Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования в том, что к игре русская лапта люди всегда проявляли особый интерес. Игра привлекает разнообразием двигательных действий и эмоциональностью, удовлетворяя свойственное детям и молодежи стремление к движениям.
Через народную игру, ребенку предоставлялась возможность заявить окружающим о своем положительном потенциале. Именно в народной игре упражнения активизировали подвижность, развивали процессы мышления, вызывали у него положительные эмоции.
Народные игры созданы народом так же, как сказки, поговорки, загадки, они передаются из поколения в поколение. В их содержании отражена национальная психология каждого народа: «У всех народов существует большой запас игр, которые в какой-то мере отражают быт народа».
Проблема исследования в том, что ФГОС для учащихся общеобразовательных школ заключает материал по спортивным играм, подвижным и народным играм, но на изучение технических элементов и приемов игры в русскую лапту отведено небольшое количество часов;
- со стороны школы мало внимания уделяется внимания на формирования интереса к двигательным действам на основе игровой и соревновательной деятельности игры в русскую лапту.
Объект исследования – физическое воспитание школьников.
Предмет исследования – русская лапта как средство развития физических и психоэмоциональных качеств у подростков 13-15 лет.
Цель исследования – теоретическое обоснование возможности развития физических и психоэмоциональных качеств у подростков 13-15 лет процессе физического воспитания средствами русской лапты.
Реализация поставленной цели предусматривала выполнение следующих задач:
1.Раскрыть развитие и популяризацию народной игры русская лапта в России.
2.Охарактеризовать возрастные особенностей и основы развития физических и психофизических качеств детей 13-15 лет.
3.Проанализировать развитие физических и психоэмоциональных качеств у подростков 13-15 лет посредством русской игры лапта.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение научных источников по теме исследования.
2. Сравнение, классификация, обобщение результатов.
3. Обобщение и систематизация научных данных.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что нами было выявлено, что применение русской лапты способствует увеличению показателей двигательной подготовленности учащихся, удовлетворяет их потребность в движении, развивает умственные и творческие способности, нравственные качества, стабилизирует эмоций.
Мы предполагаем, что при помощи игры будут решены задачи приобщения детей к русским традициям, воспитания патриотизма и гражданственности, что заложено в современных федеральных государственных образовательных стандартах основного и среднего общего образования.
Организация исследования
1. Анализ научной литературы по теме исследования.
2. Теоретическое обобщение темы исследования.
3. Анализ полученных результатов
Апробация исследования. Результаты исследования были предложены в общеобразовательной школе города_________________________. В исследовании участие приняли школьники средних классов.
Глава 1 Научно-теоретические основы по теме русская лапта как средство развития физических и психоэмоциональных качеств у подростков 13-15 лет
1.1 Развитие и популяризация народной игры русская лапта в России
В культуре каждого народа существуют свои народные игры. В древних русских летописях есть упоминание о народной игре лапте. По приблизительным подсчетам эта игра живет в народе более тысячи лет. На протяжении веков народные игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Русские народные игры имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Упоминания о лапте можно встретить в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты исследователи обнаружили в слоях XIV века вовремя раскопах Новгорода. Таким образом, отметим, что в лапту играли более тысячи лет назад.
Ведь в нее играли русские еще до принятия христианства. Любопытно, что викинги, часто гостившие у родственников в Руси, переняли игру и пытались ее культивировать в Норвегии [15].
Ряд историков утверждают, что лапта была знакома жителям земли еще в десятом веке до н.э. А известный исследователь Тарьян утверждал, что даже
Дюран отмечал, что в пасхальные и рождественские дни епископы закрывались в монастыре и ли доме, играли в лапту.
Очень любили играть в лапту Петр I, солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков. Петром I был издан Высочайший указ, где отмечалось, что русская лапта должна быть средством физической подготовки военнослужащих Преображенского, Шевердинского и Семеновского полков.
С течением времени повсеместно в русской армии использовалась игра как средство для развития физических качеств русских солдат. Комиссар просвещения Подвойским рекомендовал использовать русскую лапту для развития физических качеств у красноармейцев в армии.
Кроме того, согласно учебной программе, физическая подготовка военнослужащих проходила по разделам (темам) физической подготовки или комплексно, направленные на обучение военнослужащих приемам, действиям и упражнениям в соответствии с перечнем основных упражнений
Наставления по физической подготовке, на которые отводилось определенное количество часов.
Максимальные двигательные действия военнослужащих смогли обеспечить ежедневные занятия физическими упражнениями и спортивными и подвижными играми.
Специальные подобранные и составленные комплексы, спортивные игры положительно влияли на оздоровительную и образовательную сферу армейцев.
До Октябрьской революции 1917 года русскую лапту использовали как метод активного отдыха и досуга. Праздники на Руси не обходились без русской лапты [14].
Таким образом, до революции лапта была средством досуга молодежи и детей.
До революции игра лапта использовалась на практике преподавателями разных ступеней в воспитании детей, подростков и молодежи.
В 1926 году Высший Совет по физической культуре при ВЦИК РСФСР. Попытался создать единые официальные правила по русской лапте. Но в рассматриваемый период времени лапта не признавалась как вид спорта, хоть и популярность этой игры была огромной.
Анализ научной литературы позволяет говорить, что вопросы обучения средствами игры в русскую лапту освещены в ряде субъектов Российской Федерации: Республике Башкортостан, Республике Мари Эл, Архангельской, Воронежской, Омской, Ярославской и других регионах РФ, в том числе и в Амурской области.
Работы В.А. Лепешкина, Р.М. Валиахметова, Л.Г. Гусева, А.Ю. Костарева, М.Е. Погадаева, А.Ю. Алтынцева, Г.Е. Сапрыкина, Н.А. Соколовой, Е.А. Гаврилова и др. подробно описывали не только история лапты, но и техника, тактика и методика тренировок лаптистов [3] .
Не обошли стороной игру и русские писатели в своих произведениях. Так, Александр Куприн говорил, что эта народная игра является одной из самых интересных и полезных игр, Куприн отмечал, что игра отличается внимательностью, глубоким дыханием, верностью свой команде, внимательностью, изворотливостью, быстрым бегом и вечной уверенностью в том, что ты не победим. Также писатель усердно рекомендовал играть всем в русскую лапту.
Наиболее большой интерес к изучению игр возникает во 2-й половине XIX века. Этот период характеризовался в России подъемом передовой мысли.
К этому времени сложилось совсем новое направление в педагоге, 60-х годов изучение вопросов физического воспитания, таких, как гимнастки и детской игры.
Русские народные игры, которые считались проявлением активной деятельности детей привлекали внимание известно Лесгафта
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Безруков М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений// М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
2. Валиахметов P.M. Русская лапта в школе: учеб. метод. пособие / Р.М. Валиахметов Л.Г. Гусев, Ю.А. Костарев. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2000. – 96 с.
3. Гаврилов Е.А. Возрождая традиции. Русская лапта на уроках физической культуры / Е.А. Гаврилов, О.В. Юречко // Физическая культура в школе. – 2015. – № 7,8. – С. 25-29.
4. Гончарова И.Г. Оптимизация физической подготовки школьников 12-13 лет средствами русской лапты с элементами бейсбола /И.Г. Гончарова [и др.]//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.2019. №12. С.66.
5. Готовцев, Е.В. Методика обучения предмету «Физическая культура». Школьный спорт. Лапта / Е.В. Готовцев. – Текст: электронный // Студми. Учебные материалы для студентов: [сайт]. – URL: https://studme.org/158292/pedagogika/natsionalnye_vidy_sporta_i_igry_lapta.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров/ Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 460 с.
7. Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие/ И.М. Прищепа. – Минск: новое знание, 2023. – 416 с.
8. Пузин П.П. Бей, беги, лови, существуй – это и есть русская лапта! / П.П. Пузин // Прогресс Приморья. – 2021. – № 29 (635). 3. История русской лапты. – Текст : электронный // Федерация русской лапты в России : [сайт]. – URL: https://ruslapta.ru/index.php/russianlapta- 2/history 4. Шарыгина, И.Т. Русская лапта: от истории к реальности / И.Т. Шарыгин, Д.А. Зубков, Е.Н. Баландина // Педагогико-психологически и медикобиологические проблемы физической культуры и спорта. – 2020. – Том 15, № 2. – С. 125-129.
9. Русская лапта: описание, история, правила (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.manorama.ru/article/lapta.html (дата обращения: 27.09.2018).
10. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. - 1991. -№ 2.- С. 37.
11. Теория и методика избранного вида спорта (спортивные игры): Курс лекций. / В.А. Талай, А.В.Железнов, М.Д.Пугачев, Е.Г.Уткин, В.А. Хлопцев, Е.Л. Зубрицкая,; Под общ.ред. В.А. Талай. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова».- 2022. – 198 с.
12. Федерация лапты России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lapta.ru/about/istoriya-poyavleniya-lapti/. (дата обращения 18.03.2023).
13. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастая психология). – М.: Гардарика.- 2005. – 349 с.
14. Шевко Е.В. Русская лапта – историческое наследие отечественной физической культуры и спорта /Е.В. Шевко //Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием-2016. -С.78-83.
15. Юречко О.В. Совершенствование процесса физического воспитания школьников средствами игры лапта / О.В. Юречко // Теория и практика физической культуры. – 2013. – №12. –С.18.