Фрагмент для ознакомления
2
В условиях быстрого темпа развития всех сфер общества мы как никогда нуждаемся в определенных знаниях, умениях и навыках, чтобы суметь адаптироваться в новых условиях, быть гибким, способным и востребованным специалистом. Однако, чтобы стать таким человеком, необходимо развивать способности в разных сферах деятельности, которые в дальнейшем будут способствовать её продуктивности. Это относится не только к профессиональным умениям, но и к более широким, «фундамент» которых закладывается ещё при обучении в школе. Большую роль в этом играет эстетическое воспитание, которое является неотъемлемой частью повседневной жизни.
Актуальность вопроса обусловлена тем, что данный вид воспитания является ключевым моментом духовного становления личности, который представляет собой необходимый компонент для развития определенных знаний, умений и навыков, способствующих достижению положительных результатов в различной профессиональной деятельности.
В последнее время много говорится о воспитании человека культуры. Эстетическое воспитание ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение творческих и разносторонних условий её развития, реализации её природных потенциалов .
Начальное образование является фундаментом всей системы общего образования. Именно на начальной образовательной ступени происходит становление основ познавательной мотивации, познавательных интересов, происходит формирование личностной самооценки ребенка.
Среди задач, поставленных перед отечественным образованием Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, задача личностного развития младших школьников определена как приоритетная. Сформированность личностных универсальных учебных действий как показатель достижения планируемых образовательных результатов согласно требованиям ФГОС НОО определяет уровень духовно-нравственного развития младших школьников.
Известно, что в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России одной из ключевых национальных ценностей названо эстетическое развитие личности, определяющее формирование эстетической культуры . Полагаем, что одним из важных факторов, влияющих на эстетическое восприятие человеком окружающего мира, является природа. Формирование эстетических чувств, эмоций и впечатлений младших школьников при восприятии природы и взаимодействия с природой осуществляется в процессе эстетического воспитания.
Заметим, что проблема эстетического воспитания в ее различных аспектах рассматривается в научно-педагогической литературе в работах отечественных и зарубежных авторов.
Так, общепедагогические аспекты эстетического воспитания отражены в трудах Д.Н. Джолы, Д.Б. Кабалевского, Н.И. Киященко, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А.Б. Щербо и др. Авторами выделены сущностные стороны понятия «эстетическое воспитание»: когнитивная, эмоционально-оценочная и деятельностная.
Исследованию природы как ключевого фактора эстетического воспитания посвящены работы М.Д. Таборидзе, Г.С. Лабковской, Н.И. Киященко, Д.Б. Лихачева.
Эколого-эстетические проблемы исследуют И.Р. Голубева, Л.И. Григорьева, О.А. Кочеткова, Т.В. Леонтьева, О.В. Набока, С.С. Зорин.
В трудах П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского, В.В. Зеньковского, А.Н. Леонтьева, Д.С. Лихачева, С.Л. Рубинштейна, М.Б. Теплова, К.Д. Ушинского исследуются различные методы эстетического воспитания природой.
Немалое число научных исследований посвящено проблеме развития эстетического восприятия природы как одной из ведущих задач эстетического воспитания младших школьников. Данная проблема решается в работах О.А. Бычихиной, Е.И. Игнатьева, В.А. Разумного, Б.П. Рождественского, В.К. Скатерщикова, С.Т. Шацкого и др.
В работах Г.Н.Кудиной, A.A. Мелик-Пашаевой, А.Я. Михайловой, З.Н. Новлянской, В.Г. Ражникова, A.B. Толстых особое внимание уделено механизмам развития эстетического восприятия окружающего мира младшими школьниками.
В работах В.М. Бронникова, В.Ф. Базарного, Б.И. Додонова, В.В. Зеньковского, О.В. Набока, Е.Н. Ращикулиной исследуется влияние эмоций на познавательное развитие детей.
Тем не менее проблеме эстетического воспитания младших школьников в рамках школьного образования уделено недостаточное внимание. В результате поставки данной проблемы ряд научных исследований стали указывать на противоречие между требованиями ФГОС НОО к уровню эстетической воспитанности младших школьников и недостаточным уровнем решения данной проблемы в школьной образовательной практике.
Особая роль в становлении эстетической восприимчивости учащихся принадлежит книге. Способность маленького школьника воспринимать прочитанное, сопереживать героям произведения, особая способность чувствовать искусство слова - всё это обязательно должно быть поддержано в процессе обучения чтению .
Сейчас для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совершенно необязательно читать, достаточно черпать информацию с экрана телевизора и монитора. Но телеэкран нивелирует личностные установки, навязывая каждому тот либо другой взгляд на реальную действительность. Происходит размывание грани различных культур, из обыденной жизни исчезают традиции прошлых поколений, личное самосознание подвергается испытанию «коллективной бессознательностью», которая приобретает планетарные размеры. В этих условиях воспитательная роль книги увеличивается и становится ведущей.
Именно из книг чаще всего черпаются знания о культурных традициях, также нравственные ориентиры, которые помогают разобраться в лабиринтах добра и зла современного мира.
Поэзия приобретает в наше время особое значение, ведь она воспитывает вкус не только к литературе, но и к языку, бесконечно стертому и замусоренному в наших буднях. Ознакомившись с методической литературой, мы заметили, что у младших школьников имеются возможности полноценно воспринимать поэтические произведения серебряного века, они готовы к анализу этих произведений, в ходе которого дети знакомятся с биографией писателя и особенностями его творчества. Анализ программ по литературному чтению показал, что подобные произведения представлены практически во всех учебных программах по литературному чтению в начальной школе.
Поэзия серебряного века традиционно изучается в 11 классе. Большой объём и сложность восприятия темы учащимися вызывает определенные трудности при изучении. Ознакомление с этими произведениями является возможным с 1 класса. Необычность образов, более глубокий смысловой ряд поэтических произведений серебряного века способствуют развитию личности младшего школьника. Таким образом, к 11 классу будут накоплены фактические знания о поэзии. Сознание учащихся вполне будет готово к восприятию поэзии серебряного века на новом уровне как целостное историко-литературное явление, как художественный феномен.
Целью данной работы является изучение особенностей ознакомления младших школьников с поэтическими произведениями серебряного века.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить проблему эстетического воспитания младших школьников;
• Выявить возможности урока литературного чтения в эстетическом воспитании младших школьников;
• Изучить поэзию серебряного века как феномен;
• Определить направления изучения стихов поэтов серебряного века на уроках литературного чтения на примере стихотворений С. Есенина о природе.
Объект исследования: поэзия серебряного века в системе литературного образования младших школьников.
Предмет исследования: выявление стилевых особенностей стихотворений серебряного века из круга детского чтения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Эстетическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема
Проблемами эстетического воспитания занимались как отечественные, так и зарубежные философы, среди которых хотелось бы выделить H.A. Бердяева, В.В. Розанова, В.В. Соловьева и других. «Их идеи сыграли существенную роль в утверждении общечеловеческих ценностей и способствовали творческим поискам во всех областях гуманитарной деятельности. Своими трудами они призывали к познанию сущности человека, мировой цивилизации и определению в ней места многонациональной России, что, безусловно, оказало огромное влияние на процесс формирования новых направлений и педагогических концепций, как системы взглядов на воспитание и образование детей и молодежи» .
По педагогическому словарю Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, «воспитание эстетическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты» .
В.А. Сухомлинский считал, что эстетическое воспитание тесно связано с эмоциональным воспитанием. Он полагал, что эмоциональное и эстетическое воспитание начинается с развития культуры ощущений и восприятий. С богатого эмоционального подтекста отношений между членами коллектива: чуткость, сердечность, задушевность .
Практика общения с учителями школ показала недооценку учителями начальной школы важности развития понятийной сферы эстетических знаний младших школьников при изучении явлений живой и неживой природы, выявила недостаточную работу по развитию эмоционально-оценочных способностей детей в вопросах эстетического воспитания природой, а также навыков экологически грамотного взаимодействия с природой, трактуемого как эстетическая активность .
По мнению Сластенина В.А., эстетическая активность — это
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арбатская Н.А. Теория и практика эстетического воспитания дошкольников в России (1917-1936 гг.): Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Арбатская Н.А. – М., 2002
2. Баудер, Г.А. Организация нравственного воспитания в процессе учебной деятельности / Г.А. Баудер, Е.А. Рыжанова // Наука и Образование. - 2020. - Т. 3. - № 2
3. Воронова О.Е. У истоков есенинской Руси: постижение Родины [Текст]. / Современное есениноведение. – 2011. – №3. – С. 3 – 6.
4. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Основные принципы и условия реализации эстетического воспитания младших школьников // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.
5. Горбушина, Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников / Л.А. Горбушина. – М.: Просвещение, 1981. – 148 с.
6. Завистнова, С.Ю. Произведения устного народного творчества как источник патриотического воспитания школьников / С.Ю. Завистнова, Н.В. Черникова // Сб.: Русский язык: история, диалекты, современность. Сборник научных статей по материалам докладов и сообщений конференции, 2018. - С. 102-109
7. Коваль, Н.А. Учебная деятельность как средство духовного развития будущего специалиста / Н.А. Коваль // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2019. - № 2(283). - С. 264- 267
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – с. 153
9. Корниенко С.Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города: Дис. ... канд. пед. наук. – Кемерово, 2002. – с. 74
10. Костюшина, Е.В. Проблема конфликтов в подростковом возрасте / Е.В. Костюшина, Н.Н. Парусова // Наука и Образование. - 2018. – Т. 1. - № 3-4. - С. 24
11. Кочеткова А.А., Левшина Н.И. К проблеме развития познавательноисследовательской деятельности дошкольников // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. С. 397-399.
12. Кочинева О.К. О языковых средствах выражения сравнений, метафор, эпитетов[Текст]. // РЯШ. 2005. №5 – С. 7 – 8.
13. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд, стер. – М.: Академия, 2007. – 464 с.
14. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников: методическое пособие для учителя / В.И. Максакова. – М.: Просвещение, 2003. – 254 с.
15. Обносов, В.Н. К.Д. Ушинский: личность и время / В.Н. Обносов // Наука и Образование. - 2019. - Т. 2. - № 2. - С. 149
16. Обносов, В.Н. Социально-психологический анализ девиантного поведения / В.Н. Обносов // Наука и Образование. - 2019. – Т. 2. -№ 2. - С. 28
17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999
18. Оцуп Н. Современники. – Париж, 1961
19. Перышкова, С.А. Роль семьи в развитии личности ребенка дошкольного возраста / С.А. Перышкова, Е.П. Скрылева // Актуальные проблемы науки и образования: сборник статей по итогам научно-исследовательской и инновационной работы Социально-педагогического института ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ за 2017 год. - Мичуринск, 2017
20. Полянских Н.Н. Учимся видеть метафору [Текст]. [Текст]. // РЯШ. 2000. № 5 – С. 10 – 12.
21. Рукавицын М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М.: Просвещение. 2002
22. Русская литература XX века / Под общ. ред. В.В. Агеносова. М.: Дрофа, 2001.
23. Савченко Т.К. Есенин и русская литература ХХ века Влияния. Взаимовлияния. Литературно-творческие связи. М.: Русскiй Мiръ, 2015
24. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия». 2002
25. Солодилова И.А. Смысл художественного текста. Словесный образ как актуализатор смысла. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. – 153 с.
26. Стасько, А. В. Личностно-ориентированное обучение – средство формирования познавательной активности учащихся / А. В. Стасько // Начальная школа. – 2009. – № 7. – 42-44 с.
27. Сухомлинский, В. Через красивое к человеческому / В. Сухомлинский. – Текст : электронный // ROERICH : [web-сайт]. – URL https://roerichlib.ru/index.php/sukhomlinskij/5224-glava-5-cherez-krasivoe-k-chelovecheskomu
28. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
29. Ушинский, К.Д. Русская школа; сост., предисл., коммент. В.О. Гусаковой; отв. ред. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2015. – 688 с.
30. Характеристика младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/166-vozrastnaya-psixologiya/2749-xarakteristikamladshego-shkolnogo-vozrasta