Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования обусловлена чувствительностью дошкольного возраста к формированию двигательных навыков, формированию интереса к физическим нагрузкам и спорту. В соответствии с изменениями, затрагивающими все уровни образования в стране, на современном этапе повышение физической культуры детей в дошкольных образовательных учреждениях становится особенно важным. Особенностью обновления дошкольного образования является решение проблемы охраны и укрепления здоровья детей, гуманизация работы по воспитанию детей и обеспечение непрерывности социального развития детей.
В исследованиях В.Н. Андросовой, Н.Ф. Виноградовой, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др. авторов, затронувший проблему дошкольного образования, заметил важную роль интереса в формировании личности ребенка. Автор пришел к важному выводу о том, что возможность различных интересов была сформирована и развита на младшем дошкольном этапе. Л.И. Божович, Г.И. Щукина и ряд др. авторов объясняет важность развития интереса у детей дошкольного возраста через возрастные особенности детей. Это наиболее важный фактор, представляющий область личностной мотивации. Дети характеризуются непроизвольным вниманием, непреднамеренной памятью, высокими эмоциями и недостаточной сформированностью волевого поля. Возникновение интереса под влиянием обучения способствует обострению внимания, пробуждению творческого воображения и укреплению логической и эмоциональной памяти. Интерес также позволяет дошкольникам воспринимать материалы быстрее и продуктивнее, уменьшая утомляемость, что обычно приводит к более успешному усвоению знаний и навыков. В дошкольном образовании есть справедливая поговорка: то, что интересно и понятно детям, легче, быстрее и эффективнее воспринимается и усваивается. Возникновение интересов, эмоций и связанного с ними сознательного отношения к учебной деятельности является благоприятным условием для формирования постоянного фокуса возбуждения и достижения высоких результатов. Вопрос о принятии позитивного отношения к различным видам деятельности, включая спорт, находится в центре внимания, в том числе, спортивной, представлена в работах Л.Н. Волошиной, Л.В. Карамановой, С.О. Филипповой и др. авторов. Особенности развития интереса дошкольников к спорту и спортивной деятельности раскрыты в трудах Н.Н. Кожуховой, Т.Л. Ощепковой, Н.К. Смирновой и др. Автор указывает на то, что существует противоречие между необходимостью использования новых методов для воспитания интереса детей к спорту в дошкольном возрасте и отсутствием оснований в современной теории и практике физического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить формирование интереса к спортивной деятельности у детей в дошкольном возрасте.
Объект исследования: процесс развития интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при реализации следующих условий:
- проведении диагностики, позволяющей изучить актуальный уровень развития интереса детей к спорту;
- организации различных видов деятельности, имеющих физкультурно-оздоровительную направленность;
- использовании специальных педагогических средств (проблемные ситуации, проекты, игровые и соревновательные приемы).
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и виды интересов детей дошкольного возраста;
выявить значение формирования интереса к спортивной деятельности у детей в дошкольном возрасте;
определить методику формирования интереса к спортивной деятельности у детей в дошкольном возрасте;
рассмотреть диагностику уровня развития интереса к спортивной деятельности у детей в дошкольном возрасте (на примере старшей группы МАДОУ «Малыш»);
изучить методы, приемы формирования интереса к спортивной деятельности у детей в дошкольном возрасте (на примере старшей группы МАДОУ «Малыш»);
охарактеризовать эффективность применения методов и приемов формирования интереса к спортивной деятельности у детей в дошкольном возрасте (на примере старшей группы МАДОУ «Малыш»).
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИГТЕРЕСА К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
1.1 Понятие и виды интересов детей дошкольного возраста
Психологи В. В. Давыдов, А. Ф. Запорожец, Б. Ф. Ломов дают следующее определение интересу: «Интерес - это основанное на потребностях отношение человека к миру. В познавательной деятельности он осуществляет усвоение окружающего предметного содержания и направляет его внутрь себя». А. В. Петровский, М. Т. Ярошевский определяет интерес как выражение познавательных потребностей, обеспечивающих ориентацию личности, которая помогает находить, знакомиться с новыми фактами и отражать действительность более всесторонне и глубоко. Представляющие интерес вопросы рассматривались во многих психолого-педагогических исследованиях [7, с.65].
Долгое время в науке преобладал взгляд на интерес как на психологическую проблему. В исследованиях Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.Н.Мясищева, К.К.Платонова, С.И.Рубинштейна и др. были выявлены психологические аспекты познавательного интереса [9, с. 21].
В Словаре психологии дается следующее определение интереса: «Интерес - это форма выражения познавательных потребностей. Он обеспечивает направление достижения человеком целей деятельности, что помогает находить, знакомиться с новыми фактами, причем более глубоко и объективно, интерес обнаруживается в эмоциональный тон, получаемый в когнитивном процессе, во внимании к объекту» [1, с.2].
Определение понятия «интерес» еще в 1903 году предложил А.И.Анастасиев. Автор считает, что интерес является большой возбуждающей силой в процессе обучения детей, влияющей на развитие внимания учащихся. Если они изучают предмет, который им нравится, это укрепляет их волю и психологию [3, с.154].
Для себя же я обозначила, что интерес в дошкольном возрасте это – целенаправленное отношение индивида к какому-либо предмету или виду деятельности. В основе появления интересов лежат потребности ребенка. Так же можно сказать, что интерес является эмоциональным процессом, который создает особый тонус деятельности и определенные состояния личности (стремление углубляться в познание интересующего предмета или деятельности, получение положительных эмоций от процесса, а также переживание неудач и волевое стремление к преодолению)
Концепцией интереса дошкольника является эмоциональное отношение, выражаемое в предпочтительно положительной позиции к объекту интереса.
Борис Игнатьевич Додонов – российский советский психолог, доктор психологических наук, профессор, в качестве рабочего определения обозначает интерес как особую потребность личности в определенных предметах и видах деятельности как источниках желанных переживаний и средствах достижения поставленных целей. В таком представлении четко обозначается заинтересованность человека не только в получении удовольствия от процесса деятельности, а также желание приобрести нужный итог, взаимосвязанный вместе с достижением цели.
Ключевым предметом учебной заинтересованности представляется содержание проходимого по программе образовательного материала и способы его усвоения. Поскольку учебный интерес создается в процессе взаимодействия педагога и учащегося, формирование учебного внимания зависит от профессионального умения и авторитета педагога, который сам может быть основой данного интереса. В то же время учебная заинтересованность формируется на фоне непременного изучения учебного материала и контроля за этим усвоением, что может вызвать поначалу отрицательное расположение к предмету, т.е. «отрицательный» мотив учения, который нужно будет побороть.
Поэтому Б. И. Додонов выделил два вида интереса: процессуальный, при котором целью является наслаждение эмоциями от определенной деятельности, и процессуально-целевой, при котором человек стремится совместить приятное с полезным.
Позиция Б. И. Додонова заключалась в том, что интерес проявляется не просто во внимании к тем или иным фактам, а прежде всего в большом желании и увлечении определенной деятельностью[21, с.131].
При изучении психологии и педагогики интерес считается наравне с мотивацией, которая движет деятельностью человека. Ученые в целом считают, что при формировании образовательной мотивации следует учитывать потребности индивидов в дополнении знаний и они должны самостоятельно выбирать свой собственный образ жизни. Однако, поскольку выбор человеком будущей деятельности неудачен, страдает не только общество, но и специалист не получает удовлетворения от своей работы, поэтому человек психологически травмирован. Так, А.Г. Здравомыслов подчеркнул, что личные интересы порождаются социальными условиями, но они зависят от внутреннего мира человека. Интересы следует рассматривать, так же как и потребности, как наиболее важную мотивирующую силу, которая направляет действия, поведение и повадки отдельных людей. П.A. Шавир считает, что интерес стимулирует доминирование сосредоточенности на внимании, то есть стремление к знаниям в различных сферах деятельности. Важным условием, созданным в работе, является наличие интереса. Автор подчеркивает, что в процессе обучения интерес к профессии играет важную роль. Это связано с пониманием социальной значимости своей будущей практической деятельности, желанием лучше изучить будущий бизнес и пониманием его сложности. В дальнейшем, в нашем исследовании, мы учли учитывайте позицию автора о том, что работа, которая играет важную роль в процессе воспитания будущих специалистов по конкретной специальности, заключается в формировании у студентов любви и интереса к будущей практической деятельности, а также серьезного отношения к работе, поскольку сформированный интерес окажет огромное влияние на результаты будущей работы [30, стр.33].
Вопрос о личной склонности связан с вопросом об интересе, который также является вопросом психологического исследования. (И.С.Кон, А.Б.Орлов, К.К.Платонов и другие). На эту связь указывает, в частности И.С.Кон, указал на эту связь. Он подчеркнул, что если студент проявляет интерес к какому-либо учебному предмету, то он будет уделять ему больше внимания и узнавать его глубже, потому что он чувствует, что склонен к выбранному предмету, все это стимулирует развитие способностей студентов, тем самым углубляя его интерес.
Определение склонности мы находим у А.Б.Орлова. Автор указывает, что склонность входит в состав направленности личности так же, как интересы, желания, влечения, побуждения. А.Б.Орлов считает, Автор указывает, что склонность является частью личностной ориентации, а также интереса, желания, мотивации и побуждения к действию. Орлофф считает, что эту тенденцию следует понимать как сложное психологическое образование, в котором долгосрочное и стабильное стремление индивида к определенной деятельности, успешность завершения работы, креативность деятельности и стремление к творчеству, выражение постоянного интереса к конкретным знаниям, стремление к расширяйте эти знания. Тенденция проявляется в потребностях человека в конкретной ситуации.
Психологические исследования показывают, что интересы, мотивации, желания и тенденции человека взаимосвязаны. Так, например, К.K.Платонов раскрыл суть этих понятий, указав, что влечение - это неделимое смутное чувство, испытываемое человеком, основанное на определенной потребности в определенных предметах или действиях; желание проявляется в сознательном влечении. Автор считает, что одной из форм ориентации личности является интерес. Интерес - это одна из форм ориентации личности, проявление положительных эмоций, сосредоточение внимания на определенном явлении. Когнитивные потребности проявляются в интересе.
Формирование познавательного интереса рассматривается в литературе по психологии и педагогике. Ученые подчеркивают, что работа по формированию познавательного интереса представляет собой сложный процесс, прошедший множество стадий, что выражает их хорошо известную целевую последовательность в развитии интереса, который в своей динамике прошел такие стадии: любознательность, любознательность, познавательный интерес [35, с. 2].
Психологи и педагоги считают, что интерес - это бескорыстный и очень ценный тренинг мотивации.
Поэтому психологи и педагоги пытаются исследовать привлекательность воспитательной работы. Вторая половина двадцатого века ознаменовалась развитием общей теории познавательного интереса в науке об образовании.
Дошкольное образование - это период расцвета познавательной деятельности и интереса к окружающему миру. Интерес к познанию реального мира - одно из самых основных и важных явлений в развитии ребенка.
Традиционно выделяют следующие этапы развития интереса с целью познания окружающей действительности:
любопытство - это базовая стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленного чисто внешними аспектами и обстоятельствами;
любопытство - это ценное состояние личности, позитивное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть в то, что изначально воспринимается и осязаемо; суть любопытства заключается в формировании и интерпретации различных загадок. Любопытство стало устойчивой чертой личности и имеет значительное значение в развитии личности. Любопытные люди неравнодушны к окружающему миру, они всегда наблюдают за ветром;
сам когнитивный интерес характеризуется повышенной стабильностью, четким и избирательным вниманием к познаваемым объектам и ценностной мотивацией, из которых когнитивная мотивация занимает основное положение.
Значимые этапы развития познавательной деятельности не существуют изолированно; на практике они представляют собой чрезвычайно сложные комбинации и взаимосвязи.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонова, С. Г. Познавательный интерес как средство познавательного развития дошкольников / С. Г. Антонова, И. В. Меньшова. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. – № 3 (40). – С. 1-4.
2. Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка : учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 153 с.
3. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко. - М.: Альфа-М, 2018. - 8626 c.
4. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.
5. Бурлакова, Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд : учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
6. Возрастная и педагогическая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 359 с.
7. Волошина, Л. Опыт, представления дошкольников о здоровье и физической культуре / Л. Волошина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 108 c.
8. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
9. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.
10. Гайдай, Н.П. «Активные методы обучения, модерация и ФГОС» / Н.П. Гайдай. – М.: Норма, 2015. – 360 с.
11. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 425 с.
12. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия (Academia), 2018. - 2116 c.
13. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. - М.: Радуга, 2019. - 400 c.
14. Мандель, Б. Р. Возрастная психология : учебное пособие / Б.Р. Мандель. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 350 с.
15. Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
16. Муллаева, Н. Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников / Н.Б. Муллаева. - М.: Детство-Пресс, 2021. - 160 c.
17. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
18. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 275 с.
19. Пирлик, Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности : Учебное пособие / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2020. – 372 с.
20. Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 124 с.
21. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
22. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240 с.
23. Психология молодежи / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко, В. И. Бондин [и др.]. – Москва : РУСАЙНС, 2020. – 404 с.
24. Психология развития и возрастная психология / С. И. Самыгин, И. Н. Алексеенко, В. И. Бондин [и др.]. – Ростов-на-Дону : Общество с ограниченной ответственностью «Феникс», 2021. – 318 с.
25. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. – 2-е изд., испр. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 413 с.
26. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : практическое пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 412 с.
27. Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога : практическое пособие / Е. И. Рогов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 435 с.
28. Руководство практического психолога. Психолог в школе : практическое пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; под редакцией И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 206 с.
29. Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология : учебник и практикум для вузов / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова ; под общей редакцией Т. В. Скляровой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 235 с.
30. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 384 с.
31. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Е. А. Сорокоумова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 227 с.
32. Соколова, С. Ю. Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект) / С. Ю. Соколова. // Молодой ученый. – 2018. – № 48.1 (234.1). – С. 36-38.
33. Спицына, В. В. Развитие восприятия ребёнком взрослого человека в младшем дошкольном возрасте / В.В. Спицына // Концепт. – 2015. – Т. 11. – С. 71–75.
34. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста : Учебник и практикум / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство ЮРАЙТ», 2020. – 406 с.
35. Хилько, М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 201 с.
36. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под редакцией О. В. Хухлаевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 367 с.
37. Шадрина, Ю. Е. Возрастная психология / Ю. Е. Шадрина. – Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. – 159 с.
38. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 457 с.