе физической активности .
По классификации физических упражнений В.С Фарфеля, выносливость человека, выполняющего физические упражнения, проявляется через 30–40 минут активного движения и относится к зоне большой мощности . Н.Г. Озолин полагает, что зона большой мощности включается через 25–30 минут, что свидетельствует о выносливости.
Как уже было обозначено выше, есть общая выносливость (аэробная) и выносливость специальная. Продолжительные мышечные усилия умеренной интенсивности являются проявлением общей выносливости.
Что касается проявления мышечных усилий, отвечающих специфике определенных упражнений (интенсивность, длительность по времени и др.) – то это специальная выносливость.
Как утверждает Н.Г. Озолин, «главным составляющим компонентом выносливости служит аэробная система энергообеспечения, происходящая реакция окисления есть источник двигательной активности» . Поэтому развитие специальной выносливости будет эффективно на основе общей выносливости.
Выделяют классификацию типов специальной выносливости «по следующим основаниям:
– по особенности двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (беговая выносливость);
– по особенности двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (игровая выносливость);
– по особенности взаимодействия с другими физическими качествами, необходимыми для решения двигательной задачи (силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость).
И.В. Еркомайшвили предлагает свою классификацию специальной выносливости, согласно которой выносливость может быть следующей: «выносливость к работе циклического, ациклического и смешанного характера; выносливость статическая и динамическая; выносливость аэробная и анаэробная; выносливость дистанционная, игровая или многоборная; выносливость локальная, региональная или глобальная» .
Поскольку специальная выносливость развивается на основе общей выносливости, то на уроках физической культуры прежде всего необходимо уделять внимание развитию общей выносливости обучающихся.
1.2 Педагогические условия и методы развития выносливости
Для того, чтобы противостоять утомлению необходимо также проявлять серьезные волевые усилия. Именно поэтому педагогами и тренерами параллельно решаются задачи воспитательной работы . Развитие специальной выносливости необходимо выполнять на основе общей выносливости. Если соблюдать эти условия, то все будет способствовать достижению главной цели физической культуры и спорта–гармоничному развитию личности.
Для того чтобы развивать выносливость применяются физические упражнения, которые вызывают максимальную производительность дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Нагрузка на организм может быть, как средней, то есть умеренной, так и высокой. На выполнения каждого упражнения может уходить около десяти минут. Физическая культура имеет огромный список аэробных упражнений, например, бег и его разновидности, ходьба (спортивная и пешеходная), заплывы на длинные и короткие дистанции, лыжный спорт, велоспорт, конькобежный спорт, элементарные подвижные игры для детей способствуют развитию физической выносливости.
При организации тренировки для развития аэробной выносливости, необходимо придерживаться следующих правил:
- продолжительность тренировки не должно превышать 60 минут; - включение в мышечную работу максимальное количество групп мышц;
- упражнения необходимо выполнять в зонах высокой и умеренной мощности;
- количество упражнений не должно быть меньше 5-7;
- время отдыха между упражнениями должно быть подобрано индивидуально для занимающегося
Основными методами развития выносливости являются:
1) метод слитных или непрерывных упражнений со средней нагрузкой;
2) метод круговой тренировки;
3) метод соревнований.
4) метод повтора интервального упражнения;
5) игровой метод;
Методами для развития специальной выносливости:
1) метод непрерывного упражнения (равномерный и переменный);
2) метод интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);
3) соревновательный
4) игровой метод
Равномерный метод – это один из режимов длительной работы, когда непрерывные усилия и скорость выполнения относительно равномерны.
Упражнения могут выполняться с разным уровнем интенсивности, как малом, так и среднем, высоком. Важным условием является сохранение ритма, темпа, скорости, усилия на протяжении всего времени выполнения упражнения.
Глава 2 Особенности развития выносливости на уроках физкультуры
2.1 Развитие выносливости на уроках физической культуры (в зависимости от возраста)
Достаточно эффективным средством совершенствования выносливости являются подвижные игры разнообразной направленности. Подбирать подвижные игры следует таким образом, чтобы они вносили пользу в развитие организма и укрепление здоровья обучающихся. Эффективно применять подвижные игры вместе со специальными и развивающими упражнениями .
Подвижные игры, в свою очередь, способствуют развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота. При верном и разумном применении, игра может выступать прекрасным методом физического воспитания, путем включения методических особенностей игры в физические упражнения.
Если убрать из программы монотонные физические упражнения, вполне возможно осуществить физическую подготовку, используя простые и эффективные игры. Путем внедрения игр в учебный процесс можно не просто разнообразить уроки физической культуры, а и повысить интерес учащихся к занятиям физическими упражнениями.
Настоящая ценность игры в том, что приобретенные качества и навыки совершенствуются в быстро меняющихся условиях, которые несут детям другие требования.
Две группы показателей могут определить степень развития выносливости:
1. Внешние (или поведенческие) – могут характеризовать во время утомления результативность двигательной деятельности человека.
2. Внутренние (или функциональные) – они показывают некоторые изменения в работе различных органов, обеспечивающих выполнение какой-либо деятельности.
В процессе выполнения физических упражнений, показателями выносливости могут быть характер и величина изменений параметров двигательного действия в начале, середине и в конце работы.
Данные значения сверяются в различные промежутки времени и представляют степень различия, и по окончании исследования подводится заключение об уровне выносливости. По итогу, чем меньше произошло изменений в показателях между началом и концом упражнения, тем выше, соответственно, уровень выносливости .
Единого ответа на вопрос, какие методы и средства развивают выносливость у учащихся начальных классов, в методике и теории физического воспитания - нет. Некоторые эксперты рекомендуют многократное выполнение упражнений, другие же предлагают непрерывный бег, начиная от восьми минут и заканчивая двадцатью минутами.
Интересен тот факт, что школьные отечественные программы по физическому воспитанию младших школьников, почему-то не ставят предопределенной цели развития выносливости, ведь на этапе обучения, в ходе развития ловкости и быстроты, происходит развитие и выносливости, соответственно .
Главной целью занятий в начальных классах является разносторонняя физическая подготовка на базе школьной программы. Очень важно, чтобы развитие выносливости младших школьников имело отличия от тренировок старших школьников. Различные виды спорта могут выступать в роли средств, это могут быть занятия волейболом, футболом, коньки, лыжи и так далее.
2.2 Развитие выносливости: комплексы физических упражнений с методом повторных усилий
Комплекс физических упражнений силовой подготовки подбирается с учетом ряда требований, в частности: соответствие ключевым принципам физиологии мышечной деятельности, а также применение результатов исследований, касающихся совершенствования вышеприведенной составляющей тренировочного процесса.
Для установления основных требований к упражнениям, которые направлены на развитие скоростно-силовых качеств, исходили из зависимости, существующей между силой мышечного сокращения и его скоростью.
Итак, при необходимости развития непосредственно силовых возможностей, предусматривается следующая величина преодолеваемого сопротивления – 70-100% от индивидуального изометрического максимума для конкретной группы мышц. При необходимости совершенствования способности к выполнению движения с максимальной скоростью сокращения, предусматривается следующая величина преодолеваемого сопротивления – 20-40% от индивидуального максимума.
При необходимости тренировки возможностей мощности (иными словами, комплексного проявления силы и сокращения), предусматривается следующая величина преодолеваемого сопротивления – 40-70% от индивидуального максимума .
Для организации тренировки, направленной на развитие силовой выносливости и ее совершенствование, возможно использование «круговой тренировки», предусматривающей последовательное выполнение в каждом круге одного подхода выбранных упражнений, а также последовательное применение серий каждого из избранных упражнений. Число «кругов», а также состав и количество упражнений обуславливаются целями тренировки и уровнем подготовленности занимающихся.
Заключение
Спектр методов и средств развития как общей, так и специальной выносливости обучающихся на уроках физической культуры достаточно широк. Однако их использование на уроках требует от учителя тщательной подготовки и хорошего знания своих учеников, прежде всего их физического состояния, так как упражнения на выносливость при непродуманном использовании могут нанести вред здоровью обучающихся.
Развивать общую выносливость (аэробную) нужно с помощью упражнений, направленных на обеспечение эффективного функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В таком режиме работа организма осуществляется за счет запасов кислорода.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Гудкова Д. А. Силовая выносливость как физическое качество// Постулат. 2021. No12. С. 17-20
2) Данильченко И. Д. Развитие выносливости у младших школьников на уроках физической культуры//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. 2019. № 2. С. 21-23
3) Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры : курс лекций. Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ, 2004. 192 с.
4) Кирьянов С.О. О развитии выносливости обучающихся на уроках физической культуры//ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Сборник статей. Том 9. Самара; Москва, 2021. С. 41-46
5) Куропятник К. В., Гемеджи А. С. Развитие выносливости младших школьников на уроках физической культуры// ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИИ, ОПЫТ И ИННОВАЦИИ. сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 118-120
6) Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. М. : ВЛАДОС, 2015. 123 с.
7) Обухов С. М., Развитие специальной выносливости у юных боксеров // Теория и практика физической культуры. — 2019. — № 5. — С. 85-90
8) Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. М. : АСТ: Астрель, 2002. 863 с.
9) Пугачев С. В. Развитие силовой выносливости у военнослужащих путем применения циклических видов спорта//ИННОВАЦИИ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. 2021. № 28. С. 625-630
10) Рычков С. Н., Взаимное влияние силовых качеств у юношей 18-22 лет с различным уровнем силовой подготовленности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2013. — № 4. — С. 43-45
11) Сафонова О. А., Развитие силовой выносливости студенток строительных специальностей // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 12. — С. 35-40
12) Сафонова О. А., Повышение уровня скоростной выносливости студенток средствами общей физической подготовки // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 6. — С. 49-50
13) Смирнов, Ю.И. Спортивная метрология: Учеб. для студентов педагогических вузов [Текст] / Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков . – М.: «Академия», 2002.
14) Тарабрина Н. Ю., Физиологическое обоснование и практическая реализация силового компонента специальной выносливости борцов // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 4. — С. 14-16
15) Фарфель В.С. Физиология спорта : учебное пособие. М. : Физкультура и спорт, 1960. 384 с.
16) Шкляренко А. П., Сравнительная функциональная оценка осанки у мальчиков и девочек 8-11 и 12-16 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2018. — № 5. — С. 72-80