Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Подростковый возраст – это такой возрастной период, когда индивиду необходимо научиться быть взрослым. Проблема кризиса подросткового возраста не является новой для психологии, так как к ее рассмотрению обращались многие исследователи.
Невзирая на масштабность исследований подросткового возраста, и подросткового кризиса, которые были представлены в трудах отечественных психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.), этот вопрос своей актуальности не теряет и в настоящее время. Так, на актуальность изучения подросткового возраста и значимость изучения личностных специфик подростка в период кризиса этого возраста, обращает особое внимание Г.С. Трофименко. В свою очередь проблема и отличительные особенности кризиса подросткового возраста раскрываются в работе М.А. Тимофеевой. Данный исследователь, раскрывая основные положения по проблематики подросткового кризиса, которые в свое время были обозначены Л.С. Выготским, подчеркивает значимость особого подхода педагогов и психологов к подросткам в этот период.
Тем не менее, всестороннего осмысления данная проблема еще не нашла.
То есть значимость рассмотрения специфики кризиса подросткового возраста и отсутствие целостного представления об этом явлении в психологической литературе делают рассмотрение темы «Кризис подросткового возраста» актуальным.
Проблема исследования: какие особенности поведения подростка связаны с кризисом подросткового возраста?
Цель исследования: выявить особенности переживания кризиса в подростковом возрасте.
Объект исследования: подростковый возраст и его проблемы.
Предмет исследования: возрастной кризис в подростковый период.
Гипотеза исследования: в период подросткового кризис у многих подростков снижается самооценка, претерпевают изменения смысло-жизненные ориентации, усиливаются потребности в достижении.
Задачи исследования:
- рассмотреть кризис в качестве психологического понятия;
- выявить особенности подросткового возраста и специфику кризиса этого возраста;
- эмпирическим путем выявить особенности переживания кризиса в подростковом возрасте;
- разработать рекомендации для смягчения переживания подростками возрастного кризиса.
Теоретической основой исследования стали работы таких авторов, как: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Б.С. Волков, И.В. Дубровина, Ю.А. Клейберг, О.О. Косякова, С.В. Молчанов, А.В. Мудрик, В.М. Мухина, А.М. Прихожан и др.
Методы исследования: анализ публикаций по проблеме исследования, наблюдение, тестирование.
Методики исследования: 1) опросник выраженности симптомов подросткового кризиса В.Е. Василенко (форма для подростков), 2) методика «Смысло-жизненные ориентации (СЖО)», адаптированная Д.А. Леонтьевым, 3) тест – опросник Г.Н. Казанцевой «Уровень общей самооценки», 4) диагностика «Шкала оценки потребности в достижении».
База исследования: средняя общеобразовательная школа № 54.
Выборка: 30 подростков в возрасте 14 – 15 лет.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИЗИСА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1. Кризис как психологическое понятие
В возрастной психологии особое место занимает проблема возрастных кризисов, рассматриваемая как отечественными, так и зарубежными ученые. В этом отношении Л.С. Выготский, раскрывая сущность возрастных кризисов, подчеркивал, что возрастные изменения способны протекать в отдельных случаях весьма резко, критически, в других же случаях они могут происходить постепенно. При этом в относительно стабильные или устойчивые возрастные периоды происходят преимущественно микроскопические изменения личности. Они накапливаются до определенного предела, а потом скачкообразным образом проявляются в виде отдельного возрастного новообразования. Кризисные периоды имеют черты, которые противоположны стабильным или устойчивым возрастным периодам [3].
В качестве первой специфики такого рода периодов выступает то, что границы, которые отделят собой начало и конец кризиса непосредственно от смежных возрастов, являются в высшей степени неотчетливыми. Кризис появляется незаметно, сложно определить момент его возникновения и окончания. Критические периоды у различных детей проходят не одинаково. В процессе протекания кризиса даже у максимально близких по типу развития, а также по социальной ситуации детей имеется намного больше вариаций, нежели в стабильные периоды. При этом внешние условия определяют определенный характер выявления и протекания отдельных кризисных периодов. Практически каждый ребенок в период возрастного кризиса становится в той или иной мере трудновоспитуемым в сравнении с тем, как он вел себя в смежном стабильном возрасте. Наконец, третьей, наиболее значимой в теоретическом отношении спецификой критических возрастов, однако максимально неясной и поэтому затрудняющей верное понимание природы детского развития в данные периоды, выступает именно негативный характер развития. Весьма прогрессивное развитие ребенка, построение нового, отчетливым образом выступающее во всех стабильных возрастах, словно бы в периоды кризиса затухает, приостанавливается на время. В критические периоды ребенок не столько приобретает что-то новое, сколько он теряет из ранее приобретенного [3].
При возрастном кризисе в 13 лет происходит снижение у учащегося продуктивности умственной работы обучающегося, которое было вызвано тем, что имеет место изменение установки от наглядности непосредственно к более глубокому пониманию и дедукции [9].
Наиболее существенное содержание процесса развития в период критических возрастов прослеживается в появлении специфических новообразований. Их основное отличие непосредственно от новообразований стабильных возрастов заключается в том, что у них именно переходный характер. Они затем отмирают, своего рода поглощают новообразования последующего, уже стабильного возраста [4].
То есть Л.С. Выготский полагал, что главным критерием разделения периода детского развития на отдельные возрасты неизменно должны являться новообразования [3]. В свою очередь Д.Б. Эльконин в своих работах развил представления Л.С. Выготского о возрастных кризисах. Д.Б. Эльконин среди видов ведущей деятельности, которые оказывают максимально сильное влияние на процесс развития ребенка, выделяет следующие две группы: 1) деятельности, ориентирующие ребенка непосредственно на нормы отношений между людьми; 2) ведущие деятельности, позволяющие усваивать выработанные на общественном уровне способы действий с предметами [25].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 240 с.
2. Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству / В.М. Брюханов // Классный руководитель. – 2007. – № 6. – С.126-131.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. – В 6т. – Т.4. – М.: Просвещение, 1993. – 280 с.
4. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – М.: Пед. о-во России, 2017. – 200 с.
5. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Пед. о – во России, 2016. – 488 c.
6. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2016. – 412 с
7. Каргин М.И. Особенности возрастных кризисов в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / М.И. Каргин, Е.А. Васягина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2015. – № 1. -С. 136-141. – Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25385971_95886666.pdf (дата обращения 07.10.2023).
8. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: Сфера, 2017. – 280 с.
9. Косякова О.О. Возрастные кризисы / О.О. Косякова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 250 с.
10. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. – Воронеж: Олма-Пресс, 2004. – 450 с.
11. Милицына В. Как помочь подростку благополучно пережить и завершить кризисный период / В. Милицына // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2018. – № 5. – С. 40-49.
12. Михайлова Н. Понимать детство / Н. Михайлова, С. Юсфин. – М.: Народ. образование, 2019. – 188 с.
13. Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник / С.В. Молчанов. – М.: Юрайт, 2019. – 351 с.
14. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2016. – 98 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество / В.М. Мухина. – М.: «Академия», 2017. – 456 с.
16. Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов / под общ. ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 196 с.
17. Олейникова А.В. Кризис подросткового возраста [Электронный ресурс] / А.В. Олейникова //Аллея науки. – 2018. – Т. 2. № 10 (26). – С. 955-957. – Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28786051_61636788.pdf (дата обращения 10.03.2023).
18. Поливанов К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанов // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 17-21.
19. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Психологич. наука и образование. – 2012. – №1. – С.82-87.
20. Скотаренко Е.Л. Потребности и интересы современных подростков / Е.Л. Скотаренко // Классный руководитель. – 2015. – № 5. – С. 74-80.
21. Тимофеева М.А. Особенности и проблематика подросткового кризиса [Электронный ресурс] / М.А. Тимофеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1736-1740. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/86374.htm (дата обращения: 10.03.2023).
22. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. – СПб.: Питер, 2017. – 286 с.
23. Ходырева С.В. Особенности протекания подросткового кризиса у современных подростков / С.В. Ходырева // Будущее науки – 2019: сб. науч. ст. 7-й Междунар. молодеж. науч. конференции. – Курск, 2019. – С. 334-337.
24. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. учебник и практикум / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2019. – 457 с.
25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1998. – 450 с.
26. Ясюкова Л.А. Закономерности возрастного развития. Критический анализ концепций / Л.А. Ясюкова // Народное образование. — 2016. – № 6. – С. 41-52.