Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………………...….3
Глава 1. Теоретические основы обучения аппликации на уроках
изобразительного искусства……………………………………….…..5
1.1. Развитие творческих способностей детей средствами аппликации
на уроках изобразительного искусства…………………………….…..5
1.2. Аппликация и различные приёмы её выполнения на уроках
изобразительного искусства…………………………………………….11
Глава 2. Практические аспекты обучения аппликации на уроках
изобразительного искусства…………………………………………..21
2.1. Технологии и средства для проведения учебных занятий
по созданию аппликаций различными способами……………………21
2.2. Методические рекомендации для проведения учебных занятий
по аппликации……………………………………………………………25
Заключение………...………………………………………………….….30
Список использованных источников……………………………….….31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде формирование творческой и самостоятельной личности стоит в приоритете. Развитие творческой личности – это всегда ответственно. Человечество во все времена отмечало, что именно творческие личности являются двигателями всего продуктивного. Развивать творчество субъектов необходимо с раннего детства, поскольку именно в детстве люди демонстрируют большой интерес и проявляют большие способности к различным направлениям творчества.
В современной образовательной среде нормативные требования к результатам образовательного процесса в части развития самостоятельной и творческой деятельности прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) на каждой из образовательной ступени.
Про реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) в образовательном стандарте упоминается довольно часто. Давно доказана необходимость обучения детей изобразительному искусству, художественному творчеству, музыке и многому другому. Любая изобразительная деятельность способствует творческому развитию личности ребенка.
В ходе аппликативной творческой деятельности школьники способны выделять важные признаки предметов и явлений, находить связь между объектами и явлениями и отображать их образ в аппликативной форме.
Цель работы: выявить и обосновать значимость аппликации, и её видов на уроках изобразительного искусства для развития творческих способностей детей.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий, направленных на развитие творческих способностей школьников при выполнении ими различного вида аппликаций.
Задачи:
1. Изучить особенности развития творческих способностей детей средствами аппликации на уроках изобразительного искусства.
2. Описать процесс выполнения аппликации, и её различные приёмы на уроках изобразительного искусства.
3. Рассмотреть технологии и средства для проведения учебных занятий по созданию аппликаций различными способами.
4. Предложить методические рекомендации для проведения учебных занятий при выполнении аппликации.
Методы исследования: теоретический, практический, беседа, наблюдение, анализ продуктов аппликации детей.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы обучения аппликации на уроках изобразительного искусства
1.1. Развитие творческих способностей детей средствами
аппликации на уроках изобразительного искусства
В современном образовании понятия творчество и творческая деятельность всегда занимают ведущее место. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая вузами, регламентирует системно – деятельностный и личностно ориентированный подход, которые позволяют формировать творческие способности каждого из детей, не зависимо от их возраста. Это отличает новый подход в образовании от традиционного подхода, когда для детей в первую очередь было принципиально важно получать новые знания и далеко не каждое знание позволяло формировать новые практические умения и навыки. Деятельностный подход, прежде всего, подразумевает сформированность каких-либо универсальных действий и компетенций, которые позволяют ребёнку более полно реализовать себя в практико - ориентированной части.
Если говорить о личностно ориентированном подходе, который сегодня является обязательным в любом образовательном процессе, здесь речь идёт об обязательном индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Любая деятельность детей рассматривается с точки зрения репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности. Репродуктивная деятельность выполняется на основе заданного образца. Продуктивная деятельность выполняется на основе какого – либо задания, подразумевающего у субъекта наличие соответствующих знаний и умений. Творческая деятельность под эти категории не подпадает, но при этом, в процессе творческой деятельности всегда создаётся уникальный новый продукт. До сих пор среди учёных не существует единообразного понятия и толкования этих категорий и можно привести различные точки зрения на это явление отечественных педагогов-психологов. Школьник в творческом процессе может что-то изобразить, передать и др. [11].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Брушлинский, А.В. Психология субъекта [Текст] / А.В. Брушлинский - М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003, - 109 с.
2. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях [Текст] / З. А. Богатырева. М.: Просвещение, 2013.- 152 с.
3.Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н.А Ветлугина– М.– 2011. – 156 с.
4.Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебник / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунов, Л.Б. Ительсон и др. / Под ред. А.В. Петровского – М.: Просвещение. – 2010. – 365 с.
5.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]./ Л.С. Выготский– М: Издательство Юрайт, 2016. — 199 с.
6.Гусакова, М.П. Из истории аппликации [Текст] / М.П. Гусакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - No 10. – 64-67 с.
7.Гусакова, М.П. Материалы и оборудование для занятий изобразительной деятельностью (аппликацией) [Текст] / М.П. Гусакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - 27 с.
8.Гусакова, М.А. Аппликация [Текст] / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
9.Исследование проблем психологии творчества [Текст]: Отв. Ред. Я.А. Пономарев. – М.: Наука. – 2013. – 167 с.
10.Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности [Текст] / Косминская, В.Б. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - издание перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2000 – 355 с.
11. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Т.С. Комарова. М., Просвещение, 2014 г. - 251 с.
12. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / В.Б. Косминская, Е.И, Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М.: Просвещение, 2011. – 253 с.
13. Лямина, М.С. Бумага и ножницы: творим чудеса [Текст] / Лямина, М.С. – М.: Спарк. – 2010. – 398 с.
14. Поддьяков, И.И. Новый подход к развитию творчества школьников [Текст] / И.И. Поддьяков // Вопросы психологии. – 2010. - No1.-56 с.
15. Ушаков, Д.Н. Аппликация [Текст] / Д.Н. Ушаков // Толковый словарь русского языка, том 1 А-М. – М.: Вече, 2001 – 704 с.