Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для любого государства одной из важнейших подсистем является социальная сфера. Причины этого кроются в самой ее сути: именно социальная сфера обеспечивает получение человеком знаний, умений и навыков, дает возможность выбрать исходя из своих предпочтений, профессию, в которой можно применить полученные знания. При этом на социальный институт, его развитие, функционирование, приоритеты влияют множество факторов, важнейшими из которых являются экономические и политические преобразования. В качестве примера можно привести внедрение рыночных отношений в образование, изменение ориентации этого института (привлечение внимания к интересам личности), создание частных, негосударственных форм обучения приводят к корректировкам, изменении в содержании и новому подходу к конституционному праву на образование.
Между тем, несмотря на законодательное закрепление права на образование и провозглашение его общедоступности, при реализации данного права возникает ряд сложностей и проблем как правового, так организационного характера. Так, к теоретическим проблемам можно отнести то, что российский законодатель не дает определения понятия «право на образование», в связи с чем в юридической литературе не сложилось однозначного понимания сущности и содержания данного права. В практике реализации гражданами конституционного права на образование существует множество противоречий и нерешенных вопросов, в том числе связанных с переходом на новые стандарты образования, затрудняющих для граждан реализацию одного из важнейших конституционных прав и поэтому требующих пристального внимания и всестороннего исследования.
Сказанное обусловливает актуальность избранной темы курсовой работы.
Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного права граждан на образование.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с правом граждан на образование.
Цель исследования – всестороннее изучение вопросов, связанных с раскрытием понятия и правовой природы права граждан на образование, его особенностей реализации в РФ на современном этапе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– охарактеризовать понятие и содержание права на образование;
– изучить правовое регулирование права на образование;
– дать общую характеристику развития образования в РФ в настоящее время
– выявить проблемы реализация конституционного права на образование в РФ;
– проанализировать реализацию приоритетного национального проекта «Образование» как фактора развития образования в РФ.
Теоретическую основу работы составляют труды таких отечественных
ученых, как: А. И. Рожков, В. Д. Перевалов, Ф. В. Фетюков, А. И. Абрамова, А. Н. Акимова, Л. М. Албогачиева, А. И. Беляйкина, Н. В. Вечканова, М. И. Жевнерчук, Е. Е. Жукова, В. В. Камнева, Т. В. Лысенко, Р. Мардонов, М. С. Морозов и др.
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: индукция, дедукция, специально-юридический и другие приемы обобщения научного материала практического опыта.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, а также списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РФ
1.1. Понятие и содержание права на образование
Российское государство, согласно Основному Закону РФ, является демократическим, правовым государством, которое признает своей обязанностью защиту и признание прав человека и гражданина. К числу таких прав относят право каждого на образование, которое закреплено в статье 43 действующей Конституции РФ [1].
Основной закон понятие «каждый» определяет, как гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства вне зависимости от различных признаков: расы, национальности, пола, языка, происхождения, места жительства, религиозных и иных убеждений, возраста [19, с. 19].
Соответственно, ст.5 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6] (далее – Закон об образовании № 273) гарантирует право на получение образования каждому, независимо от каких-либо признаков. Так же, данный закон в ст. 2 определяет образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах самого человека, общества и государства; воспитание как деятельность, направленная на развитие личности, самоопределение и социализацию, формирование чувства патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде; обучение процесс по овладеванию знаниями, умениями и формирование мотивации к образованию на протяжении всей жизни человека. Из этой статьи можно сделать вывод о том, что образование – это не только процесс усвоения и совокупность полученных знаний, а более широкое понятие, охватывающее не исключительно интеллектуальную деятельность человека. Помимо закрепления права на образование, в РФ гарантируется бесплатность и общедоступность уровней общего образования: дошкольного, начального, основного и среднего. Эти гарантии взаимозависимы, т. к возможность бесплатно получать образование содействует его общедоступности, которая для большинства населения практически невозможна без бесплатности. Так же существует ступень высшего образования, которое на бесплатной основе может каждый получить на основе конкурса. Осознавая важность образования для страны и мира в целом, в Законе об образовании № 273 Россия признала область образования приоритетной [19, с. 20].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 82 с. – (Юрайт.Академия). – ISBN 978-5-534-16068-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/530439 (дата обращения: 15.03.2023).
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1995. – № 67. – Текст : непосредственный.
3. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования [рус., англ.] (Заключена в г. Париже 14.12.1960) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXII. – М., 1967. С. 239 - 246. – Текст : непосредственный.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17. – Ст. 291. – Текст : непосредственный.
5. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 1. – Текст непосредственный.
6. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации.: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (часть I). – Ст. 7598. – Текст непосредственный.
7. Российская Федерация. Законы. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 // Собрание. законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817. – Текст непосредственный.
8. Российская Федерация. Законы. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 // Собрание законодательства РФ. 2018. № 1 (часть II). Ст. 375. – Текст непосредственный.
9. Российская Федерация. Законы. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р // Собрание законодательства РФ. 2017. № 32. Ст. 5138. – Текст непосредственный.
10. Образовательное право : учебник для вузов / А. И. Рожков [и др.]; под редакцией А. И. Рожкова, В. Ю. Матвеева. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 376 с. – ISBN 978-5-534-12877-2
11. Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Перевалов. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 341 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-00774-9.
12. Фетюков, Ф. В. Теория государства и права: функции государства : учебное пособие для вузов / Ф. В. Фетюков. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 141 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07231-0.
13. Абрамова А. И. Стратегия развития системы образования в РФ / А. И. Абрамова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 14 (48). – С. 24-26.
14. Акимова А. Н. Текущее состояние и перспективы развития государственного управления системой образования в РФ / А. Н. Акимова, Д. В. Завальский, А. В. Лубин, И. А. Межин, Т. В. Новицкая // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 7. – С. 182-186.
15. Албогачиева, Л. М. Право на образование / Л. М. Албогачиева // Студенческий форум. – 2023. – № 1-3(224). – С. 11-13.
16. Беляйкина А. И. Проблемы реализация конституционного права на образование в субъектах Российской Федерации (анализ судебной практики) / А. И. Беляйкина // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов : сборник материалов XII международной научно-практической конференции, Москва, 17 июня 2022 года. – Москва : Изд-во «ООО «ИРОК»; Общество с ограниченной ответственностью "Издательство АЛЕФ", 2022. – С. 420-430.
17. Вечканова Н. В. Особенности конституционного регулирования права на образование / Н. В. Вечканова // Право и государство: теория и практика. – 2017. – № 4 (148). – С. 39-42.
18. Жевнерчук М. И. Приоритетный национальный проект образование: цели, задачи и направления реализации / М. И. Жевнерчук // Педагогика и современное образование : традиции, опыт и инновации : сборник статей XV Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 мая 2021 года. – Пенза : ООО «Наука и Просвещение», 2021. – С. 36-39.
19. Жукова Е. Е. Право на образование как конституционное право личности в РФ / Е. Е. Жукова, Ю. А. Боков // Право как искусство добра и справедливости : сборник научных трудов 3-й Всероссийской научной конференции памяти д.ю.н., профессора О.Г. Лариной, Курск, 10 ноября 2022 года / Юго-Западный государственный университет;Союз криминалистов и криминологов; МГЮА имени О.Е. Кутафина. – Курск : Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 18-20.
20. Камнева В. В. Образование как фактор экономического роста / В. В. Камнева, Е. В. Крылова // Первая ступень в науке: сборник трудов по результатам работы VIII Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 309-312.
21. Лысенко Т.В. Основные направления приоритетного национального проекта «образование» / Т. В. Лысенко // Современная школа РФ. Вопросы модернизации. – 2021. – № 2-2 (35). – С. 32-33.
22. Мардонов Р. Роль образования в ускорении социально-экономического роста страны / Р. Мардонов // Экономика и социум. – 2020. – № 11 (78). – С. 874-882.
23. Морозов М. С. Конституционное право на образование / М. С. Морозов // Развитие современной юриспруденции : актуальные вопросы теории и практики : сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 декабря 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 34-37.
24. Итоговый отчет Министерства просвещения Российской Федерации о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2021 год – Текст : электронный. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/2497072509bb1312883f84f400259054/download/5485/ (дата обращения: 14.03.2023).
25. Отчет о реализации основных мероприятий Публичной декларации целей и задач Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за первое полугодие 2021 года – Текст : электронный. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/open_ministry/public_declaration/declaration/ (дата обращения: 14.03.2023).
26. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 14.03.2023).
27. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. № 9) – Текст : электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216432/ (дата обращения: 14.03.2023).
28. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 25 июня 2015 г. по делу № 33-9331/2015. – Текст : электронный. – URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 14.03.2023).
29. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 августа 2017 г. по делу № 33-14253/2017 – Текст : электронный. – URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 14.03.2023).
30. Решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан № 2-26/2019 2А-1095/2018 2А-26/2019 2А-26/2019(2А-1095/2018;)~М-1130/2018 М-1130/2018 от 16 января 2019 г. по делу № 2-26/2019. – Текст : электронный. – URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 14.03.2023).