Фрагмент для ознакомления
2
Политическая мысль древних, отражая существующие экономические и социальные отношения и новый государственный строй, развивалась в течение длительного времени, основываясь в основном на религиозно-мифологических мировоззрениях и представлениях о природе, обществе и человеке. Эти представления формировались в течение длительного догосударственного периода первобытнообщинного строя. В поздней античности религиозно-мифологические представления о мире, социальной жизни, государстве и праве постепенно выхолащивались и рационализировались. Появляются зачатки научных и теоретических взглядов, происходит отказ от мифологических идеологий и преодоление жреческой монополии на знание. Этот процесс варьировался по интенсивности и форме у разных этнических групп и имел разные последствия. В целом, тенденция к рационалистической интерпретации социальных и политических явлений достаточно четко прослеживается во всех центрах цивилизации того времени, примерно первого тысячелетия до нашей эры. Однако теистический подход, взятый из мифа и основательно переработанный в религии, повсеместно стал заметным и влиятельным направлением политико-правовой мысли, и его влияние в измененных формах продолжается и сегодня (например, различные политико-правовые концепции религиозно-теологического характера, возрожденная христианская доктрина естественного права и т.д.).
Актуальность темы курсовой работы заключается в изучении истории политических и правовых доктрин, их развития и закономерностей возникновения конфликтов. Это связано с тем, что в Древнем Риме многие вопросы, связанные с государством, политикой и правом, неоднократно обсуждались и были предметом острых дискуссий. В результате сложилась система аргументов в пользу того или иного решения этих проблем.
Выбор темы обусловлен исторической значимостью политических и правовых мыслителей Древнего Рима, оказавших большое влияние на современные политические и правовые взгляды.
Степень изученности темы работы. Теоретической основой исследования являются труды следующих авторов: Грабарь-Пассек М.Е., Лосев, А. Ф., Муромцев, С.А., Машкин, Н.А. и др. и другие авторы.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с историей политических учений Древнего Рима о государстве.
Предмет исследования составляют положения правовой науки, посвященные вопросам истории политических учений Древнего Рима о государстве, труды древнеримских мыслители, философов.
Целью исследования является комплексный и всесторонний исторический анализ учений древнеримских мыслителей о государстве.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1.рассмотреть особенности развития древнеримской политико-правовой доктрины о государстве;
2.исследовать исторические аспекты развития древнеримской политической мысли о государстве ;
3.провести анализ различных учений древнеримских мыслителей в истории политической мысли Древнего Рима;
4.рассмотреть политические и правовые учения древнеримских мыслителей рабовладельческой аристократии о государстве.
Методы исследования. В курсовой работе использовались исторический метод и сравнительный метод исторической литературы
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: материалы правовой науки, посвященные вопросам истории политических учений Древнего Рима о государстве.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка литературы. Содержание работы изложено на 31 страницах машинописного текста. Библиографический список состоит из 10 источников.
Глава 1. Политико-правовые воззрения Древнего Рима о государстве
1.1. Развитие древнеримской политико-правовой доктрины о государстве
У большинства людей господствовала идея о том, что происхождение всего сущего сверхъестественно и божественно. Считалось неоспоримой истиной, что явления, процессы и события в реальной жизни определяются какой-то высшей, потусторонней, божественной силой, которая влияет на отдельных людей, семьи, кланы и племена. Религиозные и мифологические идеи возникли в ходе развития первобытных обществ и были связаны с запретами и предписаниями, которые обеспечивали их выживание. Запреты и предписания постепенно трансформировались в обычаи и традиции. Сначала они были связаны с вопросами управления и власти, начиная с семьи, племени и заканчивая политикой с появлением государства. Всеми возможными способами власть имущие - шейхи (цари, князья, басилеи и т.д.), жрецы (священники) и старейшины-судьи - стремились исполнить волю Бога, считая себя его потомками или агентами. Однако мировоззрение большинства производительного населения также носило авторитарный и культовый характер, поскольку храмовая собственность функционировала как своего рода страховой полис для общины в целом. Нарушение этой "общественной собственности" и правил вождей, жрецов и судей стало считаться преступлением против богов и, соответственно, против всего общества. Если в племенных обществах нормы обычаев и традиций соблюдались всеми членами этого общества, в основном морально-этическими средствами, то с появлением государства (в лице шейхов, жрецов и старейшин, т.е. власть имущих) соблюдение этих и вновь возникающих социальных норм стало обеспечиваться силой военных отрядов, отделенных от остального населения. Обычаи и традиции становились законом .
Развитие древнеримской политико-правовой доктрины происходило на протяжении от десятилетий до столетий, отражая существенную трансформацию социально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима в ее эволюционном развитии. История Древнего Рима состоит из следующих этапов развития
- Царский этап - 753 - 510 гг. до н.э.
- Республиканский этап - 509 г. до н. э. - 27 г. до н. э.
- Императорский этап - 27 г. до н.э. - 476 г. до н. э.
Во время первого, так называемого царского этапа, в Риме правили цари Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анх Марций, Тарквиний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый.
Основание города Рима (753 год до н.э.) было обусловлено процессом распада первобытнообщинного строя у племен, живших вдоль Тибра. Объединение трех племен (древних латинов, сабинов и этрусков) в результате постоянных войн привело к появлению общины в Риме.
Все римское население (римляне, populus romanus) было разделено на три племени, которые делились на кланы (100 членов в каждом племени, всего 300), курии (федерация из 10 кланов, всего 30) и трибы (федерация из 10 курий, всего 3).
В определенные дни кланы, курии, племена и вся племенная конфедерация собирались для решения вопросов, связанных со спорным наследством, судебными спорами в целом и смертными приговорами .
Сенат, согласно традиции, представлял собой совет старейшин, созданный Ромулом из 300 сенаторов. В обязанности сената входило предварительное обсуждение всех вопросов, выносимых на народное собрание, и выполнение повседневных дел по управлению Римом. Постепенно сенат стал главной властью в правительстве.
Главой римской общины, гражданским правителем и верховным главнокомандующим был Рекк (царь). Он избирался комитетом (народным собранием, проводившимся в куриях), но в этом комитете могли участвовать только патриции, члены древнейших римских родов.
Каждый патриций имел право:
-право на надел земли, выделенный им и их семье (таким образом, становясь участником соглашения о разделе земли);
-право на наследование патрицианского поместья и семейного имущества в целом;
-право на получение помощи и защиты от семьи;
-право на участие в религиозных церемониях и праздниках.
Другая часть населения, не входящая в клановую структуру, называлась простолюдинами. Простолюдины были лично свободны и служили членам патрицианской общины, но не получали равной доли военных трофеев и вынуждены были довольствоваться подачками.
Дифференциация собственности усложняла социальную структуру общины. Кланы образовывали изолированные, богатые и аристократические семьи. Из этих кланов происходили военачальники и городские магистраты.
Постепенно патриции стали правящим классом, владеющим огромными поместьями и рабами.
Они находились под защитой патрициев, наделялись землей и фамилиями, в обмен на что должны были выполнять различные услуги (в основном военные) .
Простолюдины в то время были синонимом мелких и средних землевладельцев и ремесленников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. 12 великих античных философов. - М.: Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2013. - 476 c.
2. Аристотель Аристотель. Сочинения / Аристотель. - М.: Мультимедий-ное издательство Стрельбицкого, 2013. - 361 c.
3. История Древнего Мира. Древний Рим / А.Н. Бадак и др. - М.: Харвест, АСТ, 2015. - 864 c.
4. Жизнь знаменитых греков и римлян (подарочное издание). - Москва: Мир, 2014. - 427 c.
5. Лосев, А. Ф. Античная философия истории / А.Ф. Лосев. - М.: Наука, 2017. - 208 c.
6. Машкин, Н. А. История Древнего Рима / Н.А. Машкин. - М.: Го-сударственное издательство политической литературы, 2015. - 680 c.
7. Соколов, Г. Искусство Древнего Рима / Г. Соколов. - М.: Искус-ство, 2014. - 232 c.
8. Утченко С.Л. Древний Рим / ред. Д.П. Каллистов, С.Л. Утченко. - М.: Учпедгиз; Издание 2-е, перераб., 2014. - 275 c.
9. Филипп, Матышак Древний Рим за пять денариев в день / Матышак Филипп. - М.: Вече, 2014. - 846 c.
10. Цезарь, Г.Ю. Разделяй и властвуй! Записки триумфатора / Г.Ю. Цезарь. - М.: Эксмо, 2014. - 439 c.