Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ОБЗОР НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 4
1.1. Понятие о скоростных качествах и их проявлениях у юных спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет 4
1.2. Морфофункциональные предпосылки воспитания скоростных способностей у юных спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет 7
1.3. Особенности развитие скоростно- силовых качеств у детей 14-15 14
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1 Методы, цель, задачи исследования 18
2.2. Организация исследования 18
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 20
3.1.Исходные показатели скоростных способностей в контрольной и экспериментальной группах 20
3.2Анализ результатов итогового тестирования скоростной подготовки спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет контрольной и экспериментальных групп 28
ВЫВОДЫ 33
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Актуальность исследований. Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором спортсмены при помощи спортивной карты и компаса должны пройти неизвестную им трассу (дистанцию) через контрольные пункты (далее КП), расположенные на местности].
Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических задач. Во время тяжелой физической работы следует все время вести наблюдения из окружающей местности и карты, а также приспосабливаться часто к неожиданным ситуациям и условиям.
Скоростные способности в спортивном ориентировании имеют очень важную роль, т.к. на дистанции ориентировщику приходится преодолевать большое количество препятствий, также рельеф и грунт на дистанциях встречается очень разнообразным. На пути спортсмена встречаются такие препятствия как: микронеровности, овраги, ручьи, болота, кусты, завалы, камни, а также лестницы, узкие проходы и туннели, способствующие снижению скорости спортсмена.
Целью исследования является оценка эффективности комплексов упражнений на развитие скоростной способностей у спортсменов ориентировщиков 14-15 лет.
Объект исследования – скоростная подготовка спортсменов ориентировщиков в кроссовых дисциплинах.
ГЛАВА I. ОБЗОР НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие о скоростных качествах и их проявлениях у юных спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет
В своей работе Б.И. Огородников использует следующую формулировку спортивного ориентирования. Это - один из немногих видов спорта, в котором спортсмены выступают индивидуально, без чей-либо помощи, наедине с природой, вне поля видения тренеров, судей, прессы и зрителей. Настойчивость, целеустремленность, самообладание, а также психологическая подготовка являются ключевыми моментами для воплощения цели ориентировщика. Последовательная и комплексная работа над развитием технических и тактических приемов ориентирования способствует созданию познавательных психических процессов и повышению спортивного мастерства [6].
Как считает Н.Д. Васильев спортивное ориентирование - это сугубо индивидуальный вид спорта, содержание соревновательной деятельности в котором заключается в выявлении спортсменов, способных быстро используя карту и компас, пробегать неизвестный им маршрут по пересеченной местности через контрольные пункты. Результаты, обычно определяются по времени пробегания дистанции (в некоторых случаях - с учетом штрафного времени) или по количеству набранных очков [24].
Самым популярным видом соревнований по спортивному ориентированию, как за рубежом, так и у нас в стране является ориентирование в заданном направлении. В данном виде соревнований спортсмен должен как можно быстрее найти на местности при помощи карты и компаса КП в заданной для всех одинаковой последовательности. Вариант движения от одного КП до другого спортсмены выбирают индивидуально по своему усмотрению [4,5].
Наличие детальной крупномасштабной спортивной карты местности, на которой проводятся соревнования, является главной чертой, объединяющей все виды спортивного ориентирования. Карта, с которой работает спортсмен, должна быть конкретной, соответствовать действительности, объективной и достоверной, с нормальным полиграфическим качеством и быть залогом спортивной справедливости [30].
Ряд авторов: В.Г.Акимов О.Н.Пакконен и Е.И. Иванов описывают соревновательную деятельность ориентировщиков высокими физическими нагрузками, связанными с передвижением по пересеченной местности, а также повышенной мыслительной активностью, содержащей комплекс операций и процессов, обеспечивающих упорядочившее движение по незнакомой местности с помощью спортивной карты и компаса. Значительную роль на уровень соревновательной деятельности в спортивном ориентировании имеет навык к продуктивной мыслительной активности на фоне интенсивного бега [4].
Как считает А.К. Кивистик и А.С. Лосев, структура соревновательной деятельности в спортивном ориентировании очень похожа с видами спорта, где ведущим физическим качеством в подготовке является выносливость [5].
1.2. Морфофункциональные предпосылки воспитания скоростных способностей у юных спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет
Скоростные способности в спортивном ориентировании имеют очень важную роль, т.к. на дистанции спортсмену - ориентировщику приходится преодолевать большое количество препятствий (естественных и искусственных), также рельеф и грунт на дистанциях встречается очень разнообразным. Передвижение по дистанции спортсмена - ориентировщика имеет «рванный» (не равномерный) характер.
Читая карту, спортсмен может двигаться не только в горизонтальном направлении, часто в горку или под горку. При этом передвижение затрудняется преодолением препятствий таких как: перепрыгивание микронеровностей, канав, ручьев, через поваленные деревья, камни и т.д. Также, в конце дистанции в спортивном ориентировании, как правило, от последнего КП до финиша маркированный участок 60-80 м, где спортсмен движется на максимальной скорости.
Скоростные способности в спортивном ориентировании, как и в легкой атлетике очень схожи в своем развитии. Зимой ориентировщики, как и легкоатлеты развивают данные качества в основном помещении (тренажерный зал, легкоатлетический манеж). При более высокой температуре воздуха тренировки проводятся на свежем воздухе, в основном в виде кроссов по пересеченной местности. Такие упражнения как прыжки и барьеры, а также скоростные тренировки в зимнем подготовительном периоде проводятся только в помещении. [7]
В летний период эти способности в основном тренируются на естественном рельефе, и непосредственно на тренировках по спортивному ориентированию (бег в гору, перепрыгивание через препятствия, ускорения и т.д.).
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы, цель, задачи исследования
Цель исследования - повышение уровня скоростной подготовки спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет.
Задачи исследования:
С помощью изучения и анализа специальной научной литературы, оценить состояние проблемы
Определить исходный уровень развития скоростных качеств у спортсменов-ориентировщиков14-15 лет.
Способствовать развитию скоростных качеств основных мышечных групп спортсменов-ориентировщиков14-15 лет путем разработки и внедрения в тренировочный процесс перечня практических рекомендаций по оптимизации и совершенствованию занятий спортсменов-ориентировщиков.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Математическая обработка полученных результатов.
2.2. Организация исследования
Исследования проводились в спортивном комплексе.
На 1-этапе мы определили исходный уровень скоростной подготовки спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет. Тестирование включало в себя 5 контрольных упражнения:
– подтягивание за 15секунд,
– броски манекена за 15секунд,
– взятие штанги на грудь за 15секунд (60% от максимума),
– бег 60м (сек),
– лазание по канату 5м (сек).
Группы схожи по весовым категориям, антропометрическим данным и уровням физической подготовленности.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Исходные показатели скоростных способностей в контрольной и экспериментальной группах
Для определения уровня скоростной подготовки спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет, мы провели тестирование двигательных качеств используя следующие контрольные тесты: подтягивание, броски манекена, взятие штанги на грудь 30% от максимального веса (все они выполнялись за 15 сек), а так же бег 60м и лазание по канату 5м.
По результатам входного тестирования (приложение 1) можно судить об уровне скоростной подготовки спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет, которая в среднем оказалась на хорошем уровне в обеих тестируемых группах.
Результаты исследования исходного уровня скоростной подготовки спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет экспериментальной и контрольной групп приведены в приложении 1.
Анализ результатов исследования показал, что между исследуемыми группами по изучаемым показателям скоростной подготовки спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет достоверных различий не обнаружено.
Таблица 2. Средние показатели скоростной подготовки спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет экспериментальной и контрольной групп до эксперимента
3.2 Анализ результатов итогового тестирования скоростной подготовки спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет контрольной и экспериментальных групп
Далее нами была разработана методика развитие скоростной подготовки спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет.
После этапа исследований применения разработанной нами методики развития скоростной подготовки спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет было проведено повторное тестирование физических качеств.
Нами было проведено итоговое тестирование скоростной подготовки спортсменов-ориентировщиков 14-15 лет полученные данные по применению нашей методики, видно, что по всем исследованиям показатели скоростным и силовым качествам обнаружено статистически достоверные различия.
Таблица 3. Средние показатели скоростно-силовых способностей экспериментальной и контрольной групп после эксперимента
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин М. Г. Методика тренировки бегунов на длинные дистанции в подготовительном периоде в условиях сельской местности: автореф. дис. канд. пед. Наук / М. Г. Абдуллин: СПб, 2014 - 24 с.
2. Акимов В. Г. Спортивное ориентирование / В. Г. Акимов. - М.: Физкультура и Спорт, 2020. - 215 с.
3. Алексанов, Д.Н. Специфика управления тренировочным процессом в спортивном ориентировании / Д.Н. Алексанов, Д.Н. Немытов // Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова. - 2016. - №1. - С. 197-201.
4. Альмейда, К. Принятие решений в ориентировании: пер. с англ. / К. Альмейда // Сборник учебно-методических материалов / Азимут. - 2022. - №6. С. 12-13.
5. Близневская, В.С. Лыжное ориентирование как самостоятельный вид спорта в рамках спортивного ориентирования / В.С. Близнеская, А.Ю. Близневский // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 3. - С. 39¬42.
6. Близневская, В.С. Спортивное ориентирование: Учеб. пособие / В.С. Близнеская, А.Ю. Близневский, В.Н. Юдаков, Е.В. Винникова. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2021. - 94 с.
7. Близневский А. Ю. Спортивное ориентирование / А. Ю. Близневский, В. С. Близневская, Е. В. Винникова - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2022. - 79 с.
8. Бочкарева, С.И. Физическая культура : учебно-методический комплекс / С.И. Бочкарева, О.П. Кокоулина, Н.Е. Копылова, Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов. - Москва : Изд. Центр ЕАОИ, 2021. - 344 с.
9. Васильева, В.В. Физиология человека: учебник / В.В. Васильева - Москва : Физкультура и спорт, 2021. - 319 с.
10. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - Москва : Советский спорт, 2014. - 352 с.
11. Виленский, М.Я. Физическая культура : учебник / М.Я. Виленский, А.Е. Еоршков. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : КНОРУС, 2016. - 214 с.
12. Власов А. Г. Подготовка лыжников - ориентировщиков летом / А. Г. Власов. - М.: Физкультура и Спорт, 2011. - 134 с.
13. Голенко, В. А. Академия тенниса / А.В. Голенко, А.П. Скородумова, Ш.А. Тарпищев. - Москва : Физкультура и спорт, 2015. - 240 с.
14. Григорьев О. А. Развитие скоростных способностей / О. А. Григорьев. - М.: Академия, 2021 - 73 с.
15. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. - Минск.: Народная асвета, 2019. - 87 с.
16. Деев, Ф.В. Спортивное ориентирование / Ф.В. Деев, В.П. Трусова // ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина». - 2016. - №2. - С. 172-174.
17. Джелепов, И.Б. Теннис. Методика начального обучения : учебное пособие / И.Б. Джелепов, Н.В. Колесников, П.П. Смолев. - Санкт-Петербург : ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2014. - 120 с.
18. Долгушина, Н.А. Физическое развитие ребенка : учебно-методическое пособие / Н.А. Долгушина. - Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2017. - 102 с.
19. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физилогия / А.О. Дробинская. - М. : Издательство Юрайт, 2017 - 414 с.
20. Дьяконов, И.Г. Методика скоростно-силовой подготовки в спортивном ориентировании / И.Г. Дьяконов, Н.П. Олесов // Дальневосточная государственная академия физической культуры. - 2018. - С. 96-98.
21. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учебное пособие / Ю.И. Евсеев.Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 384 с.
22. Еелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта : учебное пособие / В.М. Еелецкий. - Красноярск : ПИК СФУ, 2018. - 342 с.
23. Ермаков, В.В. Формирование двигательных действий и развитие психофизических качеств ориентировщиков: монография / В.В. Ермаков, З.В. Васильева. - Смоленск: СЕАФКСТ, 2018. - 140 с.
24. Иванов Е. И. Начальная подготовка ориентировщика / Е. И. Иванов. М.: Физкультура и Спорт, 2015. - 128 с.
25. Колесникова, Л.В. Спортивное ориентирование: Рабочая тетрадь юного ориентировщика / Л.В. Колесникова. - М.: ЦДЮТиК, 2022. - 64 с.
26. Кондратов В. Н., Федюков Д. Е. Спортивное ориентирование / В. Н. Кодратов. - Ульяновск : учебно-метод. пособие. 2018. - 48 с.
27. Копкарева, О.О. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / О.О. Копкарева. - Тверь : Тверской государственный университет, 2016. - 114 с.
28. Лосев А. С. Тренировка ориентировщиков разрядников / А. С. Лосев. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 112 с.
29. Лях В. И. Физическая культура. Учебник для общеобразовательных учреждений / В. И. Лях. - М: «Просвещение», 2013. - 190с.
30. Максименко A. M. Основы теории и методики физической культуры / А. М. Максименко: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. - 319 с.
31. Малеев, А.А. Техника ориентирования / А.А. Малеев. - Смоленск: Физкультура и спорт, 2017. - 84 с.
32. Мирволд, Б. Тренировка техники спортивного ориентирования: пПер. с норвежек. / Бернт Мирволд // Азимут. - 2022. - №1. - С. 38-39.
33. Мухамитянов, Ф.Д. Особенности мотивации к занятиям по спортивному ориентированию / Ф.Д. Мухамитянов, Е.А. Захарова // актуальные проблемы физического воспитания, здорового и безопасного стиля жизни в образовательных учреждениях. - 2017. - №2. - С. 124-127.
34. Павлов, П. О построении спортивной подготовки в спортивном ориентировании / П.О. Павлов // Сборник учебно-методических материалов. - 2019. - №6. - С. 8-10.
35. Пакконен О. Н. Спортивное ориентирование / О. Н. Пакконен: учеб. пособие. - М.: Физкультура и Спорт, 2013. - 239 с.
36. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов // Общая теория и её практические приложения. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
37. Пукалова А.С. Методика скоростно-силовой подготовки в базовый период в спортивном ориентировании / А. С. Пукалова // Физическая культура и спорт. 2018. № 2. С. 2-7.
38. Стариков, С.С. Спортивное ориентирование как средство оздоровительной физкультуры / С.С. Стариков, Е.В. Егорычева, И.В. Чернышева, М.В. Шлемова // Информационно-технический отдел Академии Естествознания. - 2016. - №5. - С. 310-311.
39. Стародубцев В. В. Индивидуализация спортивной тренировки бегунов на средние и длинные дистанции на основе критериев специальной подготовленности: автореф. дис. канд. пед. Наук / В.В. Стародубцев - Омск, 2014. - 63 с.
40. Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В. П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 175 с.