Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Понятие и назначение кадрового резерва
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, которые позволяют повысить социально-экономическую эффективность любого производства. В системе мер по реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочную научную основу, использованию отечественного и зарубежного опыта, накопленного за многие годы.
Под кадровым резервом понимается группа сотрудников, отобранных для продвижения на руководящие и ключевые должности на основе результатов оценки их профессиональных, деловых и личностных качеств, положительно зарекомендовавших себя в организации и прошедших соответствующую подготовку для занятия этих должностей [3].
Преимуществом создания кадрового резерва является обеспечение текущих, краткосрочных и среднесрочных потребностей организации в сотрудниках для заполнения ключевых должностей, сокращение времени и затрат на заполнение вакансий, систематическое и целенаправленное развитие персонала. Поэтому развитие трудовой карьеры менеджеров, осуществляемое на плановой основе, является более эффективным. Если организация не в состоянии сформировать эффективный резерв менеджеров из числа своих сотрудников, то это уже признак ее слабости, неэффективности стратегии развития персонала.
В зависимости от подходов к формированию состава руководителей выделяют два вида кадрового резерва: внутренний и внешний.
Внутренний кадровый резерв формируется из сотрудников компании. Она делится на:
1. Управленческий резерв (вертикальный вектор) - сотрудники, способные к вертикальной карьере;
2. Операционные - сотрудники, способные занять руководящие должности в ближайшем будущем (вертикальный вектор)
3. Стратегические - сотрудники, потенциально способные выполнять управленческие обязанности (вертикальный вектор)
Резерв ключевых специалистов (горизонтальный вектор) - сотрудники, которые демонстрируют высокий профессионализм, обладают уникальными знаниями, способностью к наставничеству и эффективной горизонтальной карьерой.
Внешний кадровый резерв формируется из следующих [11]:
1. Выпускники специализированных учебных заведений, успешно прошедшие стажировку в компании;
2. Кандидаты, интересовавшиеся, но по каким-либо причинам не пришедшие на работу в компанию на момент собеседования при приеме на работу; кандидаты, информация о которых была получена на основе мониторинга достижений и карьерного роста ключевых специалистов отрасли.
Преимуществом внешнего кадрового резерва является возможность отбора лучших специалистов из организаций региона или вида экономической деятельности. К недостаткам можно отнести тот факт, что резервистам потребуется много времени для успешной адаптации в организации, на подбор специалиста тратятся значительные средства, и они более склонны к переманиванию в другие компании.
По виду деятельности они различаются:
1. Резерв развития - группа специалистов и менеджеров, готовящихся к работе в новых направлениях (с диверсификацией производства, разработкой новых продуктов и технологий). Они могут выбрать одно из двух направлений карьеры - горизонтальное или вертикальное;
2. Функционирующий резерв - группа специалистов и менеджеров, которые должны обеспечить эффективное функционирование организации в будущем. Эти работники сосредоточены на карьере лидера.
К назначенному времени есть:
Группа А - кандидаты, которые могут быть выдвинуты на руководящие должности прямо сейчас;
Группа В - кандидаты, которых планируется выдвинуть в ближайшие один-три года.
При назначении на должность выделяются следующие виды резерва: преемники конкретных лидеров, резерв лидеров для продвижения по службе.
Преемников обычно выбирают для руководителей, достигших предельного возраста, или для тех, у кого есть перспектива быстрого продвижения на более высокую должность. Резерв кандидатов создается для заполнения вакантных должностей в любом подразделении компании.
Основные задачи формирования кадрового резерва:
1. Выявление среди сотрудников организации лиц, которые потенциально могут быть назначены на руководящую или ключевую должность;
2. Подготовка лиц, зачисленных в резерв менеджеров на руководящие должности;
3. Обеспечение своевременного замещения вакантных должностей руководителей компетентными и способными к управленческой работе сотрудниками;
4. Привлечение молодых работников на ключевые должности;
5. Создание условий для непрерывности и устойчивости управления организацией и ее подразделениями.
Формирование кадрового резерва основывается на следующих принципах:
1. Актуальность резерва - потребность в заполнении должностей должна быть реальной;
2. Соответствие кандидата занимаемой должности и типу резерва - требования к квалификации кандидата на конкретную должность;
3. Перспективы кандидата - сосредоточьтесь на профессиональном росте, требованиях к образованию, возрастной квалификации, стаже работы на должности и динамике карьеры в целом, состоянии здоровья.
Кроме того, формирование кадрового резерва должно быть непрерывным и гибким в соответствии с требованиями производства, согласованным с другими направлениями работы с персоналом [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / Майкл Армстронг, Стивен Тейлор. – 14-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, Прогресс книга
2. Берендеева, А. Б. Инновационные технологии в кадровой работе на государственной гражданской службе / А. Б. Берендеева, А. А. Елизарова // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. – 2018. – № 4(38). – С. 20-29.
3. Гасанова, А.А. Управление персоналом в системе управления организацией / А.А. Гасанова // Инновационная наука. – 2019. – №11. –С. 50-53.
4. Голянич В.М., Кудрявцева Е.И., Инновационные технологии в кадровом менеджменте//Управленческое консультирование – 2019 - № 2 – С.5-18.
5. Горленко, О. А. Управление персоналом: учебник для вузов / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 249 с.
6. Городнова, Н.В. Обучение и оценка квалификации персонала как механизм управления человеческим капиталом: учеб. пособие / Городнова Н.В., Самарская Н.А., Скипин Д.Л. – Екатеринбург: Юника, 2019. – 77 с.
7. Елкин, С. Е. Управление персоналом организации. Теория управления человеческим развитием: учебное пособие / С. Е. Елкин. – Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. – 236 c.
8. Жуков, А.Л. Аудит человеческих ресурсов организации / А.Л. Жуков, Д.В. Хабарова. – М. ; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 363 с.
9. Закаблуковский Е.В., Суровенкова Н.В. формирование кадрового резерва: мировая практика и российская реальность//Кадровый менеджмент – 2021 - № 4. С.13-27.
10. Иванов, С.Ю. Социальное управление человеческими ресурсами: учеб. пособие / С.Ю. Иванов. – М.: Московский педагогический государственный университет , 2020. – 152 с.
11. Исаева, О. М. Управление человеческими ресурсами: учебник и практикум для вузов / О. М. Исаева, Е. А. Припорова. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 168 с.
12. Кибанов, А.Я. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом / А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, Е.Г. Коновалова, О.Л. Чуланова. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 156 с.
13. Королева Д.Ю., Питилимов А.В., Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Инновации в сфере управления персоналом// Инноваицонная экономика: перспективы развития и совершенствования – 2019. - № 1 (35). С173-179.
14. Курсова, О. А. Правовое регулирование управления персоналом: учебное пособие для вузов / О. А. Курсова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 414 с.
15. Мансуров, Р. Е. Настольная книга директора по персоналу: практическое пособие / Р. Е. Мансуров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 384 с.
16. Масалова, Ю. А. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: учебное пособие для вузов / Ю. А. Масалова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 191 с.
17. Моргунов, Е. Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник для вузов / Е. Б. Моргунов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.
18. Никитина, А. Инновационные технологии в деятельности современных государственных гражданских служащих: социологический аспект / А. Никитина // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, памяти профессора Валерия Трофимовича Шапко, Екатеринбург, 28 февраля 2018 года / Реакционная коллегия: Л.Н. Банникова, Ю.Р. Вишневский (общая редакция), О.И. Ребрин, Л.Н. Боронина; И.И. Шолина. Том IV. – Екатеринбург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2018. – С. 138-142.
19. Никитина, А. С. Управление человеческими ресурсами в государственном и муниципальном управлении: учебное пособие для вузов / А. С. Никитина, Н. Г. Чевтаева. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 187 с.
20. Осипова, В. С. Особенности работы с кадровым резервом ИФНС России по Иркутской области / В. С. Осипова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 232-237/
21. Стегина А.Ю., Борисова О.В. Цели, задачи и принципы кадровой политики Федеральной налоговой службы России в условиях рыночной нестабильности// Сетевой электронный научный журнал «Вестник ГГУ – 2021 - № 3. С. 79-90.