Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью оценки качества на современных предприятиях. С введением системы ISO в Российские технологические нормы сложности с контролем качества только обострились, а разработанность данной темы исследования в трудах отечественных и зарубежных ученых остается недостаточной для применения в российских реалиях современного бизнеса.
Система качества - это набор процедур и мероприятий, предназначенных для обеспечения того, чтобы продукция или услуги организации соответствовали требованиям заказчика. Систему качества можно определить, как "совокупность всех процессов, систем, людей и других ресурсов, используемых организацией для производства своего продукта или услуги". Система качества включает в себя следующие элементы: заявление о политике в области качества; руководство по качеству; организационная структура для внедрения системы качества; процедуры и руководящие принципы проведения инспекций; программы обучения для сотрудников; документирование результатов аудитов; мониторинг и оценка эффективности системы качества.
Чтобы определить, эффективно ли работает система качества, необходимо сначала определить цель системы качества. Это требует определения целей и задач системы качества. Они должны включать как краткосрочные, так и долгосрочные цели. Как только цели определены, их необходимо перевести в измеримые критерии. В общем, это называется индикаторами. Индикаторы - это заявления о текущем статусе цели. Они также могут послужить основой для будущего планирования.
Объект исследования – система менеджмента качества предприятия. Предмет исследования – методы управления эффективностью системы менеджмента качества.
Целью исследования является разработка мероприятий совершенствования и улучшения эффективности системы менеджмента качества АО «НИЦ Строительство» (ЦНИИСК) на основе анализа предприятия и его действующей СМК.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических положений оценки качества.
2. Анализ стандартов ISO 9001-2019.
3. Анализ предприятия, производимой продукции и его техпроцессов
4. Анализ системы менеджмента качества предприятия
5. Разработка мероприятий совершенствовании системы менеджмента качества.
Методы исследования: оценки качества, экономического анализа, информационного анализа и синтеза, проектирования, прогнозирования.
Теоретическая база отражена в трудах ученых: Айдаркиной Е.Е., Анопченок Т.Ю., Борискина Т.Б., Быстров О.Ф., Генкин Б.М., Елиферов В.Г., деминг Э., Грушенко В.И.
1. Теоретические положения систем менеджмент качества
1.1. Определение и значимость системы менеджмент качества
Система менеджмента качества (СМК) - это формализованная система, которая документирует процессы, процедуры и ответственность за непрерывное предоставление высококачественных продуктов и услуг, соответствующих нормативным требованиям и требованиям клиентов.
Целью системы контроля качества (СМК) является обеспечение высокого уровня удовлетворенности клиентов за счет предоставления соответствующих требованиям продуктов и услуг. Это приводит к повышению лояльности клиентов и привлечению новых клиентов за счет позитивной устной пропаганды. Если система контроля качества построена и сертифицирована, например, в соответствии с ISO 9001:2015, сертификат может быть использован в качестве маркетингового инструмента в конкурентной борьбе. В сочетании с внедрением системы контроля качества есть и другие преимущества [11, c. 34]:
Избегать случаев ответственности за качество продукции, соблюдать требования законодательства и нормативных актов, учитывать возможности и риски, связанные с ведением бизнеса, Подтверждение того, что определенные требования выполнены, и повышение имиджа за счет уверенности в качестве продукции и услуг.
Система контроля качества приносит большую пользу не только клиентам и другим внешним заинтересованным сторонам, но и внутри компании:
Экономия затрат за счет уменьшения количества внутренних ошибок и жалоб, предотвращения ошибок с помощью регламентированных операций и квалифицированного персонала, оптимизации потока информации в процессах, связанных с качеством, и выявления уязвимостей.
Система менеджмента качества (СМК) определяется как формализованная система, которая документирует процессы, процедуры и ответственность за достижение политики и целей в области качества. Система менеджмента качества помогает координировать и направлять деятельность организации в соответствии с требованиями клиентов и регулирующих органов и постоянно повышать ее эффективность [2, c.22].
Внедрение системы менеджмента качества влияет на каждый аспект деятельности организации. Преимущества документированной системы менеджмента качества включают:
Удовлетворение требований заказчика, что помогает вселить уверенность в организацию, что, в свою очередь, приводит к увеличению числа клиентов, продаж и повторному бизнесу
Соответствие требованиям организации, что обеспечивает соблюдение нормативных актов и предоставление продуктов и услуг наиболее экономичным с точки зрения затрат и ресурсов способом, создавая возможности для расширения, роста и получения прибыли
Эти преимущества дают дополнительные преимущества, в том числе [8, c.90]:
1. Определение, совершенствование и контроль процессов
2. Сокращение отходов
3. Предотвращение ошибок
4. Снижение затрат
5. Содействие и выявление возможностей для обучения
6. Привлечение персонала
7. Определение направления в масштабах всей организации
8. Сообщение о готовности добиваться последовательных результатов
Концепция качества в том виде, в каком мы ее представляем сейчас, впервые возникла в результате промышленной революции. Ранее товары изготавливались от начала до конца одним и тем же человеком или командой людей, с ручной обработкой и доработкой продукта в соответствии с "критериями качества". Массовое производство объединило огромные команды людей для работы на определенных этапах производства, где один человек не обязательно завершал бы продукт от начала до конца. В конце 19 века такие пионеры, как Фредерик Уинслоу Тейлор и Генри Форд, осознали ограниченность методов, используемых в массовом производстве в то время, и последующее изменение качества выпускаемой продукции. Бирланд создал отделы качества для контроля качества производства и исправления ошибок, а Форд сделал упор на стандартизацию дизайна и комплектующих стандартов, чтобы гарантировать выпуск стандартного продукта. Управление качеством было обязанностью отдела качества и осуществлялось путем проверки выпускаемой продукции с целью "выявления" дефектов.
Применение статистического контроля появилось позже в результате методов производства Второй мировой войны, которые были усовершенствованы благодаря работе У. Эдвардса Деминга, статистика, в честь которого названа премия Деминга за качество. Джозеф М. Джуран больше сосредоточился на управлении качеством. Первое издание Руководства Джурана по контролю качества было опубликовано в 1951 году. Он также разработал "трилогию Джурана", подход к межфункциональному управлению, который состоит из трех управленческих процессов: планирования качества, контроля качества и улучшения качества. Все эти функции играют жизненно важную роль при оценке качества [4, c.51].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абчук В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. – Москва: Изд-во Юрайт, 2021. – 249 с.
2. Айдаркина Е. Е. Теория и практика управления: учебное пособие / Е. Е. Айдаркин— Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2020. — 164 с.
3. Анопченко Т. Ю. Менеджмент: кейсы, тренинги, деловые игры. Практикум / Т. Ю. Анопченко, А. М. Григан, А. А. Лысоченко [и др.]. —Москва: Изд-во Дашков и К, 2019. — 282 с.
4. Барышев А. В. Основы разработки управленческого решения: учебное пособие / А.В. Барышев. – Москва: Изд-во ИНФРА-М, 2021. – 164 с.
5. Безручко П. Практики регулярного менеджмента: управление исполнением, управление командой / Павел Безручко. — Москва: Альпина Паблишер, 2019. — 368 с.
6. Борискина Т. Б. 454 вопроса по менеджменту: учебное пособие / Т. Б. Борискина, О. С. Пескова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 100 с.
7. Быстров О.Ф. Теория менеджмента: моногр. / О.Ф. Быстров, – Москва: Русайнс, 2020. – 182 с.
8. Виханский О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. —Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2021. — 656 с.
9. Гапоненко А. Л. Менеджмент: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Л. Гапоненко– Москва: Изд-во Юрайт, 2021. – 396 с.
10. Гапоненко А. Л. Теория управления: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. –Москва: Изд-во Юрайт, 2021. – 336 с.
11. Генкин Б. М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): моногр. / Б. М. Генкин. Москва: Изд-во ИНФРА-М, 2020. — 352 с.
12. Грушенко В. И. Менеждмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений: учебное пособие / В. И. Грушенко. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 288 с.
13. Деминг Э. Менеджмент нового времени: простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке / Эдвардс Деминг; пер. с англ. — Москва: Изд-во Альпина Паблишер, 2019. — 182 с.
14. Дремина, М.А. Проектный подход к разработке и внедрению систем менеджмента качества: Монография / М.А. Дремина, В.А. Копнов, А.А. Станкин. — СПб.: Лань, 2015. — 304 c.
15. Дшхунян, В.Л. Процессы и менеджмент качества в развитии экономических успехов предприятия / В.Л. Дшхунян, Т.Г. Никольская. — М.: Трек, 2017. — 144 c.
16. Егоршин А. П. Эффективный менеджмент организации: учебное пособие / А.П. Егоршин. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 388 с.
17. Егоршин, А. П. Карьера одаренного менеджера: научно-популярное издание / А. П. Егоршин, С. Г. Захарова — Москва: Изд-во Логос, 2020. — 376 с.
18. Елиферов В. Г. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. – Изд-во Юрайт, 2021. – 319 с.
19. Заика, И.Т. Документирование системы менеджмента качества: Учебное пособие / И.Т. Заика, Н.И. Гительсон… — М.: КноРус, 2017. — 186 c.
20. Иванова И. А. Менеджмент: учебник и практикум для вузов / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. – Москва: Изд-во Юрайт, 2020. – 305 с.
21. Ковалев, А.И. Менеджмент качества функционирования предприятий / А.И. Ковалев, А.С. Зенкин, А.И. Химичева. — М.: ПП Цюпак, 2018. — 520 c.
22. Логанина, В.И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях. Практическое руководство. / В.И. Логанина. — М.: КДУ, 2018. — 148 c.
23. Минько, А.Э. Менеджмент качества образовательных процессов: Учебное пособие / Э.В. Минько, Л.В. Карташева, А.Э. Минько, А.П. Ястребов; Под ред. Э.В. Минько. — М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 400 c.
24. Минько, Э.В. Менеджмент качества: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Э.В. Минько, А.Э. Минько. — СПб.: Питер, 2016. — 272 c.
25. АО Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций (ЦНИИСК) им. В.А. Кучеренко. Официальный сайт организации - сайт: электронный – URL: https://www.cstroy.ru/tsniisk/ (дата обращения: 13.03.2023). Режим доступа: свободный.