Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования довольно высока, так как прокуратура до сих пор не отнесена к какой-либо из трех ветвей власти. В главе 7 Конституции РФ обобщены положения о судебной системе и прокуратуре РФ, однако статьи этой главы не определяют прокуратуру как судебный орган. Аналогично, в правовых актах, касающихся деятельности прокуратуры, нет указания на то, что она является частью исполнительной власти: ч.4 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее - ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1) предусматривает, что прокуратура может участвовать в правотворческой деятельности, но суть этого закона связана с правотворческой деятельностью, так как правотворческий процесс является завершающей стадией, соответственно наиболее важной и ответственной стадией правотворческой деятельности. Это позволяет сделать следующий вывод: прокуратура также непосредственно участвует в законотворческом процессе. В своей надзорной функции прокуратура фактически будет входить в состав всех трех государственных ведомств.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании конституционно-правового статуса органов прокурорского надзора.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы конституционного права, регулирующие правовой статус органов прокурорского надзора.
Целью исследования является исследовать конституционно-правовые проблемы статуса органов прокурорского надзора и их место в системе государственных органов РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть историю создания и генезис Прокуратуры в России;
2. исследовать функции Прокуратуры как государственно-правового института;
3. рассмотреть Прокуратуру и органы законодательной власти РФ;
4. определить взаимодействие Прокуратуры и органов исполнительной власти РФ;
5. проанализировать взаимодействие Прокуратуры и органов судебной власти РФ.
Методологическая основа исследования. Существуют общенаучные и частно-научные методы исследования, такие как формально-юридические методы, используемые для определения политико-правовых характеристик федеральных территорий, сравнительно-правовые методы, позволяющие сравнивать институты российских и зарубежных федеральных территорий, и системно-структурные методы, задействованные при изучении федеральных территорий в системе современного федерализма. В совокупности эти методы позволяют позиционировать федеральные территории как новое и важное явление российского федерализма.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: зарубежное законодательство, Конституция РФ; законодательство в сфере конституционного права; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Уровень научных исследований по данной теме достаточно высок. Ряд отечественных правоведов-конституционалистов подробно изучали данный вопрос - М.В. Баглей, В.В. Багляк, С.М. Казанцев, Н.В. Мельников, Ю.И. Скуратов, Б.Н. Топорнин и многие другие. Количество известных отечественных правоведов, интересующихся данной темой, доказывает важность для российской юриспруденции изучения вопроса о правовом статусе прокуратуры в РФ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем законодательства в области конституционно-правового статуса органов прокурорского надзора.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере совершенствования конституционно-правового статуса органов прокурорского надзора.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, библиографического списка. Содержание работы изложено на 33 страницах машинописного текста. Библиографический список состоит из 21 источников.
1.Государственно-правовые основы места и роли Прокуратуры в государственном механизме России
1.1.История создания и генезис Прокуратуры в России
Рассмотрение исторических аспектов создания и развития прокуратуры в России имеет большое значение. Анализ отечественного опыта развития этой власти позволяет выявить и современные недостатки, которые можно устранить и сделать работу прокуратуры более профессиональной. Для изучения данного вопроса целесообразно разделить его на три основные подкатегории: досоветская прокуратура (до 1917 года), советская прокуратура (1917-1992 годы) и российская прокуратура (после 1992 года).
Историю создания прокуратуры в России можно проследить с 1711 года, когда на основании императорского указа Петра I от 2 марта 1711 года была учреждена прокуратура. В то время служба представляла собой уникальный для России того времени институт, функцией которого был надзор за соблюдением законов. Институт фискальной службы характеризовался совершенно новыми для органов государственного управления того времени принципами, а именно: четко определенным характером административных возможностей, установленной системой территориальных единиц, не подчинявшихся местным администрациям, принципом комплектования. Это было связано с обогащением бюрократического аппарата в ходе реформ Петра I. Следует отметить, что, хотя фискалы имели широкие полномочия по маневрированию и расследованию, им не разрешалось одновременно вести следствие, а собранные материалы дел передавались в органы власти, которые уже непосредственно занимались этими нарушениями, а сами фискалы не имели права вести следствие. Еще одной важной особенностью было отсутствие средств на содержание фискалов.
Это привело к упразднению системы. Фискалы содержались органами, которые их проверяли. Учреждения, целью которых была борьба с коррупцией, стали коррумпированными. В результате институт фискалов был дискредитирован и упразднен.
В 1722 году указом Петра I был создан новый надзорный орган - прокуратура. Прокуратура состояла из двух основных подразделений: Синода и Сената. Члены прокуратуры были независимы друг от друга, а обер-прокурор Синода не подчинялся генерал-прокурору Сената. Они, в свою очередь, делились на высшую структуру, состоящую из обер-прокурора и генерал-прокурора, и низшую структуру, включающую прокуроров Верховного суда и центральных учреждений. Надзор за прокурорами осуществлялся во всех коллегиях, за исключением коллегии Министерства иностранных дел. Внешняя политика имела особое значение и поэтому курировалась лично царем.
К 1723 году прокуратура в России начала быстро развиваться, но ее штат был еще очень мал и состоял из 20 прокуроров, по три прокурора от Синода и Сената и 17 прокуроров от Центральной канцелярии и Верховного суда.
Изучение работы Прокуратуры с 1722 по 1727 год позволяет сделать следующие выводы. Организация справлялась со своими задачами, осуществляя надзор за исполнительной и законодательной властью государства. Однако после смерти Петра I око монарха было фактически реорганизовано. При Екатерине I вновь назначенные прокуроры не стояли на местах, а те, кто уже был назначен, были переведены на другие должности. Таким образом, организация была практически упразднена. Тем не менее, с середины 30-х годов XVIII века прокуратура вернула себе статус надзорного органа и продолжала развиваться.
В период правления Екатерины II прокуратура получила стимул к развитию. Штат прокуратуры был расширен, полномочия увеличены, а в Книге уложения о губерниях 1775 года были определены обязанности и полномочия региональных прокуроров. Даже в период правления Павла I, которому не понравились реформы Екатерины Великой, прокурорский надзор был значительно ослаблен, число прокуроров значительно сокращено, финансирование урезано, но прокуратура как институт власти сохранилась.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "О прокуратуре РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 24. - Ст. 2830.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 29.12.2022) "О прокуратуре РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №47. - Ст.4472.
4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ "О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 6. - Ст.548.
5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ. - 2020. - №11. - Ст.1416.
6. Авакьян С.А. Глава Российского государства и региональные структуры власти: опыт и проблемы взаимодействия / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 11. С. 40.
7. Бойков А.Д., Дашков Г.В., Демин Г.В., Жевлаков Э.Н., Клочков В.В., Сухарев А.Я., Скуратов Ю.И., Рябцев В.П., Ястребов В.Б. Прокуратура РФ. Концепция развития на переходный период. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru . - Дата обращения: 11.03.2023 г.
8. Винокуров А.Ю., Карпов Н.Н. О системе и иерархии функций прокуратуры в контексте конституционных новелл // Законность. 2022. № 5. С.27.
9. Винокуров А.Ю. К вопросу о содержании прокурорской деятельности // Вестн. Ун-та прокуратуры Рос. Федерации. 2020. № 3. С. 34 - 40.
10. Карпов Н. Хорошая теория - залог успешной практики // Законность. 2008. № 7. С. 12 - 15; Прокуратура: надзор или деятельность // Законность. 2014. № 8. С. 7 - 11.
11. Королев Г.Н. Прокурорское уголовное преследование в российском уголовном процессе: Монография. М.: Юрлитинформ, 2006. С.81.
12. Лебединский В.Г., Каленов Ю.А. Прокурорский надзор в СССР. М., 1957; Смирнов А.Ф. Организация работы и функции управления в органах прокуратуры РФ. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru . - Дата обращения: 11.03.2023 г.
13. Мельников Н.В. О соотношении специализированного конституционного контроля и неспециализированного конституционного надзора в России // Журнал конституционного правосудия. 2014. № 3. С.11.
14. Мыцыков А.Я. Правовое регулирование деятельности прокуратуры // Законность. 2011. № 11. С. 30 - 31.
15. Осипян С. Функции прокуратуры и предмет надзора // Законность. 2006. - №12. - С.11.
16. Проблемы общей теории права и государства: Учеб. / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2004. С. 695.
17. Тадевосян В.С. Прокурорский надзор в СССР. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru . - Дата обращения: 11.03.2023 г.
18. Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты: Учеб.-практ. и справ. пособ. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru . - Дата обращения: 11.03.2023 г.
19. Тушев А. Направления деятельности, функции, полномочия прокуратуры и отрасли прокурорского надзора // Законность. 2021. № 4. С.20.
20. Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. 2003. № 2. С. 30.
21. Щерба С., Решетникова Т. Конституционные новеллы о системе и иерархии функций прокуратуры // Законность. 2021. № 4. С.3.